МААМ-картинки

Аппликация с детьми ОВЗ по федеральной образовательной программе

Юлия Макушина
Аппликация с детьми ОВЗ по федеральной образовательной программе
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

Ведение 3

1. Аппликация как средство коррекции в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья 5

2. Цели применения аппликации с детьми с ограниченными возможностями возможностями здоровья 8

3. Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «аппликация» для детей с ограниченными возможностями здоровья 10

Заключение список использованный литературы 15

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Аппликация с детьми ОВЗ по федеральной образовательной программе» размещена в разделах

Актуальность обусловлена тем, что, в настоящее время возникает необходимость в новых способах решать современные задачи творческого восприятия и развития творческой личности в целом, в приобщении детей с ОВЗ к творчеству, развитии их способностей, воспитания чувства коллективизма, чувства прекрасного.

В проекте ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья одной из целей, связанных с модернизацией содержания коррекционного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств. В процессе занятий по аппликации происходит знакомство с материалами, техникой и способами обработки бумаги, овладение умением образно и творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривании иллюстраций и т. д.

Аппликация — это один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Она тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной деятельностью, что так же оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Цель работы - изучение методов и техник аппликации, которые могут быть использованы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть аппликацию как средство коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Изучить цели применения аппликации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3. Исследовать адаптированную общеобразовательную общеразвивающую программу «аппликация» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Объектом работы является процесс аппликации как метод развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет работы - методы и техники аппликации, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ для развития их творческих способностей и социальной адаптации

Аппликация как средство коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аппликативная деятельность как образовательный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Занятия аппликацией, при правильной их постановке, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Существует множество разнообразных видов аппликации :

-По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная;

-По количеству используемых цветов: силуэтная (монохромная, цветная (полихромная);

-По форме: геометрическая, не геометрическая

-По наличию симметричности; симметричная, асимметричная;

-По способу изготовлению деталей: резанная, рваная;

-По степени прилегания к основе: плоская, объемная;

-По количеству деталей: целая силуэтная, раздробленная на части, мозаика;

-По способу крепления деталей: однослойная, многослойная.

Различные виды аппликации имеют разную сложность и могут использоваться в работе с детьми с различным уровнем интеллектуального развития, развития мелкой моторики.

В частности, для детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и ручных умений, занятия по декоративно-прикладному искусству могут быть начаты с изготовления изделий в технике рваной (обрывной) аппликации.

Ребенок с минимальным спектром ручных умений в этом случае уже на первых занятиях оказывается в «ситуации успеха», что мотивирует его к дальнейшим занятиям декоративно-прикладным искусством и способствует формированию положительной самооценки. Наличие множества видов аппликации создает возможность большой вариативности проведения занятий и возможность эффективного участия в работе детей с различным уровнем развития ручных умений.

Для детей с низким уровнем развития мелкой моторики, наряду с занятиями рваной аппликацией применяются занятия объемной аппликацией. По мере возрастания уровня развития мелкой моторики занятия рваной и объемной аппликацией дополняются резаной аппликацией, аппликацией из разнообразных природных материалов, текстильной аппликацией.

В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать, что немаловажно для обучающихся с ОВЗ.

Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать.

Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца.

Цели применения аппликации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цели применения аппликации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть многообразными и направлены на развитие различных аспектов и навыков у детей с разными видами ограничений. Вот основные цели использования аппликации :

Аппликация предоставляет детям с ОВЗ возможность развивать мелкую моторику и координацию движений путем точного вырезания и нанесения деталей на основу. Это особенно полезно для детей с нарушениями моторики или сенсомоторными нарушениями.

Аппликация позволяет детям экспериментировать с формой, цветом и текстурой, развивая творческое мышление и воображение.

Работа с аппликацией требует терпения, внимания к деталям и последовательности действий, что способствует улучшению концентрации и внимания у детей с ОВЗ.

При работе в группе над аппликационным проектом дети могут улучшить навыки сотрудничества, обмена идей и общения друг с другом.

Использование различных материалов для аппликации (ткани, бумага, пластилин и т. д.) может обеспечить сенсорную стимуляцию у детей с особыми потребностями.

Создание собственных аппликационных работ может повысить самооценку у детей с ОВЗ и помочь им развить уверенность в своих способностях.

Аппликация может быть интегрирована в учебный план как средство обучения и развития различных навыков, что помогает детям с ОВЗ успешно включаться в образовательную среду.

Цели применения аппликации могут быть адаптированы в зависимости от конкретных потребностей и возможностей детей с ОВЗ, и эти цели должны быть четко сформулированы и интегрированы в образовательные практики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Адаптированная общеразвивающее образовательная программа «аппликация» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа «аппликация»- является адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программой для детей с ОВЗ.

Программа «Аппликация» предполагает знакомство с одним из самых распространенных и привычных видов работ, это одно из самых любимых занятий детей с ОВЗ. Ребятам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.

Применение данной программы в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию мелкой моторики рук. Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка.

Актуальность программы заключается в том, что систематические творческие занятия создают условия для развития мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребё нка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи, психических процессов, интеллекта ребёнка.

Реализация программы позволит создать условия для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы, выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь повлияет на развитие детей.

Новизна адаптированной образовательной программы «Аппликация» состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Художественное творчество – показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т. е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.

Образовательная программа «Аппликация» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной.

Цель программы :

Формирование творческих способностей учащихся с ОВЗ посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

1. Формирование трудовых умений и навыков детей с ОВЗ.

2. Развивать конструкторское мышление, мелкую моторику и тактильные ощущения.

3. Воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, ответственность и гордость за свой труд, уважение к труду других).

4. Воспитывать аккуратность, культуру поведения.

Организационно-методические условия реализации программы «Аппликация» :

1. Занятия проходят в специально оборудованном помещении.

2. Подбор материала для творческой деятельности детей.

3. Систематизация литературно – художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц рук.

5. Подбор комплекса упражнений для глаз.

6. Подбор репродукций, открыток.

7. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

Заключение.

В заключении можно сказать, что аппликация является эффективным средством коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Она позволяет не только развивать мелкую моторику, координацию движений и пространственное мышление, но и способствует формированию у детей умения работать с различными материалами, осваивать новые техники и приемы, а также развивать творческое мышление и воображение.

Применение аппликации в работе с данной категорией детей помогает решать ряд важных задач, таких как:

Формирование представлений о форме, цвете, размере предметов и их расположении в пространстве;

Развитие сенсорных способностей, тактильной чувствительности и восприятия;

Укрепление мышечного тонуса, развитие силы и ловкости пальцев рук;

Формирование навыков самообслуживания, трудовых умений и навыков, необходимых в быту;

Воспитание усидчивости, аккуратности, терпения и стремления к достижению результата;

Содействие социальной адаптации детей, их интеграции в общество.

Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аппликация» для детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляет возможность организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Она направлена на создание оптимальных условий для всестороннего развития детей, формирования у них умений и навыков работы с различными материалами и инструментами, воспитания художественного вкуса, развития творческих способностей и укрепления здоровья.

Список использованных источников:

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ [Электронный ресурс] :

Зайцев, В. Б. Аппликация / В. Б. Зайцев. - М. : Рипол Классик, 2011. - 16 с.

Маслова, И. В. Аппликация / И. В. Маслова. - М. : Баласс, 2012. - 64 с.

Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки / Е. А. Румянцева. - М. : Мир книги, 2010. - 112 с.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : Методические рекомендации /Отв. ред. С. В. Алехина. – М. : МГППУ, 2012.

Щербатова, Н. Г. Организация художественного творчества детей с ограниченными возможностями.

Публикации по теме:

Анализ проделанной работы за 2019–2020 учебный год по комплексной образовательной программе «Первые шаги»Анализ проделанной работы за 2019–2020 учебный год по комплексной образовательной программе «Первые шаги» Анализ о проделанной работе в группе №14 «Теремок» за 2019-2020 учебный год по комплексной образовательной программе «ПЕРВЫЕ ШАГИ». Воспитатели:.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» во второй младшей группы АННОТАЦИЯ Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группы Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей группы АННОТАЦИЯ Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является компонентом содержательного раздела.

Ежедневное планирование образовательной работы в средней группе по программе «Детство» Ежедневное планирование образовательной работы в средней группе по программе «Детство» Ежедневное планирование образовательной работы в.

Конспект ООД с детьми 6–7 лет по программе «Социокультурные Истоки», «Мастера и рукодельницы». Воспитатель – Киселева Наталья Валентиновна ННОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №6, февраль ННОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепкаКонспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аппликация с детьми ОВЗ по федеральной образовательной программе
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 09:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аппликация с детьми ОВЗ по федеральной образовательной программе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Макушина (УИ 325210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД