Приложение МААМ

Актуальные проблемы экологического образования дошкольников в условиях крайнего севера

Анна Кирпиченкова
Актуальные проблемы экологического образования дошкольников в условиях крайнего севера
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, пробуждает в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Публикация «Актуальные проблемы экологического образования дошкольников в условиях крайнего севера» размещена в разделах

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

В связи с тем, что мы живем на границе Полярного круга, где суровые климатические условия не позволяют детям не просто изучить природу, но и даже полюбоваться ею, педагоги нашего учреждения считают своим долгом показать все разнообразие окружающего мира, не выходя за стены детского сада. Дети должны знать, как велик наш край, какую пользу он приносит стране, как богат и разнообразен животный и растительный мир.

На протяжении нескольких лет педагоги МДОУ «Детский сад «Умка» уделяют огромное внимание экологическому образованию своих воспитанников.

В решении задач ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней помогает Экологическая тропинка, созданная на территории детского сада.

Началом тропинки является зимний сад нашего образовательного учреждения. Малыши с огромной любознательностью и интересом наблюдают за растениями, зверями, рыбками и птицами. Детям предоставляется возможность не только наблюдать, но и ухаживать за обитателями зимнего сада, оформлять результаты своих наблюдений в изостудии. Зимний сад является прекрасным местом для отдыха и свободного общения дошкольников, он помогает не только решать вопросы экологического воспитания ребенка, но также имеет крайне благотворное влияние на детскую психику и на развитие и формирование личности.

Наряду с Зимним садом в каждой группе оформлены Уголки природы. Их обитателей дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на Земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивать животных и растения, находить сходства и различия между ними, группировать предметы окружающего мира по их признакам, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения, воспитывает эмоционально- доброжелательное отношение к природным объектам в процессе общения с ними. При рассматривании комнатных растений педагог обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату.

В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определённые трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям Уголка, заботиться о живых существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.

Решению задач экологического воспитания дошкольников способствуют накопленные в группах разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, уголки экспериментирования, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи, гербарии, фотоальбомы «Природа нашего края», «Животный мир Севера», «Паспорта растений», «Растительный и животный мир регионов России», а также картотеки загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о природе.

Планируя работу по ознакомлению детей с постоянными и сезонными обитателями Уголка природы, воспитатель учитывает конкретные условия : уровень знаний и умений детей группы, особенности природного окружения. Всё это способствует успешному решению поставленных задач.

Педагоги совместно с воспитанниками и их родителями проводят выставки цветов, поделок из природного материала, конкурсы рисунков о природе. Родители присутствуют на занятиях по экологии, принимают активное участие в экологических акциях, мероприятиях, праздниках: «Мы друзья природы», «Давайте любить землю», «Что? Где? Когда?» и т. д.

Заключительной частью нашей экологической тропинки являются «Островки наблюдений» за природой на участке.

Островками являются участки живой (клумбы, грядки, теплица, сообщества растений, птичья столовая, зеленая аптека, луг) и неживой (овраг, скопление камней, водоем, метеоплощадка) природы. Каждый «островок» оформлен табличкой с изображением соответствующего участка. Такие же изображения нанесены на карты наблюдений за природой в соответствии с возрастом детей. Во время путешествия по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и воспринимать то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве.

В нашем северном городе есть замечательные природные уголки, где можно своими глазами увидеть цветущие растения, водоемы, кустарники и деревья в разные времена года. Ребенку нужно показывать различные проявления красоты в мире природы. Воспитателями нашего детского сада разработана картотека тематических прогулок в Кедровую рощу, городской парк, на береговую территорию городского озера Янтарное, посещения Дома природы.

В заключении хочу заметить, что умелая организация образовательного процесса в нашем детском саду способствует эффективности влияния созданной развивающей среды на дошкольников.

Литература:

1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»- Воронеж. ТЦ - Учитель. 2004г.

2. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М. : Линка-пресс, 2003.

3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.

4. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка. Дошкольное воспитание № 7, 2000.

5. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -Волгоград: Учитель, 2012.

Публикации по теме:

Акция «Покормите птиц зимой»Акция «Покормите птиц зимой» окормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть.

Уголок природыУголок природы Вот такой у нас уголочек природы. Он у нас не весь, планируем небольшой огородик. Детям очень интересен растительный и животный мир. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные проблемы экологического образования дошкольников в условиях крайнего севера
Опубликовано: 10 января 2013 в 21:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальные проблемы экологического образования дошкольников в условиях крайнего севера» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кирпиченкова (УИ 57523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД