Татьяна Субботина
Аналитический отчёт педагога-психолога за 2011–12 г. г.
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчёт педагога-психолога за 2011–12 г. г
Аналитический отчёт за2011-12г. г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога. МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Задачи работы педагога-психолога:
Публикация «Аналитический отчёт педагога-психолога за 2011–12 г, г,» размещена в разделах
1. Заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.
2. Создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Педагогам и родителям оказывать всестороннюю помощь в творческой организации (креативности) воспитательно-образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ - это система деятельности педагогов-психологов и педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у него в процессе взаимодействий в ДОУ социально-адекватными способами. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
• содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей;
• организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
• психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
Сопровождение, таким образом, представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде.
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:
• профилактика;
• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
• консультирование (индивидуальное и групповое);
• развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры администрации ДОУ, педагогов, родителей;
• экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОУ).
Диагностика.
Психодиагностическая работа в учреждении ведётся по следующим направлениям:
• Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) -групповая и индивидуальная;
• Диагностика эмоциональной сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, эмоциональная отзывчивость)-групповая и индивидуальная;
• Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) -групповая и индивидуальная;
• Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей;
• Диагностика детско-родительских отношений (межличностные отношения в семье, родительские отношения, определение психологической атмосферы в семье) - индивидуальная и групповая
• Диагностика педагогов (изучение степени эмоционального выгорания, изучение психологического климата, изучение творческого потенциала педагогов, самоанализ профессиональных затруднений) - групповая и индивидуальная
Количественный и качественный анализ проведения диагностических исследований в 2011-12г. г.
№ / название /адресат / количество / результат
первичный срез вторичный срез
1 Познавательные процессы
«Лисичка» Дети 2 мл гр 24 78,66% 83,14%
«Зайчик»дети 2 мл гр 23 81,2% 87,68%
«Белочка» Дети 2 мл. гр 22 82,38% 87,4%
«Незнайка» Дети ср гр 26 83,9% 85,1%
«Дюймовочка» Дети ср. гр 23 87,5% 93,75%
«Колокольчик» Дети ст. гр 25 82,6% 88,4%
«Золушка» Дети ст. гр 12 85,2% 89,8%
2. Готовность к школе
«Буратино» Дети подг. гр 85,7% 90,9%
«Красная шапочка» Дети подг гр. 26 87,1% 91,7%
«Золушка» Дети подг. гр. 13 82,6% 88,9
3 Нервно-психическое развитие
«Одуванчик»
Дети 2гр. ран возр. 87,1%
«Ромашка» Дети 1 мл. гр 91,5%
«Мальвина» Дети 1 мл гр 88,8%
4 Уровень адаптации
Дети гр. «Одуванчик»(выс. ур.) 94,5%
«Ромашка» 37 54% (выс. ур.)
5 Изучение осознания своих эмоций. Дети дошкольного возраста 132 75% 89,5%
6 Исследование эмоционального состояния. Дети дошкольного возраста 132 81% 86%
7 Мотивационная готовность к школе. Дети предшкольного возраста 10 72% 94%
8 Оценка риска эмоционального выгорания Педагоги ДОУ 20 62% 34%
9 Психологический климат в педагогическом коллективе Педагоги ДОУ 38 77% 86%
10 Изучение творческого потенциала педагога Педагоги ДОУ 36 64% 72%
11 Анкета участников клуба
Родители-участники клуба «Мы – счастливая семья» 25 50% 90%
12 Анкета (отношение к ребёнку) Родители 25+20 62% 85%
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска. Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. По результатам диагностических исследований наглядно видно повышение показателей уровня психологического климата в коллективе, повышение уверенности педагогов, формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост молодых специалистов.
В результате психодиагностики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
Коррекционно-развивающая работа
Система коррекционных мер, реализуемая в МДОУ «ЦРР-детский сад № 17 направлена:
* на активизацию познавательной деятельности и социально-трудовую адаптацию воспитанников;
* повышение уровня умственного развития детей;
* формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
* овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
* коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
При организации коррекционно-развивающих занятий была опора на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и следующие принципы:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и вместе с тем требовать определенных усилий для его усвоения).
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
6. Индивидуальный подход к воспитанникам.
7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору).
Структура коррекционно-развивающего сопровождения предусматривала чередование различных видов деятельности:
* музыкально-ритмических упражнений,
* графических заданий,
* дидактических игр,
* проигрывания этюдов по ролям, разрешения проблемных ситуаций.
При построении НОД предусматривалось три основных этапа:
1. мотивационно-ориентировочный,
2. операциональный
3. контрольно-оценочный.
Правила здоровьесбережения при коррекционно-развивающем сопровождении:
* организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;
* регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
* выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;
* контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д. ;
* использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.
Эффективность коррекционной работы в детском саду:
№ / Название программы/Автор (составитель)/ Адресат / Форма
проведения / сроки / количество встреч детей
1 «Учимся общению» Субботина Т. В.
Александрова С. А Дети, имеющие трудности в общении Игровые, сюжетные, интегрированные Окт-ноя 2011г 8 16
2 Индивидуальная СубботинаТ. В. Дети, имеющие трудности в развитии познавательных процессов тренинги Окт. 2011-май 2012г 2раза в нед 12
3 «Учимся сочувствовать, сопереживать» Семенака С. И. Дети девиантного поведения Тренинговые упражнения Окт 2011г-май 2012г 24 14
4 «Уроки добра» Семенака С. И Дети, имеющие личностные проблемы Тренинговые упражнения Дек2011г-май 2012г 21 12
5 Кружок «Первоклассник» Субботина Т. В. Проблемы мотивационной готовности к школе Тренинговые упражнения Окт11г-апрель 12г 18 8
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Рекомендации
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
В рамках инновационного проекта каждый педагогический коллектив ДОУ разрабатывает карты сопровождения развития ребенка. Именно этот документ позволит оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ.
Работа по заполнению карт начинается с момента поступления ребенка в ДОУ, Вся проводимая работа, начиная с групп раннего возраста и до подготовительной к школе группы, отражена в этих картах, что позволяет вовремя определить «зоны внимания» и «точки роста» у ребенка.
Совместное заполнение таких карт позволяет преодолеть несогласованность в работе специалистов ДОУ и педагогов. Работа с детьми, попадающими в «зону внимания», стала более эффективной, так как взаимодействие специалистов, благодаря совместному заполнению карты, приобрело скоординированный характер, работа с «проблемными» детьми перестала строится по принципу конвейера, что позволило осуществлять комплексное воздействие на все стороны личности ребенка.
Кроме того, в поле зрения попали не только дети с «проблемами» в развитии, но и дети с нормальным развитием, а также с повышенным уровнем способностей. Как следствие этого - потенциальные возможности таких детей раскрываются в полной мере.
Таким образом, внедрение в практику работы карт комплексного сопровождения развития ребенка позволило интегрировать и скоординировать деятельность специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Систематическое заполнение Карты и анализ данных необходимых для целенаправленной комплексной коррекционно - развивающей помощи ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии позволяет грамотно определять траекторию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника, что соответствует современным критериям гуманного образования.
Консультации
(групповые)
№ тема адресат количество
1 «Что такое ТРИЗ» родители 3
2 «В первый раз в первый класс» родители 6
3 «Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого воображения?» родители 2
4 «Роль семьи при подготовке ребёнка к школе» родители 1
5 «Критерии готовности к школьному обучению» родители 2
6 «Знания и умения 3-х летнего ребёнка» родители 2
7 «Приобщение к двигательной культуре. Найди своё Я» родители 1
8 «Организация предметно-развивающей среды» (консультативная помощь на дому) родители 10
9 «Возрастные особенности детей от года до 3-х лет» родители 3
10 «Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка» педагоги 1
11 «Оптимизация взаимодействия с родителями» педагоги 1
12 «Использование алгоритмов ТРИЗ в развитии креативности мышления» педагоги 1
13 «Детско-родительские отношения»(индивидуальные и групповые) педагоги 6
14 «Творческий потенциал педагога-важнейшее условие развития креативности дошкольника» педагоги 1
15 «Игровые методы оптимизации взаимодействия воспитателя с родителями» педагоги 2
16 «Рекомендации по организации детского досуга летом» педагоги 1
Консультации
(индивидуальные)
№ тема количество
родители педагоги
1 Психологическое консультирование, связанное со способностями. 20 8
2 Психологическое консультирование, связанное с развитием личности клиента. 23 25
3 Вопросы коммуникативного и социально – перцептивного реагирования. 28 32
4 Проблемам саморегуляции в деловых отношениях. 15 19
5 Проблемы межличностного общения. 12 22
6 Детско – родительские отношения. 34 16
7 Проблемы самочувствия и состояния
здоровья. 26 20
8 Возрастные особенности детей 34 38
9 Психологическая готовность к школе 30 6
Выводы: В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
Профилактическая работа
Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
№ / тема / форма / адресат / количество
1 «Ребёнок на пороге школьной жизни. Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу» тренинг родители 1
2 «Источник радостных эмоций» Совместное развлечение Дети и родители 1
3 Занятия в клубе «Мы – счастливая семья» Практические упражнения, тренинговые упражнения родители 20
4 Психологическое сопровождение образовательного процесса с помощью алгоритмов ТРИЗ Тренинговые упражнения дети 36
5 «Воспитание произвольности поведения» тренинг родители 1
6 «Развитие творческого потенциала педагога» тренинг педагоги 1
7 «Работаем в режиме инноваций» тренинг педагоги 1
8 «Снятие эмоционального напряжения» тренинг педагоги 1
9 «Роль педагога психолога в мониторинге готовности детей к школе» Семинар-практикум Педагоги групп предшкольного возраста муниципальных образовательных учреждений 1
10 «Развитие общения в сюжетно-ролевой игре» Семинар-практикум Педагоги-психологи муниципальных дошкольных образовательных учреждений 1
11 «Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ» Семинар-практикум Педагоги-психологи муниципальных дошкольных образовательных учреждений 1
Трудности.
Имеется отдельный психологический кабинет, приспособленный для проведения индивидуальной работы и хранения материалов. Нет доступа в интернет.
Задачи на следующий год.
Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГТ, (развитие интегративных качеств дошкольника) проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа с педагогами и родителями.
Педагог-психолог Субботина Т. В.