Анализ предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС

Людмила Постникова
Анализ предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС

Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

В группе 10 детей, из них 7 девочек и три мальчика. Преобладающее количество девочек повлияло на создание развивающей среды. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

Групповое помещение условно подразделяется на три сектора (активный, спокойный, рабочий,что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Самую большую площадь занимает активный сектор,который включает в себя : «Центр двигательной активности», «Центр театра и музыки», «Центр игры», «Центр конструирования», «Центр дежурства»,

Спокойный сектор включает:«Центр грамотности и книги», «Центр дидактических игр», «Центр природы».

В рабочем секторе размещено оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности (центр «Мы познаём мир», «Центр творчества», «Центр экспериментирования»,

«Логопедический уголок», «Уголок будущего первоклассника»

Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенна, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

1)Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательная область – Познавательное развитие

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

«Центр природы» содержит в себе: различные виды комнатных растений (бегония, фиалка, фикус, хлорофитум, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления,, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют :

• дидактические игры экологической направленности,

• серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,

• муляжи овощей и фруктов,

• набор «домашние и дикие животные»

• семена цветочных растений,

• иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения,

• иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод,

• иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей,фруктов.

• иллюстрации взаимодействия живых организмов в сообществах,состава сообществ (водоёма,леса, луга,

• схемы. изображающие цепи питания

Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями. Оформлены макеты леса и огорода.

Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:

• лупа,

• мензурки,

• колбы,

• мерные стаканчики,

• лейки,

• песочные часы,

• медицинские весы

• пробирки

• ёмкости для измерения, пересыпания,хранения

• трубочки для продувания

• волшебный мешочек

• подносы

• набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы : губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла)

• набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки)

• мыльные пузыри

• леечки, брызгалки

Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя. Стеклянный материал размещён в закрытом контейнере, а пластмассовый на открытых полках и предназначен для самостоятельного пользования детьми. Центр расположен в непосредственной близости от «Центра природы»

Центр «Мы познаём мир»

Попутешествовать с детьми по родной стране, познакомиться с окружающим миром, символикой родного края, узнать на что дошкольник имеет право помогает ярко и эстетично оформленный стенд под общим названием «Мы познаём мир»

В центре размещены материалы:

• государственная символика родного города, Нижегородской области и России,

• портрет президента нашей страны,

• флаг России,

• фотографии нашего города,

• карта Ветлужского района, на которой дети флажками отмечают места в которых они побывали,

• детская энциклопедия о России,

• военные фуражки,

• альбом для закрашивания «Ветлугазавр»,

• иллюстрации «Народы России»,

• геологическое древо семей

• альбом «Наш детский сад»

Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем; от тем, к которым у дошкольника сохраняется интерес. Центр расположен вблизи от света (окна) и вдали от «Центра игры».

«Уголок будущего первоклассника»

Старшие дошкольники – будущие первоклассники. В уголке будущего первоклассника можно увидеть все необходимые предметы для школы (рабочие тетради по программе, набор для первоклассника, звонок, пенал, счётные палочки, раздаточный материал по математике, ширма «Распорядок дня», мультибук). Дети могут проявить своё творчество на доске мелом или выложить узоры, буквы, цифры на магнитной доске.

«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми и расположен рядом с «Центром игры» и «Центром конструирования»

• макет проезжей части

• макет светофора, дорожных знаков

• иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты опасные ситуации

• наглядно-дидактические пособия

- транспорт

- космос

• иллюстрации по ОБЖ

• стенд «Пожарная безопасность для детей», стенд «Будьте осторожны на дорогах»

Центр «В стране геометрических фигур» помогает детям освоить счёт в пределах 10,закрепить цвета, знание геометрических фигур, ориентировку в пространстве.

Образовательная область – Речевое развитие

«Центр грамотности и книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. «Восклицательный знак» указывает на, что в уголке появилась новая книга в соответствии с изучаемой темой. «Книжкина больница» помогает детям самостоятельно отремонтировать книги. В данном центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки,буквы, азбука, алгоритмы составления рассказов на темы «Осень», «Расскажи о себе», лабиринты.

«Логопедический уголок»

В логопедическом уголке имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, альбомы дошкольника «автоматизация звука –ц-, развивающие раскраски «правильные звуки, домашние тетради для закрепления произношения звуков -л-,-р-, свистящих звуков –с- ,-ш-, игры «короткие истории»,артикуляционная гимнастика,пособия на развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики»;зеркала на каждого ребёнка для артикуляционной гимнастики.

Образовательная область –Физическое развитие

«Центр двигательной активности» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей:

• мячи разных размеров по количеству детей

• обручи

• султанчики

• ленточки

• платочки

• гимнастические палки

• кегли

• гантели

• мешочки для метания

• мяч –прыгун

• скакалки

• шарики пластмассовые

• дорожки массажные со следочками

• мягкие лёгкие модули

• тоннель

• доска гладкая

• атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)

• «кирпичики» для перешагивания

• метки-размётки

• игра «классики»

• игра «серсо»

• иллюстрации с видами спорта

• схемы выполнения упражнений

• мини-мат

• кольцеброс

• ростомер

Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Образовательная область – Художественно-эстетическое развитие

Центр творчества

В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации

• бумага разной формы и цвета

• картон,

• трафареты,

• краски, гуашь

• кисти,

• клей,

• цветные и простые карандаши, фломастеры

• салфетки из ткани, хорошо впитывающих воду,для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм

• ножницы,

• раскраски для девочек и мальчиков

• пластилин

• палитра

• цветные и восковые мелки

• дощечки для лепки

• ёмкости для промывания ворса кисти от краски

• заготовки для рисования,вырезанные в какой-либо форме

• наборы цветной бумаги

• мольберт

• ширма для выставки рисунков

• портфолио ребёнка «Моё творчество»

Большинство из перечисленных материалов помещается в индивидуальную папку ребёнка. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» выставляются в соответствии с изучаемой темой:

• дымковская игрушка

• филимоновская народная игрушка

• хохлома

• городецкая роспись

• гжель

Для индивидуальной траектории развития ребёнка имеются схемы последовательности рисования отдельных предметов (животных, человека, деревьев) элементы разных видов росписи, готовые формы для выкладывания и наклеивания.

Центр театра и музыки - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная и музыкальная деятельность помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширмы, различные виды театров (кукольный, настольный, бибабо, пальчиковый, на фланелеграфе, маски, шапочки, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации, фланелеграф. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют:

• музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, маракасы, бубны. трещётки, колокольчики, дудочки, свистульки, погремушки, ложки,

• иллюстрации музыкальных инструментов,

• музыкальная лесенка с музыкальным молоточком,

• наборное полотно с ручными знаками,

• портреты композиторов

• музыкально-дидактические игры

• DVD-плеер,

• музыкальный центр,

• микрофоны

• телевизор

• в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора

• игрушки- самоделки

• коллекция дисков со сказками

• музыкальная шкатулка

• карточки разных эмоций

• картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях

• дидактические игры:

«Музыкальный кубик», «Угадай, какой звучит инструмент», «Определи характер музыки», «Угадай свой инструмент», «Качели»

Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используем во время режимных моментов. Дудочки, свистульки используются индивидуально каждым ребёнком и моются после каждого использования.

Центр конструирования

Центр конструирования сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

• конструкторы разного размера

• мягкие (крупные)поролоновые модули

• образцы построек различной сложности

• мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных.

• макеты домов

• настольный конструктор (мелкий)

• напольный пластмассовый конструктор

• машинки, светофор

• разные виды мозаики

• лего

Данный центр расположен вблизи «Центра игры»,что позволяет использовать постройки в играх. Образцы построек сменяются 1-2 раза в месяц.

Образовательная область –социально-коммуникативное развитие

Центр игры

В игровом центре каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, «сундучок с инструментами»,

набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок, хоккей.

Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистами,модницами. В игровом центре для них : сумочки, коробочки с украшениями, куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр «больница», «парикмахерская», «магазин», «школа», «семья»

Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками,- макет. Он содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчёркивает индивидуальность

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

В игровом центре размещены настольные, дидактические игры, пазлы в соответствии с возрастом и интересами детей

Центр дежурства

Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть центр дежурства, где дети сами видят, кто дежурный. В данном центре имеется схема дежурства, график дежурства, специальные фартуки и колпачки для дежурства, набор принадлежностей для дежурных

«Яблоня успеха»

Ежедневно дети получают «зелёные листочки» в качестве поощрения за доброе дело, успехи и размещают их на «Яблоне Успеха».

Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребёнка, его достижениями.

В приёмной можно увидеть «волшебный зонтик» с которого стекают капельки. Это благодарность нашим родителям за участие в жизни группы (каждое доброе дело капелька).

«Уголок именинника»

В приёмной постоянно функционирует стенд для именинников с фотографиями детей и обозначением дня их рождения.

«Коробочка хлопот» заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Бейджики

«Эколог»- отвечает за «Центр природы» полив растений, чистоту.

«Директор гаража»- за порядок на полке, где живут машины.

«Главный строитель» - за порядок в «Центре конструирования»

«Главный художник» -за «Центр творчества»

«Директор театра» за «Центр театра и музыки», костюмы, реквизит, театральных кукол, музыкальные инструменты

«Главный по тарелочкам»- назначает дежурных по столовой, следит за правильной сервировкой стола.

«Директор библиотеки»-выдает книги для чтения, отвечает за их сохранность.

«Помощник воспитателя» - помогает готовиться к непосредственно образовательной деятельности, выполняет поручения.

«Гардеробщик»- отвечает за порядок в шкафчиках, показывает пример быстрого и аккуратного одевания.

"Физрук"- отвечает за физкультурный уголок, выдачу инвентаря на зарядку.

Ребёнок, придя в группу выбирает себе «должность» по своему желанию и интересу, что позволяет ему принимать непосредственное участие в ежедневной работе группы, участвовать в игре, чувствовать свою значимость и уникальность

Спальня

Один из таких знаков –символов можно увидеть на входной двери в спальню.

Это дорожный знак-подача звукового сигнала запрещена, значит просто укладываемся в постель,закрываем глаза и спокойно засыпаем; книга- хотим,чтобы перед сном нам почитали; нотка- хотим уснуть под спокойную музыку; улыбающийся рот- - расскажи сказку.

2)Трансформируемость пространства группы

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

от образовательной ситуации

от меняющихся интересов детей

от возможностей детей

Все части пространства группы могут изменяться по объёму,сжиматься и расширяться, чтобы каждый центр при необходимости мог вместить всех желающих.

Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель, модули.

3)Полифункциональность материалов

Пространство группового помещения полифункционально.

Различные составляющие предметной среды (мебель, маты, ширмы,модули и т. д.) в групповом пространстве используются разнообразно.

Полифункциональные предметы (в т. ч. природные материалы, предметы –заместители)не обладают жёстко закреплённым способом употребления.

Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между зонами (ширмы, крупные объемные модули и т. п.).

Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.

4)Вариативность среды

• Наличие различных пространств в группе

• Периодическая сменяемость игрового материала

• Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

• Появление новых предметов (в соответствии с изучаемой темой недели)

• Наличие индивидуальной траектории развития ребёнка

5)Доступность среды

Весь материал в группе функциональный, а не витринный.

Ребенок может его удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.). Материалы хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.

Все предметы (игры, игрушки, пособия, обеспечивающие все виды детской активности) доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

6)Безопасность предметно-пространственной среды

Все элементы предметно-пространственной среды в группе соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Прикреплённые файлы:

predmetnaja-sreda-grupa-kapelki_hienk.pptx | 10361,75 Кб | Скачан: 804
 
Публикации по теме:

Построение предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Формируя развивающую предметно-пространственную среду в средней группе «Звездочки» МБДОУ «Детский сад № 340» г. о. Самара, я ставила для.

Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО Методические рекомендации по созданию предметно- развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО Созданию предметно-развивающей среды.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС «Организация предметно - развивающей среды в ДОУ» Введение Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит.

Организация предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО Воспитатель: Порошина Г. А. г. Бородино, 2016г. Развивающая.

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с ФГОС и ООП ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с ФГОС и ООП ДО Развивающую предметно-пространственную среду старшей группы №12 мы организовывали опираясь на основные принципы ФГОС ДО и ООП ДО так, чтобы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[/b].

Отчет об организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС в средней группе Отчет по предметно - развивающей среде в средней группе №8. Образовательную деятельность с детьми мы осуществляем по образовательной программе.

Самоанализ предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОССамоанализ предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Экология
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Анализ предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 18 марта 2016 в 14:58
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект занятия по аппликации «Под зонтиком»
Программные задачи:Продолжать учить детей использовать шаблон для вырезания деталей, упражнять в складывании буги гармошкой;совершенствовать работу с...
Конспект НОД по развитию речи «Что нам осень принесла?» в подготовительной группе
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Что нам осень принесла? » Программные...
Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «Яблоня с яблоками» с...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми общеразвивающей направленности 5-6 лет...