Лучший педагог года

Апробация дидактических игр по развитию глагольного словаря детей младшей группы в процессе ознакомления с предметным миром

елена кельцина
Апробация дидактических игр по развитию глагольного словаря детей младшей группы в процессе ознакомления с предметным миром

В период с 27.09.2017 г. по 24.10.2017 г., на базе второй младшей группы «Гномики» (возраст детей 3 – 4 года) в МБДОУ «Детский сад № 13» (Рязанская область, г. Касимов, были разработаны и проведены интегрированные занятия по развитию глагольного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Публикация «Апробация дидактических игр по развитию глагольного словаря детей младшей группы в процессе ознакомления с предметным миром» размещена в разделах

Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

- соответствие игрового материала задачам исследования;

- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры использовались во всех формах работы по формированию глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности. Стоит отметить, что дети данной группы обладают разными степенями развития речи : часть из них умеют слушать, понимать речь. Многие дети коллективно участвуют в общении, как между собой, так и с педагогом.

Для развития словаря у младших дошкольников были проведены следующие дидактические игры, направленные на развитие глагольного словаря : «Укладывание куклы Нины спать», «Кормление куклы», «Купание куклы Тани», «Кукла Катя проснулась», «Покажи игрушку!», «Что изменилось?».

Дидактическая игра №1 «Укладывание куклы Нины спать»

Цель: расширять запас понимаемых слов, учить по слову взрослого находить и показывать предметы, а также осуществлять с ними действия, приучать отвечать на вопросы, продолжать расширять и обогащать словарный запас.

Анализ игры: игра проводилась с подгруппой детей (5 человек, что способствовало созданию эмоционального контакта, сближающего детей между собой и стимулирующего доброжелательного отношения к сверстникам.

Цель игры была достигнута с помощью наводящих вопросов воспитателя. Не все дети сразу называли предметы одежды у куклы и ее действия. Тем не менее, игра детям понравилась: в неё играли четыре раза, и они просили ещё. Во время игры все дети проявляли речевую активность по мере своих возможностей.

Дидактическая игра №2 «Кормление куклы»

Цель: учить осуществлять действия с предметами, продолжать расширять и обогащать словарный запас глаголами.

Анализ игры: игра проводилась со всеми детьми. С заданием справились с помощью наводящих вопросов. Понравился один момент: одна из воспитанниц принесла поднос. А когда спросили, что это у неё, она сказала - это торт. Было решено развить события и сказать детям, что сейчас кукла пообедает, а потом пригласит в гости своих подружек-кукол и будет угощать их чаем с тортом. Так, игра приобрела продолжение в дальнейшей, самостоятельной игре детей.

Дидактическая игра №3 «Покажи игрушку!»

Цель: развитие речевого слуха – умение слушать слова, помогает запоминать названия различных предметов и животных.

Анализ игры: Игра проводилась со всей группой. В эту игру дети играли с удовольствием. Только у некоторых детей вызвало затруднение произнесение окончаний слов в творительном падеже.

Дидактическая игра №4 «Что изменилось?»

Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, развивать речь.

Анализ игры: В начале игры дети пропускали глаголы в своей речи. Но к концу игры большинство детей использовали в речи слова, обозначающие действия матрешек : «матрешка спряталась», «матрешка прибежала», «она стоит на месте». Так же дети активно использовали слова, обозначающие цвет и величину предметов.

Дидактическая игра №5 «Купание куклы Тани»

Цель: помочь детям запомнить названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная теплая (вода); учить играть с куклой.

Анализ игры: Это занятие помогло малышам закрепить знания о предметах личной гигиены, о действиях с ними. Дети упражнялись в употреблении антонимов, прилагательных, глаголов. Действия с куклой вызвали положительные эмоции у детей, что благоприятно отразилось на их развитии.

Дидактическая игра №6 «Кукла Катя проснулась»

Цель: закрепить знания детей о названии одежды куклы; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

Анализ игры: Эта игра доставила детям большую радость. Они с интересом находили соответствующую кукольную одежду. При одевании куклы проявляли наблюдательность, внимание и двигательную активность. Достаточно хорошо запомнили последовательность одевания. Все дети правильно стали называть предметы одежды, использовать в речи обобщающее слово «одежда». Дети правильно называли действия куклы («кукла подняла руку», «кукла сидит», «кукла пошла гулять»). Деятельность детей явилась перспективой сюжетной игры с куклами.

Таким образом, в результате использования дидактических игр в индивидуальных и групповых видах работы с детьми повышается уровень речевого развития, развивается память, внимание.

Использование дидактических игр предусматривает применение специальных заданий для накопления сенсорного опыта, развития внимания, памяти, речи. Также во время игры происходит активизация и развитие мелкой моторики рук, что способствует развитию активной и пассивной речи. Во время игры у ребенка расширяется словарный запас, развивается слуховое внимание, правильное произношение слов, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги.

Проведя серию игр можно отметить, что с каждым повтором игры дети узнают и называют всё больше предметов, а значит, активизируется их словарь. Кроме того, дети стали пользоваться этими словами и в повседневной жизни, играя друг с другом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на развитие глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Проведенное нами исследование по теме «Развитие глагольного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром» позволило сделать ряд основополагающих выводов.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Ознакомление с окружающим миром в воспитательно-образовательной работе с детьми использовалось в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

в-третьих, активного включения детей.

Таким образом, мы подтвердили цель данного исследования о том, что развитие глагольного словаря будет эффективно при следующих условиях :

- целенаправленной работы по обогащению словаря через рассматривание различных предметов и материалов, их свойств и качеств;

- организации дидактических игр и игр-инсценировок с предметами.

Таким образом, результаты практической работы подтвердили необходимость серьезной работы с детьми 3 – 4 лет по развитию глагольного словаря в процессе ознакомления с предметным миром.

Цель исследования была достигнута

Публикации по теме:

Развития словаря детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря.

Картотека дидактических игр для второй младшей группы по ФГОС Дидактические игры Сентябрь «Давай знакомиться» Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт. Звучит спокойная музыка. Дети.

Картотека дидактических игр для второй младшей группы Познавательное развитие 1. Парные картинки Цель: развитие мышления Оборудование: наборы парных предметных картинок: варежки, носки, шапки.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Конспект игровой ситуации с элементами ознакомления детей с предметным окружением во второй младшей группе «Няня моет посуду» По теме «Няня моет посуду» Познакомить детей с трудовым процессом няни :моет посуду. Учить видеть части трудового процесса. Формировать.

Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых Организационно-педагогические условия нами определяются как совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства,.

Проект «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Развитие элементарных.

Протокол «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Протокол №3 от 29.03 2016. года. Тема: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Роль дидактических игр в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста Решающее значение в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Апробация дидактических игр по развитию глагольного словаря детей младшей группы в процессе ознакомления с предметным миром
Опубликовано: 21 января 2018 в 19:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД