Получи документы

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в современном мире

Ольга Рассейкина
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в современном мире

Аннотация: В данной статье поднимается вопрос воспитания и развития детей раннего возраста. К плюсам раннего развития относится то, что в этот период у ребенка развиваются умственные способности. О минусах раннего развития часто говорят неврологи, которые сталкиваются с перегрузкой центральной нервной системы у детей, связанной с большим количеством занятий или их не соответствием возрасту малыша.

Публикация «Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в современном мире» размещена в разделах

Ключевые слова: Ранний возраст, гипперопека, особенности развития детей раннего возраста, формирование личности ребенка.

Ранний возраст является особенным периодом в жизни ребенка, когда формируются все органы и системы. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим, творческие способности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Большое количество проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (низкая познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) зарождаются именно в раннем детстве.

Именно этот период является временем созревания всех основополагающих функций, а так же самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). В результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:

сенсорное развитие,

развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи,

формирование элементарных математических представлений,

формирование развития речи,

развитие мелкой и крупной моторики,

физическое развитие,

музыкальное развитие,

творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).

У детей, с раннего возраста занимающихся в ДОУ, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что влечет за собой отсутствие комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная деятельность учит детей самоорганизованности – формируются предпосылки на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы.

Только в раннем возрасте ребенок растет и развивается так стремительно. Он рождается самым беспомощным существом на свете и за короткие сроки в быстром темпе под воздействием окружающего мира, влияния взрослых (первая улыбка, подражание их действиям, движениям, ходьбе, речи) формируется его мозг.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса этого возраста способствует переход к сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Таким образом, выделяют несколько закономерностей в развитии детей раннего возраста : быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

По общепринятому мнению, дети должны быть великим благом в нашей жизни. Однако, очень часто в повседневной жизни, после тяжелого рабочего дня у родителей не находится времени и сил для общения с ребенком. В связи с этим, современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем в воспитании детей раннего возраста. Проблема воспитания детей в семье, и воспитание детей раннего возраста довольно не простая задача. Данная тема волнует педагогов, психологов и родителей. Эта тема вызывает множество споров и разногласий. Каждый человек, будь это родитель, воспитатель или ученый, имеет свое мнение на проблемы воспитания детей. Как нужно вести себя с ребенком? Быть строгим или мягким? Стоит ли ругать и наказывать ребенка? Что нужно делать и что категорически запрещено? Перечень вопросов может быть бесконечным. В наше время многие родители настроены на ранее развитие детей, хотя психологи довольно не однозначно высказываются на данную тему. У раннего развития существуют как положительные, так и отрицательные стороны. Что касается положительной стороны, это, прежде всего появление разнообразия в жизни ребенка. Какая бы методика не была выбрана и способ работы все это вызывает интерес у большинства детей. К плюсам раннего развития так же относится тот факт, что благодаря ему в мозге ребенка активно формируются нейронные связи. Однако, неврологи предупреждают, о том что это может привести к перегрузке центральной нервной системы вызванной большим количеством занятий, их несоответствием возрасту, а так же уровню развития малыша. Существует еще одна проблема – гиперопека.

Гиперопека – это система отношений, при которой сверхзаботливые родители обеспечивают своими действиями удовлетворение всех пожеланий и потребностей ребёнка, тем самым ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результатом являются такие возможные проблемы раннего воспитания детей :

1. формируется эмоционально незрелая, чрезмерно капризная, требовательная личность, мало приспособленная к современной жизни;

2. обеспеченный с детства чрезмерной заботой, малыш сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения;

3. приближаясь к подростковому возрасту ребёнок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту и протестному поведению.

Важную роль в воспитании детей раннего возраста играет формирование социальных навыков. В процессе режимных моментов малыши постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться. При формировании социальных навыков важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Раздевание и одевание детей занимают большое количество времени в течении дня, поэтому стоит предоставить детям возможность самим поупражняться в последовательности действий.

Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Её элементы должны быть включены во все виды деятельности ребенка, а сама игра должна стать основной формой организации разных видов деятельности. Играя с детьми в игры-забавы, в дидактические игры, главной задачей которых является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют разнообразные ситуации, отражающие их жизненный опыт. Очень важно обогащать игровой опыт ребенка. Для этого можно использовать такие приемы как:

1. Поддержка игровой инициативы ребенка

2. Увеличение числа персонажей игры, стимулирование речевого общения с ними.

3. Расширение круга игровых предметов и действий.

4. Обогащение игровых сюжетов.

5. Выстраивание последовательности игровых действий.

6. Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой.

7. Подготовка к принятию роли.

Для побуждения общения ребенка со сверстниками необходимо использовать самые разнообразные ситуации. Специальные игры и занятия направленные на развитие общения между детьми составляют неотъемлемую часть жизни группы в детском саду. Их можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулках и во время самостоятельной деятельности детей. Таким образом, правильно выстроенная образовательная деятельность способствует правильному развитию ребенка и укреплению его психического и физического здоровья.

Список используемых источников

1. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста. – М. : Изд-во «Академия»,1999.- 498 с.

2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М. : Аркти. – 2006. – 64 с.

3. Голубева Л. Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста : учебное пособие // под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой – М. : Издательский центр «Академия», 2002.-192 с.

4. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. // Раннее детство : познавательное развитие. Методическое пособие – М. : Мозаика-Синтез, 2002.

5. Филоненко Е. Воспитание ребенка от 0 до 3 лет. Перезагрузка. М. : Феникс, 2019г.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире»Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Проект «Безопасность в современном мире». ФотоотчетПроект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в современном мире
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 22:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД