Лучший педагог года

Адаптивная физическая культура как интегративная наука и учебная дисциплина

Светлана Курмашева
Адаптивная физическая культура как интегративная наука и учебная дисциплина

Адаптивная физическая культура как интегративная наука и учебная дисциплина.

Адаптивная физическая культура вмещает в себя многие области знания и учебные дисциплины – физическая культура, коррекционная педагогика, теория и методика физической культуры и спорта и т. д. Некоторые исследователи отождествляют понятия адаптивной физической культуры и ЛФК. Современные изыскания доказывают обратное, адаптивная физическая культура является более объемным понятием и направлена на социализацию личности человека с ОВЗ, усовершенствование качества жизни людей с ОВЗ и т. д., а не только лечение и укрепление здоровья человека с помощью различных упражнений.

Публикация «Адаптивная физическая культура как интегративная наука и учебная дисциплина» размещена в разделах

С теоретической точки зрения, адаптивная физическая культура как наука изучает особенности, цели и задачи, функции, принципы АФК. Также, адаптивная физическая культура совершенствуется с каждым днем, изучая новые ее виды, которые направлены на удовлетворение различных потребностей людей с ограниченными возможностями и инвалидов. АФК стремится учесть развитие всех сторон жизни человека с ОВЗ – формирование мотивов и потребностей, особенности развития личности и индивидуальных способностей и т. д.

Адаптивная физическая культура тесно связана с другими областями науки и стремится интегрировать понятия медицины, образования и т. д., с целью усовершенствовать развитие человека с ограниченными возможностями здоровья. Важной проблемой теории адаптивной физической культуры выступает исследование особенностей физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

На сегодняшний день важным аспектом развития адаптивной физической культуры является разработка ее методологии и фундаментализация образования в данной сфере. Однако существуют определенные проблемы, к которым в большей степени относится создание нового знания, которое является результатом взаимопроникновения знаний их разных дисциплин и областей.

Для многих людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов адаптивная физическая культура – это практически единственный способ социальной адаптации, приобретения новых друзей, получения возможности общения и т. п. Целью адаптивной физической культуры как вида физической культуры является максимальное развитие жизнеспособности человека, который имеет отклонения в состоянии здоровья, а также обеспечение оптимального режима функционирования телесно-двигательных характеристик и эмоциональных сил. Что касается задач, то они ставятся в зависимости от определенных потребностей человека – те или иные задачи определяются компонентом адаптивной физической культуры, учебным материалом, материально-техническим обеспечением и др. Существует, в основном, 2 группы задач адаптивной физической культуры :

1. Вытекает из особенностей занимающихся: коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи;

2. Образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи, которые традиционны для физической культуры.

Адаптивная физическая культура способствует формированию определенных характеристик:

• Осознанное отношение к своим возможностям по сравнению с возможностями условно здорового человека;

• Способность преодолевать физические и психологические барьеры, которые препятствуют полноценной жизни;

• Приобретение компенсаторных навыков, которые способствуют использованию функций разных систем организма и органов вместо нарушенных или отсутствующих;

• Преодоление необходимых физических нагрузок;

• Желание быть здоровым и вести здоровый образ жизни;

• Улучшение личностных качеств и т. д.

Виды (компоненты) адаптивной физической культуры : адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация. Адаптивное физическое воспитание в коррекционных образовательных учреждениях всех видов. Воспитание личности в адаптивной физической культуре. АФК как часть реабилитации и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры. Цели и задачи адаптивного спорта. Принципы адаптивного спорта. Функции адаптивного спорта. Основные направления развития адаптивного спорта. Классификация лиц, которые занимаются адаптивным спортом. Отличительные особенности адаптивного спорта.

Адаптивное физическое воспитание – это основной вид адаптивной физической культуры. Занятия по адаптивному физическому воспитанию преимущественно проводятся в образовательных учреждениях. Процесс адаптивного физического воспитания относится к специальному образованию, направленному на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивное физическое воспитание в системе коррекционного образования проводится в дошкольных ОУ – комбинированного и компенсирующего видов, в специальных ОУ – I-VIII видов, в учреждения начального профессионального образования, в специальных профессиональных училищах и т. д.

Адаптивное физическое воспитание направлено на коррекцию и компенсацию двигательных возможностей лиц с ОВЗ, на всестороннее развитие лиц с ОВЗ и их адаптацию в социуме и т. д. Адаптивное физическое воспитание способствует реабилитации человека с отклонениями в развитии. Процесс адаптивного физического воспитания людей с ОВЗ характеризуется формированием специальных знаний, необходимых двигательных умений, физических и психических качеств и т. д.

Адаптивное физическое воспитание необходимо начинать с самого рождения ребенка или обнаружения того или иного дефекта, при этом, основное внимание уделяется коррекции основного дефекта. Также, немаловажной задачей занятий по адаптивной физической культуре является коррекция вторичных дефектов и сопутствующих заболеваний, формирование механизмов компенсации. В ситуации, когда коррекция невозможна, ведется профилактическая работа. Адаптивное физическое воспитание выступает важным компонентом адаптивной физической культуры и в ситуации, когда отклонение или инвалидность приобретены и человеку приходится заново обучаться жизненно важным навыкам и умениям.

Адаптивный спорт направлен на удовлетворение потребностей самоактуализации, самореализации своих возможностей и др. у людей с ограниченными возможностями здоровья. Также, одной из ведущих потребностей людей с ОВЗ выступает потребность в общении и социализации. Адаптивный спорт имеет свои специфичные черты.

Основная установка адаптивного спорта – это стремление к максимальному достижению, т. е. рекорду. Рекорд в адаптивном спорте понимается в широком смысле этого слова – сначала повышаются собственные показатели, затем устанавливаются рекорды региона, страны и т. д. Установка на рекорд является отличительной особенностью адаптивного спорта и становится одним из главных звеньев формирования личности спортсмена в адаптивном спорте.

Еще одной отличительной чертой адаптивного спорта выступает обязательное проведение соревнований – процесс сопоставления возможностей разных людей. Вообще спорт без соревнований практические не спорт, потому что именно в процессе соревнований устанавливаются различные рекорды.

Адаптивный спорт систематизирует классификацию спортсменов, разделяя их на классы. Это разделение проводится в соответствии с медицинскими показаниями – определение «остаточного здоровья» у спортсменов и, в соответствии со спортивно-функциональным направлением, которое разделяет спортсменов по их специфике двигательной активности в каждом виде спорта.

Адаптивный спорт нацелен на самореализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в определенном виде спорта или деятельности. Повышая самореализацию, повышается и социализация лиц с ОВЗ и их приспособление к нормам и правилам жизни в обществе здоровых людей. Сами спортсмены, в ходе занятий адаптивным спортом, приобщаются к определенным ценностям спортивной культуры и усваивают общественно-исторический опыт в данной сфере.

Адаптивная двигательная рекреация – это вид адаптивной физической культуры. Данный вид еще слабо развит в нашей стране. Адаптивная двигательная рекреация нацелена на удовлетворение потребностей людей с ОВЗ в процессе двигательной активности, смены вида деятельности, отдыха и т. д. Отличительными особенностями адаптивной двигательной рекреации выступают:

1. Занятия адаптивной двигательной рекреацией зависят только от желаний самих занимающихся;

2. Средства и методы адаптивной двигательной рекреации выбираются свободно и самими обучающимися.

3. Занятия адаптивной двигательной рекреацией направлены на получение удовольствия и т. д.

Адаптивная двигательная рекреация нацелена оптимизировать состояние и восстановить физические и моральные силы людей с ОВЗ, которые они тратят в процессе занятий основным видом деятельности, потому что, как уже было сказано выше, занятия адаптивной двигательной рекреацией направлены на получение удовольствия и имеют релаксирующий характер.

Адаптивная двигательная рекреация еще не получила широкого распространения и для того, чтобы это произошло, основным условием выступает изменение отношения к людям с ОВЗ/ инвалидам в нашей стране. Также, необходимо, чтобы сами лица с ОВЗ /инвалиды относились к этому виду адаптивной физической культуры как ценной и полезной деятельности, которая усовершенствует их жизнедеятельность.

Адаптивная физическая реабилитация способствует удовлетворению потребностей индивида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении временно утраченных функций. Основной целью адаптивной физической реабилитации является формирование адекватных психических реакций на то или иное заболевание, ориентация на использование определенных средств, которые стимулируют восстановление организма.

Публикации по теме:

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт — альтернатива пагубным привычкам»Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт — альтернатива пагубным привычкам» Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам».В настоящее время одной из актуальных проблем.

Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация»Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация» В сентябре, после карантина, согласно графику, в нашем детском саду прошла учебная тренировочная пожарная эвакуация по отработке навыков.

Фотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группеФотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группе Соблюдая все распоряжения Роспотребнадзора в условиях пандемии (профилактическая обработка рук,дистанция дошкольников,обработка инвентаря).

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Наука добрых дел Никто не будет спорить, как важно формировать у дошкольников устойчивую потребность в получении знаний, в проявлении добра, милосердия,.

Консультация для детей и взрослых «Наука мытья рук»Консультация для детей и взрослых «Наука мытья рук» Наука мытья рук! Постоянно надо мыть руки с мылом, особенно после людных мест, общественного транспорта, перед едой, после туалета. Но.

Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт»Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт» Технологическая карта организационной учебной деятельности для 2 младшей группы Образовательная область: «Творчество» Раздел: Рисование.

Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей»Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей» У нас в садике раз в месяц проходит учебная тренировочная противопожарная эвакуация детей и сотрудников. Цель: Проверить готовность персонала.

Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука» Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука»«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптивная физическая культура как интегративная наука и учебная дисциплина
Опубликовано: 15 июня 2022 в 14:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД