Получи документы

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью

Ольга Бутенко
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью

Содержание.

I. Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

• Введение.

• Адресность программы.

• Цель и задачи реализации Образовательной программы.

• Сроки реализации АООП ОО глухих обучающихся с у/о.

• Психолого - педагогическая характеристика обучающихся.

• Особые образовательные потребности глухих детей с умственной отсталостью.

• Принципы и подходы к формированию Образовательной программы.

Публикация «Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью» размещена в разделах

2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

основного общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью.

3. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения адаптированной основной образовательной программы

основного общего образования для обучающихся с умственной

отсталостью ГБУ КО ОО «школа-интернат».

II. Содержательный раздел.

1. Программа формирования базисных учебных действий

глухих обучающихся с умственной отсталостью на ступени общего образования.

2. Программы отдельных учебных предметов, курсов – рабочие программы.

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания,

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни глухих

обучающихся на уровне основного общего образования.

4. Программа коррекционной работы

5. Программа внеурочной деятельности.

III. Организационный раздел.

1. Учебный план АООП глухих обучающихся.

Календарный учебный график.

2. План внеурочной деятельности.

3. Система условий реализации адаптированной основной

образовательной программы основного общего образования

глухих обучающихся с умственной отсталостью.

I Целевой раздел

Введение.

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание и организацию образовательного процесса в государственном бюджетном учреждении Калин….кой области общеобразовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат» (далее – Образовательная организация).

Настоящая адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования разработана в соответствии с принципами, структурой, понятиями и подходами общего образования обучающихся с ОВЗ.

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью (АООП). АООП глухих обучающихся с умственной отсталостью Образовательной организации отражает особенности и возможности глухих школьников с интеллектуальными нарушения в 5 – 12 классах, образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей; ориентирована на стратегические цели развития образования Российской Федерации, реализацию Приоритетного национального проекта «Образование», Стратегию развития образования до 2020 года. Нормативно-правовую базу разработки ОО глухих обучающихся с умственной отсталостью Образовательной организации составляют:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

- Устав ГБУ КО ОО «школа-интернат».

При разработке программы также учтены :

• современные достижения отечественной теории и практики обучения детей с интеллектуальными нарушениями с учетом инновационных подходов к воспитанию и обучению школьников с нарушением слуха, показавших свою эффективность в опыте практического их внедрения;

• современные научные представления о содержании образовательных потребностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, об условиях и факторах, обеспечивающих их оптимальную реализацию;

• собственный многолетний опыт педагогического коллектива Образовательной организации в деле обучения, воспитания, развития и коррекции глухих детей.

Адресность АООП.

Программа основного общего образования предназначена для глухих детей с умственной отсталостью, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах, жизненными компетенциями, способствующими наиболее полноценному личностному развитию, планомерному введению в социальную среду, поэтапному расширению социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми. У данной категории обучающихся отмечаются нарушения интеллектуальной сферы, аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и психических процессов, вследствие чего они имеют ограниченные возможности в сознательном усвоении понятий, обобщенных правил, закономерностей.

Цель реализации ООП: направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью и создание основы для адаптации и интеграции в обществе выпускников, для продолжения обучения в профессиональных училищах, выбора и последующего освоения профессии; включение в трудовую деятельность и интеграции в современное общество.

Сроки реализации ОП ОО с коррекционным компонентом

Глухой обучающийся с умственной отсталостью получает образование, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием здоровых сверстников и в более пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе.

Данная ООП для глухих детей рассчитана на 11лет, также включает в себя ежегодно обновляемые компоненты (приложения) : учебный план АООП общего образования для глухих детей, календарный учебный график, план внеурочной деятельности, план коррекционно-развивающих занятий.

Психолого - педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью.

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Особые образовательные потребности глухих детей с умственной отсталостью :

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка.

При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

Общие образовательные потребности :

К общим образовательным потребностям относятся:

- непрерывность коррекционно - развивающего процесса, реализуемого через содержание всех образовательных областей, через организацию индивидуальной коррекционной работы;

- индивидуальное и групповое психологическое сопровождение, направленное на оптимальное взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;

- психолого – медико – педагогическое сопровождение семьи;

-расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;

Специфические образовательные потребности :

- увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет;

- наглядно – действенный характер содержания образования;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира;

- отработка средств коммуникации, социально - бытовых навыков;

- развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования и др., следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

- «перенос» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- профильное трудовое обучение;

- актуализация знаний, умений, норм поведения, одобряемых обществом;

- обеспечение особой, пространственной и временной организации образовательной среды с учётом особенностей центральной нервной системы и психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;

- постоянная стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и взаимодействие с ним.

В основу разработки АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП для глухих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП ОО образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:.

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов, но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу АООП для глухих детей с с у/о образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и др.);

принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения : от младшего до старшего школьного возраста;

принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

принцип сотрудничества с семьей.

I.2. Планируемые результаты освоения глухими обучающимися с у/о

основной образовательной программы общего

образования.

Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования для глухих детей с умственной отсталостью оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

На уровне общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

программ по всем предметным областям: «Язык»; «Математика»; «Обществознание»; «Естествознание»; «Искусство»; «Технология»; «Физическая культура»;

программ по всем коррекционно-развивающим предметам - Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)*, «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия, «Музыкально-ритмические занятия», «Социально-бытовая ориентировка».

Результаты обучения глухих обучающихся с умственной отсталостью носят интегративный характер и включают в себя: требования к знаниям и умениям на данном уровне образования; требования к использованию знаний и умений на практике; требования к активности и самостоятельности их применения.

Результаты освоения АООП оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Освоение программы, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетентностей необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетентности обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

Предметные результаты освоения АООП для глухих обучающихся с у/о включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

1.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью

планируемых результатов освоения программы

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии требованиями программы являются оценка образовательных достижений обучающихся и

оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров.

Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы

образования.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

• закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

• описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

• ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

• обеспечивать комплексный подход к оценке результат освоения АООП общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

• предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

• позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех групп результатов образования : личностных, предметных. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа изобразительного творчества для обучающихся 3–7 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изобразительного творчества Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации:.

Индивидуальная программа по предмету «Музыка и пение» для учащихся 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Индивидуальная программа по предмету «Развитие устной речи» для детей 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Консультация «Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» Основная образовательная программа «Детский сад 2100» представлена в виде двух образовательных программ под научной редакцией О. В. Чиндиловой:.

Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью) .

Программа по развитию речи согласно ФГОС. 1 класс для детей с умственной отсталостью Рабочая программа ФГОС «Развитие речи» 1-2 класс Учитель-логопед Лебедева С. В. с. Бея 2017 г Программа коррекционно-развивающей.

Программа работы с детьми с глубокой умственной отсталостью Современный ребенок с глубоким умственным отставанием – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими,.

Рабочая программа по игротерапии для 2 класса обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями.

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью. 5 класс Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью 6 класс «Математика» Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 22:32
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД