Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»

Потапова Ольга Александровна
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»

Апрель 4 неделя

Занятие по развитию речи для детей старшей группы

Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами.

Цель: Сформировать у детей представления о действительности и выдумках.

Задачи:

Образовательные: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, отличать действительность от вымысла

Развивающие: Развивать внимание, память. Развивать у детей воображение, фантазию. Развивать словарный запас детей.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы „Чтение небылиц, Дидактические игры со словами“» размещена в разделах

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за достижения сверстников.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, давайте станем с вами в круг и поприветствуем друг друга

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель : Ребята сегодня мы наше занятие начнем с игры. Я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Радость».

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? Какое интересное стихотворение, а вы ничего необычного не заметили (Ответы детей) Правильно на березах не растут апельсины, на осинах не растут апельсины, вороны не поют соловьями и ручьи не бывают медовыми. Автор этого стихотворения написал о том, чего в жизни не бывает. А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы). Молодцы, правильно. Это небылицы.

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?

Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен, водили с собой медведя. Так они веселили народ.

Воспитатель : Послушайте еще один отрывок из стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?»

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет.

Воспитатель : Что, необычного вы заметили в этом стихотворении? (Ответы детей)

Ребята, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Старый заяц сено косит (косят сено,

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги,

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте,

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза,

Буду я хромая (хромает).

Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай слово».

Игра «Угадай слово»

Воспитатель: Я, задумала слово.

- Какое? - интересуются дети.

Воспитатель: А вот это как раз у меня и надо выяснить, задавая мне разные вопросы. (Выслушивает детей и подсказывает им, какой вопрос лучше задать в этом или ином случае.)

-Это живое существо?

Воспитатель: Живое.

-Это человек?

Воспитатель: Нет.

-Растение?

Воспитатель: Нет.

-Это животное?

Воспитатель: Да.

-Дикое животное?

Воспитатель: Нет.

-Домашнее?

Воспитатель: Да.

-С рогами?

Воспитатель: Нет.

-Большое или маленькое?

Воспитатель: Не большое и не маленькое. С кошку.

-Какие уши?

Воспитатель: Длинные.

-Это кролик?

Воспитатель: Да.

Воспитатель: Молодцы, вы справились и отгадали задуманное мной слово.

Дидактическая игра «Что не так?».

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

Вопросы.

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

Воспитатель : Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Воспитатель : А такое бывает в жизни? Что получилось? (Небылица)

Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

Воспитатель (к детям):

Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2. Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3. Внучкина бабушка в куклы играет.

4. Цветы малышей поливают из лейки.

5. На сосне растет картошка.

Воспитатель: Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные) .Зачем составляли небылицы? (Веселиться).

Итог занятия

Что вы делали на занятии? (Познакомились с небылицами,составляли небылицы).

Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорить предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может).

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры по развитию речи Дидактические игры по развитию речи. «Новое слово» Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок. Наглядный материал:.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Дидактические игры с трёхсложными словамиДидактические игры с трёхсложными словами Среди детей в нашей группе немало страдающих тяжелыми формами сенсомоторной алалии, сочетающейся с теми или иными нарушениями в психической.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»
Опубликовано: 6 мая 2020 в 13:32
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД