МААМ-картинки

Внеклассное мероприятие в ДШИ «Александр Гедике — основатель русской органной школы. Любимые фортепианные пьесы»

Алевтина Двоскина
Внеклассное мероприятие в ДШИ «Александр Гедике — основатель русской органной школы. Любимые фортепианные пьесы»

Преподаватель:

Двоскина Алевтина Евгеньевна

Р. п. Кузоватово

2016

Предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия «Александр Гедике - основатель русской органной школы. Любимые фортепианные пьесы» (к 140-летию со дня рождения) -предназначен для учащихся музыкального отделения ДШИ, а также для учащихся общеобразовательных школ.

Автор-преподаватель музыкального отделения Двоскина Алевтина Евгеньевна.

Публикация «Внеклассное мероприятие в ДШИ „Александр Гедике — основатель русской органной школы, Любимые фортепианные пьесы“» размещена в разделах

Цель – развитие интереса детей к музыке как основе творческого воображения.

Задачи:

1. Образовательные: развитие музыкальных и творческих способностей;

содействие первоначальному развитию музыкального вкуса;

заложение основы для будущего профессионального обучения.

2. Развивающие – развитие творческой активности, интеллекта, памяти, внимания, мышления,воображения, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

3. Воспитательные – воспитание любви к предмету, повышение уровня познавательной мотивации, формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к искусству и жизни, развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Методы: Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравстенно-эстетического познания.

Ожидаемый результат: расширение музыкально-слухового опыта и художественного кругозора детей, развитие вкуса и эстетического восприятия, приток и увеличение количества детей в музыкальную школу, повышение престижа музыкальной школы в культурном пространстве поселка и района.

Оборудование: рояль, ноты, портреты, слайды, колонки.

Форма мероприятия - классный тематический час.

Двое ведущих- преподаватель Двоскина А. Е. и выпускница музыкального отделения - Исаева Наталья.

Участники- ученики музыкального отделения по классу фортепиано преподавателя Двоскиной А. Е. Зрители- учащиеся музыкального отделения ДШИ, родители, учащиеся 5-6 классов общеобразовательной школы №3.

Участники-артисты вечера, посвященного творчеству А. Ф. Гедике.

Ведущие вечера

Добрый вечер, дорогие ребята, родители и гости! Сегодня наша встреча посвящена творчеству замечательного русского композитора, пианиста, ученого, органиста, педагога Александра Федоровича Гедике. Для многих музыкантов, гостей нашего сегодняшнего праздника, будет откровением узнать, что Гедике вообще-то не только «известный детский композитор», а крупнейший органист-композитор и музыкальный деятель, определивший развитие органной культуры в России, ее самый бескорыстный и истовый подвижник. Бурные пиаровские акции музыкальных изданий и СМИ миновали скромное имя Гедике…

Может быть и к лучшему? Ведь необычайная скромность Александра Федоровича и при жизни не позволяла ему выпячивать себя, «пробивать» публикации своих многочисленных сочинений (большинство которых остается неизданными и по сей день) и, как говорят сегодня, «раскручиваться». Он, с его природным аристократизмом, натурой подлинного музыканта и интеллигента считал, что «быть знаменитым некрасиво». Жаль, что самобытный композиторский и исполнительский талант Гедике, его вклад в историю органной культуры России, благодаря которым орган получил в нашей стране статус самостоятельного инструмента и заставил считаться с фактом своего существования, пребывают в совершенно незаслуженном забвении. Кстати говоря, именно учащиеся детских школ искусств по достоинству оценивают творчество композитора. И сегодня мы посвящаем наш вечер жизни и творчеству Александра Федоровича Гедике,а учащиеся класса фортепиано подготовили концерт из камерных произведений композитора.

1-ый ведущий: Александр Гёдике (сейчас мы часто произносим –Гедике) родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам — Генрихович, был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович (по метрике — Фридрих -Александр- Пауль Гёдике, работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано. Под руководством отца маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе. Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. На протяжении десятилетий он являлся ведущим отечественным органистом. Благодаря Гедике в нашей стране стала регулярной и очень популярной и в наши дни практика органных вечеров и органных абонементов.

2-ой ведущий: «Органные концерты Александра Гедике, были едва ли не самыми посещаемыми концертами в Советской России, – рассказывает профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения Елена Сорокина. – Почему? Думается, что орган хотя никогда и не был у нас культовым инструментом, но своим тембром вызывал определенные ассоциации и в какой-то мере заполнял духовный вакуум, который, конечно же, ощущался в те годы. Именно органные концерты отчасти восполняли недостаток храмового общения. Роль Александра Гедике в истории отечественной музыки оказалась совершенно особой. Орган был известен в России и раньше, но в полной мере освоение органной музыки пришлось лишь на начало 20-го века. Именно Гедике дал импульс развитию органного творчества в России, как исполнительского, так и композиторского. Им написано множество произведений для этого величественного инструмента: концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии».

В исполнении преподавателя Двоскиной А. Е. прозвучит «Органная прелюдия» ре минор А. Гедике.

1-ый ведущий:. Когда входишь в Большой зал Московской консерватории, прежде всего обращаешь внимание на величественный инструмент, занимающий почти всю эстраду.

«Помню день, – он надолго остался у меня в памяти -вспоминает ученик А. Гедике А. Мильман – когда этот инструмент заговорил. Полились звуки необычайной красоты, то задумчиво нежные, то мощные и торжественные, они заполняли собою все уголки зала.

Исполнитель на органе носил странную фамилию, состоящую из трех слогов: Ге-ди-ке.

Как я узнал, это был профессор Московской консерватории, в которой преподавал почти полвека, известный композитор, органист и пианист».

Органные концерты Гедике давал часто. Играл он больше всего любимого им Баха.

"Музыка его, – говорил Гедике, – вечно юная, свежая и новая, полная жизни и огня, радостная и глубокая, созерцательная и возвышенная, пленяет нас с такой силой, как будто Бах и сейчас живет среди нас, молодой, полный сил и любви к жизни".

На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.

Сейчас в исполнении Абрамовой Дарьи прозвучит «Органная прелюдия» до минор И. С. Баха.

А сейчас прозвучат старинные танцы-«Сарабанда» и «Ригодон» А. Гедике в исполнении уч-ся 2 класса Ахтямовой Агили.

2-ой ведущий: С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 заведовал кафедрой камерного ансамбля. С 1920 года вёл также класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца, а в 1923 года возглавил кафедру органа и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Гарри Гродберг, И. Д. Вейс.

1-ый ведущий: «Многим из Вас, ребята, имя композитора Александра Федоровича Гедике становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его "Заиньку", а позже «Танец», «Тарантеллу»

Об одном впечатлении, связанном с Гедике - композитором, вспоминает ученик А. Гедике, пианист Александр Бахчиев.

«В необычайно торжественной обстановке, в переполненном Большом зале консерватории 19 марта 1957 года шёл концерт, посвященный 80-летию Александра Фёдоровича. Оркестр Филармонии (дирижер Б. Э. Хайкин) играл 3-ю симфонию юбиляра. Солировали в этот вечер К. А. Эрдели, С. Н. Ерёмин, сам Гедике играл на органе — соло и в ансамбле.

«Заинька»- исполняет ученица 1 класса Калиничева Настя.

Во втором отделении — поток поздравлений, бездна адресов; среди массы других — конечно же, от детских музыкальных школ.

И вот в какой-то момент от этой депутации отделился маленький мальчик, не спеша уселся за рояль и в сдержанном темпе заиграл… «Заиньку». «Заинька» в Большом зале! Представьте себе, что после этого творилось — зал буквально рухнул от аплодисментов: всё выглядело тем более уморительно, что игра ребенка была полна серьезности и достоинства. И, конечно, юбилею Александра Фёдоровича это «происшествие» придало черты абсолютной неповторимости…».

Сейчас прозвучит Р. н. п. «Заинька» в обработке А. Гедике –исполняет ученица 1 класса Калиничева Анастасия.

«Тарантелла»- исполняет ученик 3 класса Ильин Алексей.

Почему же так популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов.? Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом.

А. Гедике. «Миниатюра»- исполнит уч-ся 4 класса Гамкрелидзе Милана.

А. Гедике. «Пьеса» ля минор-прозвучит в исполнении Потаповой Насти. (3класс).

А. Гедике. «Сонатина» до мажор-исполняет Зубова Ксения, 2 класс.

2-ой ведущий: Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал «подходящего настроения»,и этого же требовал от своих учеников.

Он очень много успевал сделать за день.

У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.

С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.

Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы.

С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей.

– Смотри, – обращался ко мне Гедике,-(вспоминает его ученик А. Мильман) – видишь, вон тот с подбитой ногой? Его озорники-мальчишки подбили. Шустрый такой, всегда отнимает хлеб у других.

Дома у Гедике было огромное количество кошек и собака шпиц, которую хозяин звал Шарко или Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка.

Со своими любимцами он разговаривал, как с людьми. Помню один забавный случай.

Пришел я по какому-то делу к Александру Федоровичу. Он отворяет дверь, а сзади бежит собака и лает на меня.

– Шарко, Шарко, перестань!Шарко не унимается.

– Шарко, перестань, ведь это же Мильман пришел!

Этот довод также не успокоил четвероногого "хозяина".

– Шарко! Неудобно, ведь Мильман - доцент!

Исчерпав все убеждения и не добившись успеха, Александр Федорович увел собаку в другую комнату.

1-ый ведущий: Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, нервно теребя цепочку от карманных часов, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если ученики во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал: "Не балуй!". Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем.

Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал: "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало: во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза.

После работы Гедике прогуливался по садику около Консерватории. Завидев ребят, подзывал их и деланно сердитым голосом бурчал: "Давай руку!" В протянутую руку совал конфету.

Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг. В программной пьесе «В лесу ночью» композитор образно рисует картину таинственности, слышатся шорохи ночного леса, «уханье» сов.

А. Гедике. «В лесу ночью»– исполняет уч-ся 2 класса Пожарова Екатерина.

2-ой ведущий: Образ разбушевавшейся стихии создает А. Гедике в пьесе «Гроза».Быстрый бег шестнадцатых, которые вызывают ассоциации с порывами ветра, сменяются раскатами грома. Контрастная динамика, насыщенная педализация- все эти средства музыкальной выразительности как бы рисуют нам образную картину грозы.

А. Гедике. «Гроза»-исполняет Зубова Ксения 2 класс.

После дождя выглянуло солнышко и на небе повисла веселая радуга-дуга.

А. Гедике. «Радуга»-(этюд соль мажор).-исполняет Родионова Виктория 2класс.

Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике".

Прозвучит веселая, задорная «Маленькая пьеса» в исполнении уч-ся 3 класса Потаповой Анастасии.

А сейчас прозвучат «Вариации» на тему всем известной шуточной песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик» - ее исполнит уч-ся 4 класса Нуштаев Никита.

1-ый ведущий: Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике, мало кого так любили в консерватории и в Москве, как Александра Гедике. Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально. В нем сочетались доброжелательность и строгость, требовательность и к ученикам, и к себе. Он был невероятно добр. Знаменитое «гедиковское» высказывание «ну, это совсем плохо, четверка!» вошло в историю.

2-ой ведущий: В фортепианной игре Александр Федорович не переносил резкого, «стучащего» звука. Любимое выражение было «мягче, плавнее!» Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам: "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!". Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его очень забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом. Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность. Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он ни пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей. Каждый его день был заполнен занятиями с учениками, экзаменами, концертами, где он играл сам или слушал любимую музыку. И всем казалось, что этот уклад жизни ничто не могло изменить.

Александр Фёдорович умер 9 июля 1957 года, прожив 80 насыщенных музыкой и творчеством полных лет. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Его могилу украшает этот скромный памятник.

Список литературы:

М. Мильман. Воспоминания о А. Гедике.

Гедике А. 60 легких фортепианных пьес для начинающих. М, Советский композитор,1978 г.

Будкеев С. М. Гедике органист. Издательство министерства обрнауки РФ.

Публикации по теме:

«По дороге к доброму здоровью». Внеклассное мероприятие для учащихся средней школы Краснодарский край. Ст. Ленинградская Школа-интернат VIII вида. Воспитатель высшей категории Глита Л. Е. Внеклассное мероприятие для учащихся.

Внеклассное мероприятие «В гостях у витаминов» Тематический творческий день на тему: «В гостях у витаминов» Цель: формирование представления о здоровом образе жизни; воспитание чувства.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «День матери» День Матери Цели: Воспитывать бережное и заботливое отношение к маме, бабушке; развивать творческие способности детей. Ход: 1. Вступительное.

Внеклассное мероприятие «День букваря» Слайд 1. Не каждый знает, что сегодня Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия. Для тех, кто слышит имена их в первый раз, Начнем, пожалуй, этот.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Светофорчик» Цель: формировать навыки грамотного поведения на улицах, дорогах и через игру повторить и закрепить знания по ПДД. Задачи: 1. проверить.

Внеклассное мероприятие «В гостях у Маршака» • Реквизит, оформление. • Аудиозапись сказки «Теремок». • Аудиозапись стихотворения «Вот какой рассеянный» в исполнении С. Я. Маршака • Декорация.

Внеклассное мероприятие «В мире домашних животных» для учащихся 1–3 классов коррекционной школы Внеклассное мероприятие: В мире домашних животных. Цель: Расширить представление у учащихся о домашних животных. Задачи: - ознакомить.

Внеклассное мероприятие «Веселые конкурсы» Конкурс «Весёлый финиш» Мы сегодня проведём конкурс «Весёлый финиш» У нас будут состязаться 2 команды по 6 человек в каждой команде. Итак,1. Конкурс.

Внеклассное мероприятие «Экологический конкурс» Экологический конкурс «Волшебный букет» Место проведения: учебные классы, актовый зал школы. Цель: развитие у детей познавательного интереса,.

Внеклассное мероприятие «Знатоки природы» Цели игры-викторины: 1. Закрепить и расширить знания учащихся о живой и неживой природе. 2. Прививать любовь к природе. 3. Развивать внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное мероприятие в ДШИ «Александр Гедике — основатель русской органной школы. Любимые фортепианные пьесы»
Опубликовано: 23 января 2017 в 09:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД