Ольга Иванченкова
Аналитический отчет по развитию речи за межаттестационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Берёзовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
за межаттестационный период
с 2016 по январь 2018 годы
Составитель: О. В. Иванченкова
воспитатель
Ключевск 2018 г.
Содержание
1. Общие сведения…. стр. 3
2. Цели, задачи аналитического отчета. …. стр. 4
3. Актуальная проблема межаттестационного периода…. стр. 4
Публикация «Аналитический отчет по развитию речи за межаттестационный период» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. Основные направления деятельности в межаттестационный период …. стр. 4
5. Реализация задач…. стр. 5
6. Педагогические технологии…стр. 6
7. Исследовательская и проектная деятельность… стр. 7
8. Информационно-коммуникационные технологии…. стр. 7
9. Повышение компетентности…. стр. 8
10. Результаты педагогической деятельности…. стр. 8
11. Административная деятельность…. стр. 13
12. Методическая работа….стр. 14
13. Заключение… стр. 15
14. Список использованных образовательных интернет ресурсов. …. стр. 15
15. Список используемых образовательных программ…. стр. 15
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский
Общие сведения
Образование: высшее, Уральская государственная лесотехническая академия «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» экономист, 2000 год.
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования», 250 часов 2017год. В данном учреждении работаю 2,5 года, стаж педагогической работы по специальности воспитатель 2 года. 2016-2017 учебный год работала основным воспитателем на разновозрастной группе (дети 5-7 лет). 2017-2018 учебный год работаю основным воспитателем во второй младшей группе (дети 3-4 года). В настоящее время квалификационную категорию не имею.
Моя педагогическая деятельность строится в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной политикой в области дошкольного образования, а также нормативными документами образовательного учреждения.
• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» от 17 октября 2013 года)
• СанПиН 2.4.1. 3049-13 (изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564)
• Конвенция о правах ребенка;
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
• Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. 2015г.
• Общеобразовательная программа ДОУ
• Устав ДОУ
• Учебный план ДОУ
• Рабочая программа по освоению детьми основной образовательной программы дошкольного образования для детей 3-4 лет младшая группа
Цель аналитического отчёта :
• проанализировать свою деятельность за период с 2016 г по 2018 г.
Задачи аналитического отчёта :
проанализировать результат деятельности и качество образования дошкольников;
определить условия, обеспечивающие достижение результатов;
выявить проблемы и определить программу деятельности на последующий межаттестационный период.
В поисках решения проблемы в межаттестационный период была проведена работа над темой самообразования «Сказкатерапия» (2016-17гг, разработана технологическая карта самообразование педагога на тему: «Развитие речи» (2017-19гг). ИОМ ребенка по развитию речи (2017-2018гг).
Актуальная проблема межаттестационного периода :
Слабая связная речь и ограниченный словарный запас, как причины и следствия неполного взаимодействия детей и взрослых.
Основные направления деятельности в межаттестационный период :
Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО:
учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
формировать грамматический, лексический строй речи;
развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
развивать диалогическую, монологическую речь;
совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
развивать выразительную, интонационную стороны речи;
пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
развивать мелкую моторику рук.
Большой акцент в своей работе я делаю на речевое, сенсорное и физическое развитие детей, конечно не в ущерб социально – эмоциональному, эстетическому, познавательному. Прежде всего, моя деятельность была направлена на обеспечение психомоторного развития детей, соответствующего возрастным показателям, речевое развитие для установления контактов со сверстниками, становление интеллектуально – познавательной деятельности через совершенствование речевых способностей.
Развитие и обучение детей проходит в специально организованных играх-занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их полное развитие.
Строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия 15 минут, обязательно использую физкультминутку и закрепление занятия.
Работа в данном направлении началась с создания для детей теплой, уютной атмосферы.
Для реализации данного направления были поставлены следующие задачи:
• Создать благоприятный психологический климат в коллективе воспитанников, атмосферу взаимопонимания, взаимопомощи.
Так как, социально-психологический климат – это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления ставлю цели и создаю условия для организации совместной деятельности детей, информирую их о ходе реализации совместных задач, поощряю активность, инициативу, креативность.
Соблюдаю принципы психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна» (И. Сеченов).
• Взаимодействовать с родителями:
С целью приобщения большего количества родителей и укрепления взаимосвязи с семьей, взаимодействие с семьями воспитанников также проходило с помощью разных технологий. В целях повышения педагогической компетентности, использую, как традиционные формы и методы: мини –анкета для родителей, консультации для родителей. Так и нетрадиционные формы: КВН между родителями. Проводится работа с родителями по пожарной безопасности (изготовление памятки).
Реализация программы предполагает создание следующих психолого-педагогических условий:
• личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
• полноценного общения ребёнка со сверстниками;
• использование развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту.
Педагогические технологии
Методика преподавания любого занятия должна быть ориентирована на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению с применением современных образовательных технологий, деятельностного подхода в обучении, использования ресурсов сети Интернет.
На занятиях с применением личностно-ориентированных технологий не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности детей. На таком занятие господствует эмоционально положительный настрой детей на работу, занятие становится наиболее интересным, привлекательным, результативным.
Технология критического мышления. Технология развития критического мышления, формируя новый стиль мышления, характеризующийся открытостью, гибкостью, альтернативностью решений, многозначностью позиции и точек зрения, развивает у личности коммуникативность, самостоятельность, мобильность, креативность, толерантность, ответственность за результаты своей деятельности, аналитическое мышление.
Сравнительно недавно познакомилась с инновационной игровой технологией «Лепбук», изучила и внедрила в свою деятельность.
Исследовательская и проектная деятельность
Исследовательская и проектная деятельность дошкольников является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей.
В своей практике активно применяю технологию проектной деятельности: разработка педагогического семейного проекта «Бажовские места».
Привлекаю воспитанников к участию в творческих конкурсах, олимпиадах.
Информационно-коммуникационные технологии.
Среди инновационных технологий наиболее используемыми стали информационно - коммуникационные технологии.
При проведении занятий я использую мультимедийные презентации, что позволяет на занятиях реализовать принципы доступности, наглядности.
Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность воспитанников, повышает творческий потенциал личности.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
создать условия для развития самостоятельности;
повысить качество наглядности в образовательном процессе (презентации и т. д.);
улучшить процесс внимания;
повысить эффективность обучения;
Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения. Одной из важнейших задач учреждений образования на современном этапе является формирование у детей ответственности за свое здоровье.
С целью предотвращения перегрузки воспитанников и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: утренняя гимнастика, физкультминутка, гимнастика после сна, подвижные и спортивные игры, точечный массаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Обеспечиваю безопасное пребывание детей в детском саду. Показателем является отсутствие фактов травматизма, чрезвычайных происшествий, отсутствие жалоб.
Повышение компетентности
Прекрасные слова принадлежат К. Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Считаю, что учитель должен постоянно развиваться. Он должен не только углублять свои знания, не только изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор. И, в конечном итоге, педагог должен стремиться стать мастером своего дела. Поэтому в моей деятельности обязательно присутствует повышение профессионального мастерства.
Сведения о повышении квалификации за межаттестационный период :
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» по программе «Профессиональная компетентность младшего воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 72 часа 2015год;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» по программе «Методика проведения занятий по курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения», 36 часов 2016 год;
Государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Свердловской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области», 36 часов 2017год.
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Уральский межрегиональный филиал ЦГБУ по программе «Первая помощь детям при несчастных случаях и внезапных заболеваниях», 24 часа 2017год.
Результаты педагогической деятельности
Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2016 – 2017 и 2017- 2018 учебном году проводился мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы по методике Ю. А. Афонькиной. В течение года данный мониторинг был проведен дважды. Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (октябрь-май)
Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития ребенка по 5 образовательным областям: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Мониторинг по областям 2016-2017 уч. год
Мониторинг по областям 2017-2018 уч. год
Результатом работы по данному направлению является положительная динамика освоения детьми образовательной программы по всем пяти областям: на начало 2016-2017 учебного года низкий уровень развития – 38,5 %, средний уровень 61,5 %, на конец учебного года средний уровень развития -80% и высокий уровень развития – 4,5% (дети 5-7 лет, рост среднего и высокого уровня по отношению к началу учебного года составил 23%. Итоги общего мониторинга на начало учебного 2017-2018 года по всем областям реализуемой общеобразовательной программы : низкий уровень развития – 17%, средний и высокий уровень – 83%, середина учебного года средний и высокий уровень развития – 95,5% (дети 3-4 года) рост среднего и высокого уровня по отношению к началу учебного года составил 12,5 %. Но при этом анализируя по областям можно сказать, что развитие речи как в 2016-2017 учебном году, так и 2017- середина 2018 года в процентном отношении ниже по освоению образовательной программы детьми, чем другие области. Исходя из этого тему по самообразованию выбираю «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
Мониторинг по развитию речи 2016-2017 уч. год
Анализ освоения детьми программного материала образовательной области «Речевое развитие» на начало года показал следующий результат: 3 д- 25% показали высокий уровень; 4 ребёнка - 33 % средний уровень и низкий уровень 5 д -42 %. На конец года результат стал таким 6-50% детей высокий уровень,4 -33%ребёнка выше среднего и 2-17% детей средний уровень. Анализ показал, что почти все воспитанники разновозрастной группы владеют речью, как средством общения и культуры, они сопровождают речью игровые и бытовые действия. Обогащен и пополнен активный словарь; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; на протяжении всего года знакомили с книжной культурой, детской литературой, без существенных пропусков последовательно пересказывают не большие произведения. Необходимо в следующем учебном году продолжать вести работу по обогащению у них словаря, закреплению умения вести диалоги, монолог, отвечать на вопросы принимать игровые задачи, общаться с взрослыми и сверстниками. Уделять внимание становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Многим детям необходимы занятия с логопедом для коррекции речи.
Мониторинг по развитию речи 2017-2018 уч. год
Анализ освоения детьми программного материала образовательной области «Речевое развитие» на начало года показал следующий результат: 19 д – 73% средний уровень и низкий уровень 6 д -27 %. На середину года результат стал таким 1д -4,5% детей высокий уровень,4 -82,5% средний уровень, 3-13% низкий уровень. Анализ показал, что почти все воспитанники младшей группы владеют речью как средством общения и культуры, они сопровождают речью игровые и бытовые действия. Слабо обогащен и пополнен активный словарь; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Необходимо продолжать вести работу по обогащению словаря, закреплению умения вести диалоги, монолог, отвечать на вопросы принимать игровые задачи, общаться с взрослыми и сверстниками.
Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце 2016- 2017 учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем образовательным областям. В основном показатели выполнения программы находятся в пределах среднего и выше среднего уровней. Уменьшился процент воспитанников нуждающихся в коррекционной работе. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга.
Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и середине 2017- 2018 учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем образовательным областям. В основном показатели выполнения программы находятся в пределах среднего уровня. Таким образом, образовательная деятельность в младшей группе реализуется на достаточном уровне. Очевиден положительный результат проделанной работы. Дошкольники второй младшей группы способны применять их в повседневной деятельности.
Результатом такой динамики послужила работа с родителями и взаимосвязь с семьей.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Мониторинг по взаимодействию с родителями 2016-2017 учебный год
Мониторинг по взаимодействию с родителями 2017-2018 учебный год
Анализируя работу с родителями, могу сказать, что на начало 2016-2017 учебного года активное участие в конкурсах ДО, международных олимпиадах составило 22% (5 чел, на конец года 54% (12 человек, 4,5% (1чел) принял участие в конкурсе на районном уровне с семейным проектом «Бажовские места». 2017-2018 учебный год показал, что на начало года активное участие родителей в жизни ДОУ составил 13,5% (3 чел, на середину года 45% (10 чел).
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с мини-анкеты «В каждом доме свои традиции» и интервьюирование детей группы «Семейные традиции». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
В настоящее время я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из этого, я считаю для работы с родителями необходимо:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Административная деятельность
Вношу личный вклад в повышение качества образования: выступление на педагогических советах по темам «НОД по рисованию в старшей группе», «Развитие художественно творческих способностей младшего дошкольного возраста», презентация «Работа с родителями».
Оформляю фотогазету посредством: фотографий утренников, образовательной и театрализованной деятельности, физкультуры, прогулок и др. видов деятельности детей. Так же привлекаю родителей (изготовление рисунков и аппликаций по заданной теме) и детей (рисунки, раскраски, аппликации).
Имею благодарственные письма от организации: за «Оригинальность и креативность в оформлении группы» новогодняя гостиная, за помощь в проведении новогоднего праздника, «Лучшая группа по созданию развивающей предметно-пространственной среды», 2 место, за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, за участие в городских мероприятиях, за ответственное отношение к обязанностям.
Имею благодарность от родителей, выпуск 2017 года.
Методическая работа
Разработка рабочей программы по освоению детьми общеобразовательной программы дошкольного образования (2017-2018гг)
ИЗО деятельность в детском саду
Конструкт занятия по рисованию «Городецкая роспись»
Семейный проект «Бажовские места»
Презентация на тему «Самообразование воспитателя»
Развитие речи (технология)
Игры по развитию речи
Основные традиции и обычаи (по программе «Мы живем на Урале»)
Водные ресурсы земли (по программе «Мы живем на Урале»)
Знаменитые спортсмены и команды Урала (по программе «Мы живем на Урале»)
Как и чему учили в Екатеринбурге (по программе «Мы живем на Урале»)
Луга и леса нашей Родины (по программе «Мы живем на Урале»)
Национальный колорит (по программе «Мы живем на Урале»)
Народные промыслы (по программе «Мы живем на Урале»)
Наша огромная страна многонациональна (по программе «Мы живем на Урале»)
Монетный двор Екатеринбурга (по программе «Мы живем на Урале»)
Путешествие в прошлое телефона
Родина –Россия (по программе «Мы живем на Урале»)
Технологическая карта «Путешествие репки»
Презентация «Народные промыслы: праздники, игры, сказки»
Презентация «Викторина по сказкам»
Игра «Что лишнее»
Все профессии важны
Загадки о транспорте
Заключение
Выявленные проблемы
Слабая связная речь и ограниченный словарный запас, как причины и следствия неполного взаимодействия детей и взрослых.
Задачи на следующий межаттестационный период :
• Продолжить работу над развитием связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО.
• Продолжить работу над формированием регулятивных учебных действий, действий самоконтроля и самооценки и использованием проектной деятельности.
Список использованных образовательных интернет ресурсов:
https:// infourok.ru – учительский сайт (печатаюсь)
https:// konkurs-start.ru
https://nsportal.ru - социальная сеть работников образования
https:// maam.ru (печатаюсь)
https://dohcolonoc.ru
https://multiurok.ru
Список используемых образовательных программ:
• Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. 2015г.
• Общеобразовательная программа ДОУ.
• Рабочая программа по освоению детьми основной образовательной программы дошкольного образования для детей 3-4 лет младшая группа.