Мария Александрова
Конспект занятия по аппликации с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Разноцветные матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-разработчик: Александрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: обучающиеся старшей группы компенсирующей направленности.
Длительность проведения: 25 минут.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: изобразительная, коммуникативная, двигательная, познавательная.
Публикация «Конспект занятия по аппликации с детьми старшей группы компенсирующей направленности „Разноцветные матрешки“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Аппликация
- Старшая группа
- Темочки
Цель: учить располагать узор в пределах основы неправильной формы (силуэт матрешки).
Педагогический замысел:
• Воспитывать интерес к народной игрушке;
• Познакомить с историей создания русской матрешки;
• Учить отражать характерные особенности оформления матрешки.
Виды образовательной деятельности: рассматривание и обсуждение предметных картинок, отгадывание загадок, беседа, игровая деятельность, дидактические игры на установление причинно-следственных отношений.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций разных вариантов матрешек (семеновская, загорская, полхов-майданская).
Раздаточный материал: матрешки, силуэты матрешек, готовые формы: круг диаметром 1,5 см, цветные овалы 1,5*2,5 см, цветные кружки, сделанные дыроколом, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос, сундучок.
I. Вводная часть
На столе стоит сундучок.
Воспитатель: Дети, в моем волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все живут друг в дружке
И всего одна игрушка.
Что это за игрушка? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, угадали. Получайте отгадку из сундучка.
Воспитатель достает матрешку.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте, это вам будет очень интересно.
Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась очень давно. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку-неваляшку, внутрь которой вкладывалась такая же кукла, только поменьше.
И художник выдумал для русских детей необычную куклу с сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще…Сергей Васильевич Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный, у другой – синий с цветочками, у третьей – малиновый платочек с белыми горошинами.
А назвали красавицу Матрешей – старинным русским именем. Так и родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.
На доске висят иллюстрации и на столе стоят матрешки других разных видов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорские матрешки – толстобокие в разноцветных передничках, в красных, синих, зеленых платочках; семеновские – в цветастых фартуках, в желто-красных полушалках; у полхово-майдановских матрешек по желтому фону малиновые ягоды да цветы раскиданы. Но все эти матрешки похожи между собой. Посмотрите, у каждой матрешки платок на голове, под который убраны волосы, одежда яркая и красочная. На одежде у них цветы, ягоды, бутоны, листики. Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные.
Воспитатель: Много нового мы узнали о матрешках. Теперь давайте отдохнем и приступим к нашей творческой работе.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки
На ногах сапожки
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры
Ладушки, ладушки
Веселые матрешки.
II. Основная часть
Воспитатель предлагает детям выбрать готовые формы разных цветов, расположенные на подносе. После того, как дети выбрали готовый силуэт, воспитатель показывает образец выполненной работы, обращая внимание на место наклеивания узора (в центре, в середине, по краю, нижней части основы, по краю платочка).
Дети располагают элементы аппликации (круги, овалы) каждый на своей основе. Затем приступают к наклеиванию деталей. Воспитатель помогает воспитанникам по мере необходимости выбрать цвет элементов украшения. Если работа выполняется быстро, воспитатель предлагает готовую матрешку украсить цветными кружками, выполненными при помощи дырокола из цветной бумаги.
Заготовку лица матрешки предварительно вырисовывает воспитатель, предлагая детям после выполнения основной работы раскрасить некоторые части: щёки, глаза, губы.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Получились настоящие русские матрешки. Этой работой
можно украсить детскую комнату, и у вас всегда будет хорошее настроение. А матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они решили остаться у нас в группе и позволить с собой поиграть. Можно будет с увлечением расставлять и собирать матрешек, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.
Воспитатель: «Ребята, понравилось ли вам быть народными умельцами? Легко или трудно вам было выполнять эту работу? Интересно ли? (Ответы детей.)
По окончании занятия работы детей складываются на отдельный стол. Дети собираются вокруг стола и оценивают свои работы. Выбирается самая красивая работа / самая аккуратная работа / самая необычная работа.
Список использованной литературы
Ермолаева Н. В., Малышева А. Н. Аппликация / Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с., ил. – (Детский сад: день за днем).
Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. Детский дизайн.
Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С. – М. : Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997.
Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! – СПб. : Детство-Пресс, 2004.