МААМ-картинки

Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2019–2020 учебный год

Ольга Беляева
Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2019–2020 учебный год

1. Характеристика детей

В течение учебного года в МДОУ воспитывались 16 детей ОВЗ в разных группах, поступившие по направлению тПМПК.

2. Цели и задачи педагогической деятельности.

Цель работы:

Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.

Основными задачами образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми данной категории являются:

Публикация «Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2019–2020 учебный год» размещена в разделах

коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики, развитие навыков зрительно – моторной координации;

развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования;

повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.

В начале учебного года было проведено углубленное психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, по результатам которого разработаны и приняты индивидуальные коррекционно-развивающие программы. С воспитанниками проводились ежедневные коррекционно-развивающие занятия.

3. Основные направления работы.

Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя – дефектолога :

Воспитательно – образовательная и коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ;

Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;

Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.

4. Содержание работы с детьми.

Направление работы Условия реализации

Диагностическое направление (октябрь, январь, апрель)

1. Мониторинг детского развития с целью выявления уровня развития детей:

2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированных программ.

Реализация программ дошкольного воспитания

1. Проведение индивидуальных занятий по познавательно – речевому развитию в рамках образовательной области «Познавательному развитию», «Речевому развитию» согласно содержания рабочих учебных программ, составленных на основе:

Программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей ЗПР.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью легкой степени.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

2. Проведение индивидуальной работы с детьми по закреплению полученных навыков занятий

Реализация коррекционно-развивающих программ

1. Проведение пальчиковой гимнастики с детьми (ежедневно)

2. Проведение артикуляционной гимнастики с детьми (ежедневно)

3. Проведение индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми согласно содержания индивидуальных образовательных маршрутов

4. Результативность образовательной работы с детьми.

Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированных рабочих программ дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными.

Результаты освоения детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по образовательным областям.

Освоение детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие» - ФЭМП

Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения высокий уровень сформированности математических представлений у детей был маленьким, тем временем как на конец года обучения он составил 80% : ребята знают цвета, различают и называют геометрические фигуры, конструируют из них постройки, воспринимают, дифференцируют величину и т. д. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ. Из диаграммы так же видно снижение количества со средним и низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 2 воспитанника с низкими показателями в результате системных психо – физических расстройств (ЗПР, что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.

Освоение детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие» - окружающий мир

Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников. В результате коррекционной работы количество детей с высоким показателем увеличилось. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а так же следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям дошкольного возраста. Ребята с высоким уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников с низким показателем круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (ЗПР, в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления о окружающем мире.

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

По диаграмме видно, что в результате коррекционно – развивающей работы на конец учебного года воспитанники достигли высоких показателей сформированности речи: пользуются развернутой фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, с легкостью заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков. Так же из диаграммы наблюдается снижение количества детей с низким показателям. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей. В результате ежедневной работы по развитию речи у детей со средними показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками.

Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей дошкольного возраста, а так же в периоды стационарного и реабилитационного лечения.

5. Результативность консультативно – просветительской работы

с родителями и педагогами ДОУ

За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.

Работа с педагогами ДОУ

1. Консультирование и оказание практической помощи воспитателям группы по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ:

3

консультаций

• «Психофизические особенности детей с ОВЗ. Рекомендации по осуществлению воспитательно – образовательного процесса с детьми с учетом диагноза их заболевания» В течение уч. года

• Особенности работы по формированию речевой активности неговорящих детей дошкольного возраста с ОВЗ Октябрь

• Формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ как одного из компонентов работы по профилактике речевых расстройств Апрель

Работа с родителями

1. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам закрепления полученных навыков в условиях семьи и итогам обследования детей

В течение года (по запросу родителей)

2. Ведение дневников в период самоизоляции на образовательном портале «Мерсибо» Апрель

6. Методическая работа

В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.

1. Насыщение предметно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога :

• создание картотеки коррекционных игр и упражнений (артикуляционной, пальчиковой гимнастики, коррекционных физкультминуток) В течение уч. года согласно тематическому планированию

2. Участие в ПП консилиумах ДОУ 7

3. Участие в городских методических объединениях учителей – дефектологов (слушатель)

• «Актуальные организационно-методические вопросы дефектологической практики в образовательных организациях». Январь – МДОУ

• Совершенствование коррекционно-развивающего процесса через обновление содержания, форм и методов работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога (организация коррекционной работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы; сопроводительная документация ребенка с ОВЗ в ДОУ). Март –

4. Прохождение курсов повышения квалификации 1

«Разработка программ для детей с нарушениями зрения»,

5. Участие в вебинарах: 7

• «Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и т. д.

Март

• «Артикуляционная диспраксия. Особенности работы на этапе обследования и коррекция звукопроизношения»

Апрель

• «Возможности использования сенсорной интеграции с целью обучения детей с ОВЗ. Междисциплинарный подход» Апрель

• «Дифференциальная диагностика нарушений речевого аппарата и психического развития у детей дошкольного возраста» Апрель

• «Традиционные и инновационные подходы к развитию связной речи дошкольников» Апрель

• «Особенности вызывания и развития речи у неговорящих детей (синдром Дауна). Обзор наиболее эффективных методик» Апрель

«Экологическое образование дошкольников: современные подходы» Апрель

6. Участие детей в интеллектуальных конкурсах 4

• Всероссийская онлайн-олимпиада «Всезнайкино» в номинации «Профессии (4-6 лет,, 1 место Апрель

• Всероссийская онлайн-викторина по окружающему миру для дошкольников «В мире животных», «Российские таланты»,, 1 место. Апрель

• Всероссийская онлайн-викторина по окружающему миру для дошкольников «Мир, в котором мы живем», «Российские таланты»,, 2 место. Апрель

• 4 Международная олимпиада «Интеллектуал», Математика (Дошкольники, 2 место Апрель

7. Диссеминация педагогического опыта:

• Всероссийский образовательный «Портал Педагога» публикации методической разработки на тему: «Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Страна знаний» Апрель

• Публикация на международном образовательном портале «МААМ. РУ» Апрель

Задачи на 2020-2021 учебный год.

1. Необходимо продолжить работу над познавательным и речевым развитием у детей с ОВЗ.

2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка.

3. Повышение своего профессионального уровня.

4. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Публикации по теме:

Аналитический отчет о проделанной работе за учебный год (старшая группа)Аналитический отчет о проделанной работе за учебный год (старшая группа) Аналитический отчет о проделанной работе за 2018–2019 уч. год Воспитатели: Прилепко Е. А., Ожева Н. Н. МКДОУ Д/С №196 Старшая группа «Солнышко».

Аналитический отчет о работе за 2013–2014 учебный год Группа №3 "Золотая рыбка" В группе 32 ребёнка. Возраст детей от 3,5 до 4,5 на начало года. Мальчиков - 13 человек. Девочек - 19 человек.

Аналитический отчет о работе за 2015–2016 учебный годАналитический отчет о работе за 2015–2016 учебный год .

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Календарно-тематический план для средней группы ДОУ по неделям на 2019–2020 учебный год Сентябрь 27.09 День дошкольного работника 1 неделя. «Детский сад» *Развлечение, посвященное дню знаний. *Беседа с детьми о дружбе. * Мой.

Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть)Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть) Сентябрь1. Неделя безопасности 2 неделя. Осень. Признаки осени 3 неделя. Неделя леса. (Деревья осенью) 4 неделя. Грибы. Ягоды Детский сад.

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2019–2020 учебный год ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ во второй младшей группе на 2019 – 2020 учебный год. Цель: вовлечение максимального числа родителей.

План мероприятий по подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на 2019–2020 учебный год Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) 1. Разработка.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2019-2020 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

Планирование работы с родителями средней группы на 2019–2020 учебный год Цель:Установление взаимного сотрудничества воспитателей детского сада с родителями воспитанников в вопросах оздоровления, безопасности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2019–2020 учебный год
Опубликовано: 30 апреля 2020 в 23:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД