Лучший педагог года

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности участника муниципального конкурса «Педагог года» — 2015

Алёна Кузьминых
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности участника муниципального конкурса «Педагог года» — 2015

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности участника муниципального конкурса  — 2015

Проблема преемственности между дошкольным учреждением и школой является наиболее актуальными на современном этапе. Опыт работы в детском саду позволил сделать вывод о том, что, как правило, дети, стоящие на пороге школы, способны выполнять прямые инструкции педагога и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления. Хочется, чтобы мои выпускники были успешны в школьном обучении, у них были сформированы качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение.

Публикация «Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности участника муниципального конкурса „Педагог года“ — 2015» размещена в разделах

Следовательно, задача моя, как педагога, и родителей развитие личности и ее активности. Л. С. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует; личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее.

Активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и т. д.

Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста имеет особое значение в настоящее время, характеризующееся расширением информационного пространства. Увеличение информации требует сформированное у ребенка таких качеств, которые позволят ему выходить за рамки заданных требований и находить оригинальные решения для осуществления собственного замысла.

Старший дошкольный возраст является предшествующей ступенью школьного обучения, предъявляющего высокие требования к познавательному и творческому развитию. Низкая познавательная и творческая активность становится большой проблемой, ведь она, эта активность, выступает предпосылкой психофизического развития ребенка. Взаимосвязь очевидна, ведь чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.

Наблюдения за детьми в группе показали, что чаще всего дети испытывали трудности:

в выборе средств деятельности : игры, пособия, материалов;

в осмыслении и формулировке целевых установок;

в открытии разных способов достижения цели и в выборе оптимального из них;

в сохранении интереса и исследовательской активности, в проявлении настойчивости и интеллектуального напряжения.

Также проявлялись затруднения детей в выборе игры (средств деятельности). Это выражалось в желании играть только в новую для них игру («я в эту уже играл, не хочу», в недостатке самостоятельного опыта использования материалов (ориентируется на «то, что проще», в высказывании желания играть только в одну определенную игру, а ее уже выбрал другой ребенок (дети). Проведенный анализ состояния развития творческой и познавательной активности детей группы старшего дошкольного возраста показал, что дошкольники не стремятся действовать во внутреннем плане, не всегда могут сообщить о способах своей познавательной деятельности, недостаточно оригинальны в замыслах.

Возникает противоречие между необходимостью полноценного развития познавательной и творческой активности в период дошкольного детства как основы для осуществления преемственности между дошкольным учреждением и школой и использованием для этой цели только специфических для данного возрастного периода видов деятельности и большей степени ведущую игровую деятельность.

Исследования Н. Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру. То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами.

В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками. С другой стороны появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист и пр.). Мир взрослых стал еще более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых. В современных условиях сокращается также реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью. С другой стороны в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга и основным источником впечатлений для ребенка.

Опыт работы с дошкольниками позволяет сделать вывод об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. В работах Е. В. Зворыкиной, С. Л. Новоселовой, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, Е. М. Гаспаровой, Г. И. Уразаевой и др. получены подобные данные, которые подтверждают сворачивание игровой деятельности детей.

Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка-дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики.

Значимость избранной мною темы преемственности определяется актуальность определения возможностей педагогического влияния (границ, требований, условий) на изначально естественное, протекающее в русле стихийной социализации и выражающееся в игровой деятельности, развитие познавательной и творческой активности старших дошкольников.

Определена следующая проблема, при каких педагогических условиях развитие познавательной и творческой активности у старших дошкольников будет проходить эффективнее.

Объектом был определен процесс развития познавательной и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в специфических для данного возраста видах деятельности.

Предметом – педагогические условия развития познавательной и творческой активности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: создать оптимальный комплекс педагогических условий, способствующий эффективному развитию познавательной и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Работа была направлена на решение следующих задач:

Стимулирование познавательных мотивов осуществления деятельности; обогащение чувственной сферы; накопление информации об окружающем мире, развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

Развитие поисковой деятельности детей, а именно: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

Поддержание у детей самостоятельности, инициативности, сообразительности и способности оценивать свою деятельность и деятельность другого человека.

Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию и стимулированию познавательной и творческой активности у детей.

Теоретико-методологической основой проекта явились:

теория гуманистической педагогики и психологии (Ш. А. Амонашвили, А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский);

идеи личностно ориентированного, ненасильственного и деятельностного подхода к воспитанию (Л. С. Выготский, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров, Л. Г. Татарникова);

теория деятельностной обусловленности развития личности (А. Г. Асмолов, М. Я. Басов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

положение А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др. о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника, имеющей непосредственное отношение к формированию внутренней жизни ребёнка и его мотивационной сферы;

организации развивающей образовательной среды (В. А. Караковский, В. А. Маликова, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. А. Рыжова);

психологическая теория игры (А. Н. Леонтьев, A.A. Люблинская, Б. М. Теплов);

исследования в области создания игрового пространства (H.A. Ветлугина, Т. Н. Доронова, Е. В. Зворыгина, Г. К. Лозанов, Н. Ф. Талызина);

концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А. К. Марковой, В. С. Мухиной, Г. И. Щукиной);

исследования в области взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (Е. П. Арнаутова, Т. А. Березина, О. И. Давыдова, Т. А. Данилина, Т. Н.)

Комплекс созданных в группе педагогических условий, направленных на развития творческой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, включает в себя следующие условия: направленность детской деятельности на познание окружающего мира.

Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действий он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Чтобы это не была просто трансляция детям знаний с готовыми умозаключениями, использую такие образовательные технологии как проектную деятельность, технологию интегрированного обучения. В педагогической практике используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, иллюстративных книг, детского дизайна: «Родословное дерево», «Что в имени моем», «Космические дали»;

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: «Мой папа – защитник Родины», «Моя мама – мастерица», «Все работы хороши – выбирай на вкус»;

творческие (оформление результата в виде детского дизайна) : «Хобби наших мам», «Что нам осень принесла» и др.

Практикую проведение специальных тематических дней, стимулирующих творчество дошкольников: «Цветные дни», «День путешественника», «День приключений», «День сюрпризов».

При организации предметно-игровой среды учитывается проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Предметно-игровая среда организовывается так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др.

Предметно-игровая среда группы организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься своим любимым делом, использовав свои знания, организовать творческие игры современного содержания: «Смешарики», «Ателье Модница», «Магазин одежды» «Туристическое агентство», «Служба спасения», «Морское путешествие», «Дизайнерская студия». Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовалась по коробкам. Таким образом, дети имеют возможность выбирать игру по своим интересам. Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволяет детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета.

Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей детей основано на создании спектра возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования с различными материалами. При этом мы используем разнообразные конструкторы, многофункциональные модули, кегли, природный и бросовый материал и т. д. Созданная среда позволяет каждому ребенку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать себя, учитывает интересы детей, их избирательность.

Помимо предметной среды необходимо создание эмоционально-благополучной атмосферы (характер и тактика педагога, его косвенные действия, налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к творческой деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу).

Дети побуждаются к самостоятельной деятельности на основе стремления выразить свои впечатления, применить имеющийся познавательный и творческий опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми. Создание проблемно-поисковых ситуаций, постепенное усложнение содержания задач, стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами сверстников, соглашаются или спорят.

Добиться этого позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей:

метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей, акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом;

метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов;

метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций часто ролевых;

метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Создание проблемных ситуаций побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучает не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Образовательная работа, направленная на развитие познавательной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста была разбита на этапы.

На первом подготовительном этапе решение поставленных задач осуществлялось посредством объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, объяснение, демонстрация картин и видеофильмов, чтение познавательной и художественной литературы и др.) и репродуктивных методов (деятельность по заданному алгоритму).

На втором этапе основными методами являлись проблемные и поисковые (наблюдение, практическое экспериментирование и опыты, моделирование, решение логических задач). Результатом этого этапа явились перевод чувственной модели окружающего мира в знаковую и формирование интеллектуальной компетентности, предполагающей высокую степень познавательной активности.

Третий этап (этап совершенствования) был призван обеспечить формирование самостоятельности, инициативности и способности к критическому и творческому мышлению. Здесь я использовала поисковые и исследовательские методы (эвристические беседы, проектную и исследовательскую деятельность).

Для исследовательской деятельности я выбираю доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

опыты (игры-экспериментирования) — освоение причинно-следственных связей и отношений;

коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;

путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).

Результатом этого этапа является переход на более высокий уровень проявления познавательной и творческой активности, приобретение способности организовывать самостоятельную поисковую деятельность с целью решения проблемных задач.

Взаимодействие с родителями (на детскую активность в равной степени оказывают влияние, как родители, так и педагоги). Учитывая, что родители воспитанников являются полноправными субъектами образовательного процесса, провожу следующую работу:

Анкетирование родителей для определения позиции родителей по образованию детей.

Групповое родительское собрание по ознакомлению с направлениями образовательной работы.

Консультирование родителей по вопросам эффективной организации специфических для дошкольников видов деятельности, преследующих развивающие задачи («Я познаю мир», «Эксперименты на кухне, в ванне», «Не бойтесь допускать ошибки» и пр.).

Творческая лаборатория родителей совместное творчество детей и родителей в целях создания подарков «для души», участие в фотоконкурсе «Осенний пейзаж», изготовление поделок для конкурсов «Экоелочка», «Символ года».

Привлечение родителей к изготовлению материала для дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Совместные занятия, экскурсии, развлечения и праздники с детьми и родителями.

Эта работа способствует тому, что мы на долгие годы становимся одной большой семьей, у которой интересные общие дела.

Эти условия позволили добиться повышения результатов уровня сформированности познавательной и творческой активности дошкольников. Выделены следующие критерии и показатели:

когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

мотивационный (создание ситуаций успеха, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; устойчивость интереса к решению познавательных задач);

действенно-практический (инициативность в познании; проявление познавательной деятельности и настойчивости, инициативность ребенка).

5,8% воспитанников (1 ребенок) не проявляет инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивает к ним интерес при затруднениях и проявляет отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задает познавательных вопросов; нуждается в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

У 70% (12 детей) сформирована большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

24,2% (4 детей) проявляют инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения. При выслушивании инструкций задают уточняющие вопросы, строят простейшие гипотезы. Часто следят за выполнением правил другими детьми, хотя сами порой о них забывают.

В начале декабря 2014 года проводилось открытое мероприятие по преемственности детского сада и школы. В ходе мероприятия педагоги-гости высоко оценили познавательную и творческую активность, целенаправленность и эмоциональную вовлеченность детей.

Публикации по теме:

Сценарий конкурса педагогического мастерства «Педагог года детского дома» «Сценарий конкурса педагогического мастерства «Педагог года детского дома» Из – за шторы раздаётся: Стоит домик – теремок, Он не низок,.

Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности Консультация для педагогов Тема: «Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности».

Аналитическая информация о педагогической деятельности Аналитическая информация по реализации задач 2014 – 2015 учебного года воспитателя Хорьковой Оксаны Николаевны. Образование: среднее.

Аналитический отчёт старшего воспитателя о результатах педагогической деятельности Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важнейшей общественной ценностью, поэтому правильное бережное отношение.

Доклад участника краевого конкурса «Детский сад года — 2014» в номинации «Лучший профессионал детского сада» Видео Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» село Сергиевское Грачевского муниципального района Ставропольского.

Фотоотчёт о закрытии муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года-2015»Фотоотчёт о закрытии муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года-2015» На закрытии муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года-2015», который проводился на базе нашего детского.

Фотоотчет конкурса «Семья года 2015»Фотоотчет конкурса «Семья года 2015» Когда на земле появилось слово семья? Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: - Сейчас я тебе семь вопросов.

План отчета о результатах педагогической деятельности за 2014–2015 учебный год 1. Качество образовательного процесса 1.1. Приоритетные направления в работе, их актуальность Создавать условия для духовно-нравственного.

Победитель муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России — 2015».Победитель муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России — 2015». В начале апреля 2015 года в нашем Себежском районе Псковской области проходил Всероссийский профессиональный конкурс "Воспитатель года России.

Визитная карточка воспитателя. Выступление в финале районного конкурса «Педагог года» Выступление в финале районного конкурса «Педагог года». Конкурс «Визитная карточка» Звучат фанфары. - Добрый день! Я рада видеть всех сидящих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности участника муниципального конкурса «Педагог года» — 2015
Опубликовано: 16 января 2016 в 08:57
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД