Магомедова Маликат
Анализ методов арт-психотерапии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
М. Д. Магомедова студентка Тольяттинской государственного университета
Научный руководитель: к. псх. н. И. В. Кулагина
Аннотация
В статье пойдёт речь о причинах способствующих развитию патологии детей, также рассматривается проблемы, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в своём социальном окружении. Особое внимание обращается на актуальность проблемы сохранения, раз-вития и укрепления психического здоровья. Проблема исследования заключается в адаптации семьи к процессу воспитания и сопровождения детей с особенностями.
Публикация «Анализ методов арт-психотерапии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями в здоровье (ОВЗ, арт-психотерапия, дизонтогенез, сравнительный анализ.
На первом месте проблема человечества, наиболее остро заявляющих о себе в два-дцать первом веке это психическое и физическое здоровье детей. Большинство подходов к решению данной проблемы обычно опирается на изучение внутренней атмосферы семьи, качество медицинской помощи, отношения социальной среды ребёнка, восприимчивость детей к болезням и прочих внешневнутренних факторах. На территории Российской Федерации всемирная организация здравоохранения к концу 2022 года насчитали более 735 тысяч детей с ОВЗ. По сравнению с числами в начале года, на 1 января было показано около 670 тысяч детей инвалидов. Количество стремительно возросло в течение года на 9 %. Количество обучающихся с ОВЗ: более 1,15 миллионов человек, дети с ОВЗ в учреждениях дошкольного образования: 517 343 человека (6,8% от общего количества воспитанников). Студенты СПО с ОВЗ 3 006 360 человек, в том числе с ОВЗ – 13 626 человек, в частных образовательных организациях – 200 916 человек. [1]
Судя по численности и стремительного росту, количество детей с особенностями в здоровья настораживает задуматься над этой глобальной проблемой и как справится с данной ситуации, которая уже имеется.
Педагогическая практика многих специалистов показывает, что в последние годы в образовательные и детские учреждения поступают дети с задержкой психо-речевого раз-вития, в том числе и с неустойчивой психикой. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах по-разному чувствительны условиям воспитания, проблема возникает на данном этапе в том, что дети часто не умеют правильно оценить свои эмоции и эмоции других детей (страх, стыд, удивление, злость, радость, грусть, что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умение конструктивно общаться.
Классификация психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому, 1985г., описывает ряд причин нарушений в развитии патологий у детей, они могут быть вызванные различными факторами:
- инфекционными и вирусными заболеваниями матери во время беременности (краснуха, корь, грипп, вирус герпеса, токсоплазмоз);
- токсикозами беременности;
- резус-конфликтом;
- внутричерепной мозговой травмой;
- асфиксией новорождённого;
- недоношенностью, когда вес при рождении менее 1500гр;
- дикими инфекциями (паротит, скарлатина, корь и т. п);
- менингитами;
- черепно-мозговой травмой;
- заболеваниями, приводящими к потере функции;
- наследственными болезнями в семье;
- применением препаратов.
У каждой группы есть своя специфика нарушения, что касается детей умственно отсталых, у них большей степени проявляется, проявление инерции (замедленный темп протекания, есть большие проблемы у таких детей с восприятием, со всеми процессами запоминаниями, им свойственно и другие свойства развития эмоций – социального характера. Эмоциональная не зрелость дифференцированность чувств ограничивает очень детей в эмоциональных проявлениях.
1. Недоразвитие
2. Задержание развитие
3. Повреждённое развитие
4. Дефицитное развитие
5. Искажённое развитие
6. Дисгармоничное развитие
Поражение может иметь наследственное или эндогенную природу, так же экзогенный фактор, то есть внешнее воздействие, которое влияет на формирование недоразвития, самый яркий пример это умственная отсталость, также замедления темпа всего психического развития. Оно возникает в результате слабовыраженных органических поражений коры головного мозга, обычно имеет парциальный характер, то есть не диффузное и не общее, а частичное поражения либо длительное тяжёлые соматические заболевания.
У каждой группы есть своя специфика нарушения, что касается детей умственно отсталых, у них большей степени проявляется, проявление инерции (замедленный темп протекания, есть большие проблемы у таких детей с восприятием, со всеми процессами запоминаниями, им свойственно и другие свойства развития эмоций – социального характера. Эмоциональная не зрелость дифференцированность чувств ограничивает очень детей в эмоциональных проявлениях. [2] [3]
Теоретической и методологической основой исследования в работе с детьми с ОВЗ, основным содержанием коррекционной работы является создание психолого-педагогических условий для формирования высших форм психической деятельности с опорой на базовые законы онтогенетического развития. В качестве инструмента обеспечения эмоционального благополучия детей с ОВЗ взяты из трудов отечественной и современной психологи таких, как А. И. Копытин, М. Е. Бурно, С. В. Лебедева, Е. Г. Макарова, Бьюдженталь Дж, Д. Г. Рочев, Е. Г. Моргачева, Б. Н. Филлипса, Дж. Бук, М. В. Киселева, и др.
Проблема исследования заключается в адаптации семьи к процессу воспитания и со-провождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сегодня серьёзную социальную и психологическую проблему. В связи с этим исследование, направленное на выявление возможностей применения методов арт-терапии в практике работы с такой семьёй, представляется актуальным. Это обусловлена с высокой значимо-стью исследования, среди уровня тревожности у детей с ОВЗ, так, как она значительно выше, нежели у здоровых детей, средний уровень тревожности у сегодняшнего школьника по результатам исследования психолога педагога значительно выше того, результата который психолог получил при исследованиях детей несколько лет назад. Ритм современной жизни, вечно занятые или отсутствующие в жизни ребёнка родителей, новая про-грамма школьного обучения и требования к ним, изменения статуса в социуме ребёнка – и это проблема с которыми они сталкиваются, таким образом, для всех экология ухудшается. Такое ухудшение физического и психического здоровья с одной стороны и повышения требований образования с другой приводят к тому, что слабые звеня не компенсируются сильным, возникают трудности с обучением и влияние формирование дальнейшем личности детей. Современные системы образования полноценно принимают только тех, кто отвечает её определённым требованиям, к сожалению, но детей со стандартными возможностями способных обучатся, обшей программе. Связи с этим дети с особым образовательными потребностями начинают отпадать из общего образовательного процесса так, как работая, сними педагоги не всегда готовы и не всегда обладают необходимыми знаниями и умениями, у этих детей в 10 раз меньше шансов пойти в школу, чем у других детей, а когда они все-таки посещают школу, то, скорее всего, в изолированной обстановке. Зачастую педагоги боятся принимать в свой класс, это и множество других проблем в современной школе призвано решить какие-то творческие мероприятия, система дополнительного образования. Дети с ОВЗ зачастую очень закрыты и это мешает контактировать с ними, находить общий язык с ними. [4]
Арт-терапия, когда мы говорим о ней то, имеются много нюансов, как мы представ-ляем арт-терапию – как искусство в целом и увлекательное занятия либо как профессиональная деятельность, мы больше делаем акцент на то, что это самореализация специалиста или помогающая для клиента деятельность.
Проблема определения арт-терапии, многие отождествляют её с терапией искус-ством, не обходимо понять это одно и тоже или нет, с английского языка арт-терапия это очень узкое понятие - терапия использующее искусство или визуально пластическое ис-кусство, а arts-therapis это объединяющая всех модальных терапий, куда входи все виды этой терапии. Эти термины различны и не должны применяться одинаково, так же существует ещё одно направление или подход как терапия выразительными, экспрессивными искусствами, тот который действительно объединяет все виды терапии, оно носит своё название и имеет свою программу подготовки.
Арт-терапия это в первую очередь профессиональная деятельность, которая использует изобразительное экспрессии и последнее время, когда говорим об арт-терапии мы все же говорим об арт-психотерапии, это серьёзное психотерапевтическая работа, а не просто занятие для увлечения и влечения. Мы используем её не как форму занятости и не как фактор самолечения. В терапии используется изобразительное искусства как средство личностного ориентированного психотерапевтического взаимодействия специалиста клиентами с разными запросами, с разными патологиями как психическими, так и соматическими «дисфункциональные семьи сообщества».
По нормативному документу арт-терапия это система психологических и психофизически, лечебно-коррекционных воздействий основанная на занятиях клиента в изобразительной деятельности, на построение развития психотерапевтических отношений и эта терапия может применяться с целью лечения и предупреждения развития различных бо-лезней. Коррекция нарушенного поведения, психосоциального адаптации, реабилитации лиц психическим и физическим заболеванием, также психосоциальными ограничениями, для достижения более высоких качеств жизни развития человеческого потенциала. Таким образом в первую очередь арт – терапия это система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, программа разработанная для безопасного воздействия на нервную систему. [7]
По концепции американской арт- терапевта Мальхиоди Кэти А, она пишет об отличительных чертах терапии, что действия творческого самовыражения с помощью изобразительного творчества, оно немного схожа на лечения гомеопатическими средствами, что стимулирует собственные ресурсы человека в борьбе с проблемами и болезнями. Творче-ство обладает этими качествами по тому, что оно является частью нас самих и использует собственные силы для решения проблем, так же Мальхиоди Кэти говорит, что само слово имеет значения «быть внимательным к чему-то» в этом смысле акцентируется арт-терапевтический процесс двух направлениях:
• Внимание процессу создания художественного произведения;
• Помощь человеку нахождения значения смысла того что нарисовано.
Ещё один важный аспект - персональное личное присутствие в своём творческом процессе и придание личного персонального смысла арт продукту, своей творческой ра-боте, произведению. В этом смысле никакая другая терапия так сильно не зависит от ак-тивного участия самого клиента, самой личности.
Ещё что важно в арт – терапии, как использующее изобразительное искусство это осязаемый продукт и это большое преимущество, то есть документирование процесс терапевтический и конкретизируем в виде изображения, также мы можем возвратиться к этим рисункам и сравнивать результаты. [6]
Существуют показание и ограничения к применению ар- терапии: применении кли-нической и медицинской арт - терапии таких расстройств как невротическом, соматорформные расстройства, расстройства личности, психосоматическом заболеваниях и сома-топических реакциях, а так же более тяжёлых чем ППР, шизофрению, аффективные пси-хозы, органические психические расстройства, расстройства личности, общие и специфические расстройства развития детей.
Если говорить о применении арт-терапии в неклинической, то в неё включается социоцентрированная и арт-пелагическая модель это проблема межличностных отношений, недостаточная мотивация к деятельности, идентичность и самооценка личности, планирования будущего, профориентация и повышения качество уровня жизни, развитие уверенности, навыки управления стрессом и саморегуляции, гармонизация и укрепления отношения, развитие ресурсов семьи и тд.
Ограничения только к определённым методам арт-терапии, где нужно использовать с осторожностью, например метафорические карты и песочную терапию в применении с психотическими и психиатрическими диагнозами, при эпилепсии, рекомендуется использовать с осторожностью для того чтоб небыли обострения так как может спровоцировать приступы. Так же не рекомендуется при аллергии на различные компоненты которые могут, входит в состав той или иной продукции либо в материал использовании в арт- терапии, при ранах, царапинах, порезах на руках. [5] [8]
Вывод
Специфика детского варианта тревожности это комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, причина возникновения тревожности или тревоги у детей является две основные причины, первое это генетика и вторая это воспитание, часть детей склоны тревоге врождённо. Такие дети боятся сильный шум либо закрытых пространств, темноты, также это могут быть моменты воспитания связывающий тем, что ребёнок прошёл через какой-то травмирующий этап или ситуацию, и она неосознанно закрепилось в его подсознании таким тревожным компонентом с которой ребёнок не может справиться.
При воздействии стрессоров определённых ситуаций, межличностных контактов с ровесниками и взрослыми конфликтных ситуаций, внутренние сигналы организма мгновенно влияют импульсно на различные ситуации, происходящие в жизни детей. Дети с ОВЗ особенно подвержены тревожности так, как это свойственно им связи с их особенностью. Это речь идёт о той тревожности, когда ребёнок начинает, заикается, плакать, впадать в истерику, возникают проблемы со сном, повышенной утомляемость, проблемы со здоровьем или он не может говорить, его трясёт и т. п. Такое тревожное состояние может быть как у маленьких детей, так и подростковом в возрасте, даже и будущем, взрослых людей.
Арт - терапия это одна из самых интересных и мягко действующих творческих ме-тодов в психологической работе, использующее в работе все виды и возможности искус-ства для достижения положительных изменений в интеллектуальной, эмоциональной и в личностном развитии человека.
При тревожности самая первая поддержка идёт вовсе не снаружи, она идёт изнутри, с помощью арт – терапии воздействуют на внутреннее психоэмоциональное напряжение, важным условием является то, что взрослый не должен вмешиваться в творческий про-цесс ребёнка. Принципиальное отличие от изобразительных и других творческих деятель-ностей является не обучение детей. Приём создания «рамок настроения», возможность самовыражения и создания позитивных установок, самым важным является в арт терапии это не результат творческой деятельности, а сам процесс его где отражается вся сущность его внутреннего мира. Ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удо-вольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для каждого так терапевтичен.
Самое сложное это реакция родителей на дефект таких детей, поведения родителей, не способность родителей мгновенно, правильно и адекватно оценить дефект также отнестись к этому дефекту, родители не могут детьми играть, у них нет внутренних эмоциональных связей, которые позволяют сотрудничать более продуктивно. Очень часто бывает уровень ожидания, что может провоцировать конфликты в семье, которое заключается в неумении ребёнка так, как предполагает такого качества деятельности, что требуют от него родители. Таким образом, можно сказать, что детская арт-терапия может помочь детям с ОВЗ лучше осознать себя, снять больше беспокойства и стресса и помочь им хорошо общаться о своих подавленных эмоциях. С помощью арт-терапии дети получают лечение, основанное на их собственных существующих сильных и слабых сторонах, интересах и проблемах. Таким образом, терапевту становится легче проводить лечение. Это может помочь детям всех возрастов.
Список используемой литературы
1. https://edu.gov.ru Министерство просвещения Российской Федерации.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: 2003. — 144 с. ISBN 5-7695-1033-1
3. Роджерс С. Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом: развиваем речь, умение учиться и мотивацию / Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева. М. : ИП Толкачев, 2019. 432 стр.
4. ФИОКО Федеральный институт оценки качества образования «Методика адрес-ной помощи ШНОР», 2018-2022г. 50 стр.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психоло-гов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. — 160 с
6. "Экспрессивная терапия" Автор: Мальхиоди Кэти А., Ломан Сьюзан Т., Форинаш Мишель Редактор: Мальхиоди Кэти А. Издательство: Гуманитарный центр, 2022 г. стр. 272.
7. Д. Г. Рочев Сила искусства: методическое пособия, Издание I : изотерапия – 30 стр. 2022 г.
8. Технические средства реабилитации инвалидов и без барьерная среда / Е. Е. Ач-касов и др. ; под ред. Е. Е. Ачкасова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018 (1 экз.)