Лучший педагог года

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Кибец Марина Юрьевна
Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

«Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Публикация «Анализ работы по самообразованию „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры: представления о семейном укладе и родном крае, уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание ответственности, понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, требующий использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из таких форм работы, делающей общий результат наиболее эффективным, является ознакомление дошкольников с художественной литературой и народным творчеством. Посредством чтения художественной литературы дети узнают о добре и справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Таким образом произведения художественной литературы, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. А настоящего патриота невозможно вырастить без знания истории.

На протяжении всего учебного года в группе дошкольного возраста проводился ежедневный вечер чтения. Для чтения детям я подбирала как произведения, рекомендованные программой Вераксы «От рождения до школы», так и непрограммные произведения.

В результате ежедневного чтения дети научилась различать жанровые особенности произведений. Также у детей развилась способность испытывать сострадание и сочувствие героям книг. Я стараюсь читать детям книги выразительно, меняя интонацию голоса, дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Стараюсь выбирать книги в красивом оформлении, с цветными иллюстрациями, тем самым поддерживать интерес к книге. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой. С помощью этих книг в течение года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности: «Добрые дела»; «Вежливая просьба» ( Цель: раскрыть детям смысл понятий «доброжелательность», «вежливость», «взаимопомощь», «бережное отношение к вещам»); «Спасибо за правду» ( цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь) и многие другие. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им вопросы, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

В сентябре была проведена литературная викторина «В гостях у сказки». В ходе викторины обобщили знания по русским народным сказкам. Рассмотрели понятие «Доброта», «Что такое дружба», познакомились с пословицами и поговорками на нравственные темы, обсудили их. Вместе с детьми, выучили пословицы и поговорки о доброте.

В октябре провела беседу «Волшебные сказки», объяснила почему сказки называют волшебными, учила радоваться, когда добро побеждает над злом. Детям были прочитаны сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя». Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены ряд занятий: «Наша Родина Россия», «Природа родного края» (просмотрели презентацию). С детьми была проведена беседа и оформлен стенд на тему «Наша Родина – Россия». Дети посетили библиотеку, где узнали много интересного о нашей замечательной стране. В ноябре я познакомила детей с былинами, сказаниями, притчами. Мы прочитали былину «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», познакомились с репродукцией Васнецова «Три богатыря».

Начиная с декабря, более углубленно начали знакомиться с великими православными праздниками. При ознакомлении с православным праздником Рождества Христова, рассматривали иллюстрацию, посмотрели презентацию «Как встречают новый год в разных странах». Итогом по ознакомлению с праздником Рождества в группе стало выполнение коллективной работы по изготовлению игрушек из соленого теста, украшение ими елочки в группе к празднику Рождества, а также выставка совместных поделок с детьми по теме православного праздника Рождества «Новогодние елочки».

В феврале познакомила детей с народной игрушкой «Русская матрешка». Приобщала детей к русской национальной культуре, народному творчеству. Дети проявляли интерес к народной игрушке, фольклору России, мы украсили сарафан матрешки горошком, узорам.

В марте мы выучили стихотворения разных авторов о весне. Это и А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», и Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», и П. Соловьева «Ночь и день». Провели игровой досуг «Весна идет, весне дорогу» где с детьми закрепили русские хороводные, подвижные игры, считалочки, потешки. Детям были прочитаны сказки: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинского.

В апреле было проведено досуговое занятие, посвященное Дню космонавтики, где дети рассказывали стихи о космосе, рассматривали иллюстрацию о космосе. Рисовали рисунки космос.

Также детей познакомила с весенними православными праздниками. Были проведены ряд занятий о праздниках: «Вербное Воскресение», «Благовещение», «Пасха». Дети узнали много интересного об этих праздниках. Закреплением знаний об этих православных праздниках послужили занятия по художественно – эстетическому развитию: дети лепили, рисовали веточки вербы, изготавливали поделки птиц из ткани, бумаги в технике оригами к празднику Благовещения. К Пасхе дети расписывали яйца, рисовали куличи, играли в пасхальные игры.

В мае были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т. д. познакомила детей с подвигом воинов- защитников. Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины. Дети приняли активное участие в открытом городском патриотическом конкурсе чтецов «Победа в сердце каждого живет» Награждены дипломом лауреата 3 степени Евхут Иван; Дипломом 3 степени Пчельников Сергей и Протасов Богдан. Все дети группы приняли участие в акции окна Победы. Принимали участие в краевом смотре самодеятельности «Надежда, Вдохновение, Талант» конкурс детского рисунка «Мой прадед» Евхут Умар, награжден дипломом.

Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям произведений. Дети учились пересказывать фрагменты прочитанного, закрепляли их названия. В группе создан уголок народного творчества для ознакомления детей с народным творчеством и традициями. Уголок постоянно пополняется новыми наглядными пособиями. Также группе создан центр «Библиотека», который знакомит детей с русскими народными сказками, рассказами писателей, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.

Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов. Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к взрослым, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

За 2019-2020 учебный год мною была изучена следующая методическая литература:

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В. В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб. : 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

7. Зеленова, Н. Г. Пособие для воспитателей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. Мы живем в России. Гражданское - патриотическое воспитание дошкольников

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 августа 2020 в 03:18
+134Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД