Приложение МААМ

Активизация двигательной деятельности детей в младшей группе

Ирина Бардина
Активизация двигательной деятельности детей в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Сылвенский детский сад общеразвивающего вида № 2

Тема: Опыт работы.

Активизация двигательной деятельности детей младшего возраста в режиме дня.

Воспитатель:

Бардина Ирина Михайловна

2010 г.

Номинация «Воспитатель в ДОУ»

Бардина Ирина Михайловна

Воспитатель I младшей

группы МДОУ Сылвенский

детский сад № 2

Пермского района

Активизация двигательной деятельности

детей младшего возраста в режиме дня.

Публикация «Активизация двигательной деятельности детей в младшей группе» размещена в разделах

Физическое развитие, укрепление и сохранение здоровья детей – приоритетное направление деятельности нашего ДОУ. Я, в соответствии с задачами годового плана, 3 года углубленно работаю над формированием у дошкольников основ здорового образа жизни.

Я сама занимаюсь спортом, увлекаюсь бегом. По мнению врача и ученого Е. А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Без движения ребенок не может вырасти здоровым, что особенно важно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Анализируя поведение малышей моей группы, я увидела, что по ряду причин активность детей ограничивается, так как много времени уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры. Наблюдения за играми детей показали, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой. Играя, они ходили, бегали, приседали, ползали, наклонялись, а такие движения как лазание, бросание, прыжки совершали немногие, редко и однообразно. В группе были как активные, так и малоактивные дети. Кроме того, эти дети затруднялись в организации своей деятельности, часто с трудом находили себе занятие, что неблагоприятно сказывалось на их двигательной активности.

Изучив психолого-педагогическую литературу по волнующей меня проблеме, проанализировав современные программы, сой опыт работы с маленькими детьми, я пришла к выводу, что существующий режим двигательной активности в группе не способствует полному удовлетворению потребности ребенка в движении.

Анкетирование и беседы с семьями воспитанников показали, что не все родители создавали условия для развития двигательной активности, не приобретали спортивное оборудование, не обращали внимания на неправильные движения ребенка. Так же был большой процент часто болеющих детей из-за того, что родители кутали детей, не давали двигаться, не придавали значения важности режима дня в жизни детей.

Мне хотелось изменить эту ситуацию, и потому я поставила перед собой цель: активизация двигательной деятельности детей младшего возраста в режиме дня.

Многие авторы такие как В. А. Шишкина, С. А. Лайзане, Н. Д. Ватутина и др. подчеркивают большие резервы двигательной активности малыша. Необходимо было искать пути увеличения двигательных действий ребенка, чтобы они обеспечили накопление первоначального двигательного опыта воспитанников и способствовали позитивной адаптации к детскому саду.

Традиционно использовала: занятия, упражнения, различные виды игр, зарядку, гимнастику после сна.

Региональная программа физического развития детей «Азбука здоровья» под руководством Т. Э. Токаевой включает в себя физкультурные занятия, но мне хотелось внести в них новое, обогащенное содержание двигательных действий, оживить, эмоционально окрасить героями, пособиями. Другие занятия, такие как: речевые, по продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, математика стала дополнять играми, упражнениями, физкультурными минутками.

В процессе работы я сосредоточила внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка и придерживалась следующих правил:

1. Объединяла детей по подгруппам и выявляла детей для занятий индивидуально с целью создания условий для максимального роста личности ребенка.

2. Следила за дозировкой физических и психических перегрузок.

3. Целью занятий ставила не только коррекцию двигательных функций, но и развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти.

4. Корректировала режим двигательной активности с учетом погодных условий.

При выполнении игровых упражнений ребенок осваивал знания, связанные с физической культурой, выполнение упражнений сопровождалось насыщенными эмоциональными переживаниями: «Зайка замерз, давайте поможем ему согреться».

Также при выполнении двигательных действий с предметами, игрушками-двигателями дети вступали во взаимодействия друг с другом, разрешали проблемные ситуации, например: «Мишка не может перейти ручей».

Использовала физические упражнения не только на физкультурных занятиях, но и в других видах деятельности, создавала условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект.

Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям изготовляла пособия: султанчики, мешочки, цветные дорожки разной длины, «снежки», «шапочки-маски» и др.

Я заметила, что если ребенок активно заинтересован движениями привыкание его к новой обстановке значительно облегчается. Малыши охотнее шли в группу, быстрее переставали плакать. Поэтому в утренние часы и в свободное от занятий время я старалась создавать условия для активной двигательной активности.

Также использовала:

Игры-забавы, хороводные игры, такие как: «Зайка, зайка, попляши», «Маленькие ножки», «Прыгай побыстрей», «Ты, колечко, покружись» и т. д.

Такие игры способствовали положительному эмоциональному настрою малышей и частично удовлетворяли потребность малышей в движении. Сочетание движений со словом помогали ребенку осознать содержание игры, что облегчало выполнение действий. Эти игры помогали завоевать симпатии детей, их доверие, разумное послушание.

Подвижные игры: «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Бегите к флажку», не только стимулировали двигательную деятельность ребенка, но и способствовали развитию, совершенствованию основных движений. Игры проводила в течении дня и предлагала детям разные варианты проведения той или иной игры.

Сюжетные подвижные игры: «Возьми колечко», «Собери шишки», «Доползи до зайчика», «Мышата». В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я приучала детей действовать в соответствии с правилами игры.

Утреннюю гимнастику с целью оздоровления, укрепления, повышения уровня систем организма, развития физических качеств и способностей детей, а также для создания хорошего настроения ребенка.

Еще одним из серьезных моментов для насыщения жизни ребенка я считаю – пробуждение. Наукой доказано, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект, при этом доступна и подвижным детям и лежебокам.

Гимнастика после сна в игровой форме, хождение по массажным коврикам создавали положительный эмоциональный фон, вызывали повышенный интерес ко всем движениям. А главное – все это доставляло детям огромное удовольствие.

Пополняла физкультурно-оздоровительную среду в группе путем незначительного количества простых пособий, но расставляя их по-разному. Это необходимо было для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной активности.

Однако были и сложности. В силу своих индивидуальных особенностей, отличием в темпераменте, способностей, не все дети сразу вовлекались в игры, на занятия, были чаще наблюдателями. Мне приходилось работать с ними индивидуально. Я использовала героев сказок, яркие игрушки, поддерживала и поощряла положительные эмоции, пример других детей.

Моя работа не могла быть по-настоящему результативной, если бы родители не стали активными помощниками. Поэтому я старалась заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь группы. На родительском собрании «Двигательная активность детей в младшей группе д/с», советовала родителям, как создать в семье условия для развития движения детей. Сделать это путем соблюдения режима дня, включающего прогулки, занятия спортом, закаливание. Родителей держала в курсе событий, знакомила со своей работой через просмотр записи занятий, совместных проведений игр. Пополняла информацию в «Папку для родителей». Организовала совместную работу по благоустройству участка группы, постройки «лодки», «самолета» для двигательной активности ребенка.

Использовала как традиционные, так и современные формы работы. Большую помощь оказывали родители в оснащении физкультурно-оздоровительной среды. С их помощью были приобретены (мячи, кубы, мягкие игрушки).

Вывод: Сравнивая результаты начала и конца года, я убедилась в эффективности проведенной мною работы. Систематическая работа с детьми над развитием двигательных навыков у малышей, использованием разнообразных методов и приемов повлияло на успешную адаптацию детей.

Результат.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что методические приемы, применяемые в различных формах двигательной деятельности, являются эффективными и позволяют развивать ребенка физически, укреплять здоровье.

Длительные наблюдения и работа при оптимальном режиме двигательной активности в группе младшего дошкольного возраста подтвердили положительную динамику состояния здоровья. В связи с этим уменьшилось число часто болеющих детей, также снизилось количество случаев простудных заболеваний в 1,5 раза.

Повысилась речевая активность детей за счет занятий с двигательными действиями и заданиями, физ. минуток.

В результате проведенной работы движения детей заметно улучшились, они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазанье, прыжки, действия с мячом стали более целенаправленными.

Дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям в разных формах положительно повлияло на психофизическое развитие малышей, их поведение и на личностные качества. У большинства гиперактивных детей появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее и качественнее выполнять различные двигательные задания, а также управлять своим поведением. У малоподвижных детей появился достаточный запас двигательных навыков, а также желание участвовать в коллективных играх. У детей отмечалось хорошее, ровное настроение, доброжелательное отношение друг к другу, что не маловажно во время адаптационного периода.

Своим опытом могу поделиться с воспитателями, работающими с детьми младшего дошкольного возраста, на уровне Сылвенского образовательного округа. Рекомендую обратить внимание на важность соблюдения двигательного режима дня в жизни малышей. Нельзя недооценивать значение закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе, ограничивать потребность в движениях.

Дети Начало года Конец года

занятия игры занятия игры

активные 35% 35% 60% 60%

малоактивные 30% 35% 40% 40%

неактивные 35% 30% - -

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация двигательной деятельности детей в младшей группе
Опубликовано: 20 сентября 2014 в 17:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация двигательной деятельности детей в младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бардина (УИ 243493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД