Лучший педагог года

Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия у детей в условиях ДОУ компенсирующего вида

Наталья Петрова
Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия у детей в условиях ДОУ компенсирующего вида

ЛИТЕРАТУРА

1. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. Соловьёва]. – М. ; Просвещение, 2010. – 111с.

2. Доронова Т. Н Природа, искусство и изобразительная деятельность детей : Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет 2003. – 160с.

Публикация «Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия у детей в условиях ДОУ компенсирующего вида» размещена в разделах

3. Филичева Т. Б, ЧиркинаГ. В Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Издательство «Просвещение», 2008. – 72с.

4. Волосовец Т. В, Сазонова С. Н Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида : Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М. ; Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 232с.

ПАСПОРТна авторскую педагогическую разработку (адаптационная, комбинаторная, радикальная)

I раздел (заполняется автором разработки)

а) Петрова Наталья Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 38»

г. Усолье – Сибирское ул. Интернациональная 32

б) изобразительная деятельность, коррекция речи

в) младший, средний, старший дошкольный возраст__

г) с какого времени разработка используется

с 2004г.

д) авторская педагогическая разработка обеспечивает успешное развитие детей в

продуктивных видах деятельности, коррекцию речи. _

II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)

а) По результатам мониторинга наблюдается стойкая положительная динамика уровня_азвития детей в изобразительной деятельности, коррекции речи. У детей сформированы :

эстетическое отношение к природе, интерес к разным видам изобразительного искусства

(живопись, графика, скульптура, представления о жанрах живописи (пейзаж, натюрморт,портрет, а также умение нарисовать и вылепить то, что интересно или эмоционально значимо, владение разными приёмами работы краской, использование цвета как выразительного средства

б) учебно-методическое пособие

в) непосредственно образовательная деятельность

III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских и адаптированных

разработках)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ

Специализированная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития предполагает целенаправленное обучающее воздействие взрослого, которое способствует коррекции и компенсации дефектов развития.

Одним из средств коррекции речи и психического развития является продуктивная деятельность.

В процессе рисования и лепки формируется восприятие и осознание речи, поскольку эта деятельность имеет практическую направленность, а использование проблемных ситуаций, разнообразных двигательных упражнений, тематических физминуток, пальчиковых гимнастик и пальчиковых упражнений способствует речевой активности.

Ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь. Содержание образовательного процесса в группах определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования детского сада, индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура дефекта) и выстроено в соответствии с программами:

1. «Радуга». Автор Доронова Т. Н. 2. «Программа коррекционной работы в младшей логопедической группе детского сада». Автор Нищева Н. В.

3. «Программа коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4-7 лет)». Автор Нищева Н. В.

4. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы Филичева Т. Б, Чиркина Г. В.

5. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Авторы Шевченко С. Г, Тригер Р. Д, Капустина Г. М, Волкова И. И.

Такое количество программ требует их интеграции в решении задач образования, коррекции развития речи, психических процессов воспитанников.

НОВИЗНА

В данной авторской педагогической разработке представлена система совместной деятельности педагога и детей по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования в продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность строится в непринуждённой, партнёрской форме и направлена на решение простых, доступных для выполнения изобразительных и речевых задач.

Тематика видов деятельности разработана в сочетании с лексическими темами и задачами коррекционной работы детского сада.

Авторская педагогическая разработка составлена с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес к продуктивным видам деятельности и побуждающем ребёнка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. На это указывали выдающиеся педагоги прошлого Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие педагоги и психологи.

Известный исследователь В. Г. Злотников указывает, что «…изобразительная деятельность характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Она является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства».

В. Н. Шацкая подчеркивала: «Изобразительную деятельность мы рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель данной разработки: Формирование сенсорного опыта, воображения, творческих возможностей, развитие двигательных и познавательных способностей, стремление к созидательной активности (средствами изобразительной деятельности, коррекция речи и психических процессов.

Общая цель коррекции и обучения детей дошкольного возраста конкретизируется в следующих задачах:

1. Развивать целенаправленную деятельность детей и стремление к созидательной активности:

- формировать положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, к собственной деятельности и её результату;

- формировать сенсорно-эмоциональный и нравственно-эстетический отклик на прекрасное:

- формировать позицию созидателя, удовлетворённого результатом своего труда;

2. Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства :

- учить понимать содержание произведений народного искусства и выделять характерные средства выразительности (форма предмета, элементы узора, колорит, композиция);

- обращать внимание детей на средства выразительности;

3. Развивать и корректировать речь:

- формировать активную речь ребёнка, пополнять словарный запас;

4. Корректировать психические процессы: воображение, память, внимание, восприятие.

5. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

При составлении задач обучения детей дошкольного возраста учитывались следующие особенности:

1. Дети с речевыми диагнозами и задержкой психического развития, поступающие в детский сад в большинстве своём мало знакомы с изобразительными материалами и, следовательно, не владеют техническими приёмами работы с ними.

2. При выполнении действий, требующих точности, синхронности движений (что - то брать, лепить, рисовать) дети испытывают трудности.

3. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки заставляют ребёнка отступать перед любой задачей по изодеятельности.

СТРУКТУРА

Структура авторской педагогической разработки представлена следующим образом 1. Конспекты занятий для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет с включением игр-упражнений, развивающих работоспособность, повышающих интерес к продуктивным видам деятельности и обеспечивающих результативность рисования и лепки.

2. Учебно-тематический план развития эстетического восприятия и коррекционной работы с детьми в изобразительной деятельности

3. Диагностическая программа по выявлению эффективности реализации авторской педагогической разработки.

Публикации по теме:

Перспективное планирование на март (средняя группа) тема 8 марта – Международный женский день. Времена года «Весна» «Водичка» «Царство животных» понедельник Утро радостных встреч Развитие.

Структура рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) в соответствии с ФГОС (программа «Радуга») Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка – детского сада №87 «Ладушки».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия у детей в условиях ДОУ компенсирующего вида
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 07:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД