Ирина Сергуц
Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика для НОД в ОО «Физическая культура» в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-способствовать восстановлению нарушенного носового дыхания, улучшению дренажной функции легких, положительным обменным процессам, которые повышают общую сопротивляемость организма;
-стимулировать функцию гортанно – связочного аппарата и деятельность головного мозга;
-развивать мелкую моторику рук.
Младший дошкольный возраст.
Сентябрь:
1.«Муха» (носом вдох, выдох со звуками «з-з-з»)
2.«Посчитаем пальчики» (поочередное разгибание сжатых в кулачки пальцев)
Публикация «Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика для НОД в ОО „Физическая культура“ в МБДОУ» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
3.«Ветерок» (вдох носом- диафрагма поднимается; выдох ртом – губы трубочкой)
Октябрь:
1.«Змеиный язычок» (язык показать и спрятать»
2.«Осенние листья» (имитация падающих листьев с касанием пола)
3.«Надуваем шарик» (вдох носом –губы плотно сжаты; выдох ртом)
Ноябрь:
1.«Лошадка» (цоканье языком)
2.«Кулачки – ладошки» (пальцы сжимать в кулаки и разжимать)
3.«Лопнул мыльный пузырек» (губы плотно сжать и разжать раскрыв рот)
Декабрь:
1.«В лесу» (на звук «а» широко раскрыть рот, на «у» - губы вытянуть «трубочкой»
2.«Малыш» (безымянным и указательным пальцами изображать шагающего человечка)
3.«Дуй на ладошки» (вдох носом, выдох через широко раскрытый рот)
Январь:
1.«Зимний ветерок»
(вдох носом, выдох ртом со звуком «фу-фу-фу)
2.«Греем кулачки» (кулачок одной руки обхватить ладонью другой и наоборот)
3.«Задуваем свечи» (вдох носом, короткий выдох ртом)
Февраль:
1. Зубки» (показать плотно сомкнутые зубы и закрыть их губами)
2.«Теплый дом» (ладонями изобразить крышу дома над головой)
3.«Ах, как пахнут пирожки» (вдох носом, выдох ртом со звуком «а-а-а»)
Март:
1.«Поцелуем маму»(вытянуть губы трубочкой со звуком, имитирующим поцелуй)
2.«Обними мамочку» (обнять руками себя)
3. Имитация «нюхаем цветы» со звуком «а-а-а» на выдохе
Апрель:
1.«Шарик лопнул» (надуть щеки с закрытым ртом и резко открыть рот)
2.«Оркестр» (имитация игры на балалайке, гармошке, флейте)
3.«Как стучит сердечко» (вдох носом, выдох ртом со звуками «тук-тук-тук»)
Май:
1.«Веселый смех» (педагог предлагает детям посмеяться, кто громче)Игра с ладонями и пальцами
2.«Сорока - сорока» (под речетатив дети выполняют круговые движения указательным пальцем одной руки на ладони другой и наоборот)
3.«Паровозик» (имитация движения паровоза со звуками «чух-чух-чух»)
Средний дошкольный возраст
Сентябрь:
1.«Часы» (дети выполняют наклоны туловища вправо – влево произнося слоги «тик-так»)
2.«Замок» (пальцы тесно переплетены и сжаты в «замок»)
3.«Мыльные пузыри» (вдох носом, несколько коротких выдохов со звуками «па-па-па»)
Октябрь:
1.«Кукушка» (дети выполняют наклоны туловища вперед – назад произнося слоги «ку-ку-ку»)
2.«Мы капусту рубим, рубим. Мы капусту жмем, жмем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту мнем, мнем.» (имитация действия руками и пальцами рук под речетатив)
3.«Мельница» (руки встороны. Повороты вправо-влево со звуками «вжик-вжик»)
Ноябрь:
1. Достань языком до носика»
2.«Попугай» (ладони пальцами вверх плотно прижаты друг к другу, большие пальцы отведены в сторону : на 1-пальцы веером разомкнуть, 2-сомкнуть)
3.«Насос» (туловище выпрямлено -вдох через нос, наклон вперед - вниз; выдох ртом со звуками «ш-ш-ш»)
Декабрь:
1.«Смешинка» (дети имитируют проглатывание «смешинки» и смеются)
2.«Лепим снежки» (дети имитируют лепку снежков)
3. Вдох носом, на выдохе дети зовут: «Дед Мороз!»
Январь:
1.«Зевота» (дети изображают зевающего человека)
2.«Скрипачи» (имитация игры на скрипке»
3. Вдох носом – выдох со словами (басом) : «Дядя Степа –великан»
Выдох – «Мальчик с пальчик – малышок»
Февраль:
1.«Сладкоежки» (языком провести по губам открытого рта)
2.«Моя семья» (пальцы сжаты в кулаки. Каждый разжатый палец соответствует члену семьи)
3.«Ласковый котенок» (вдох носом, при выдохе произнести «мяу!»
Март:
1.«Чистим зубы» (рот широко раскрыт, кончиком языка провести по зубам)
2.«Домашние животные» (пальцы сжаты в кулаки. Разжимая пальцы по одному назвать домашнее животное)
3. Имитация на выдохе голосов домашних животных.
Апрель:
1.«Обезьянка» (выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть обратно)
2.«Коза – Дереза» (пальцы сжать в кулак, выпрямить указательный палец и мизинец)
3.«Весенний дождик» (вдох носом, выдох ртом со звуками «кап-кап-кап»-от медленного темпа к быстрому)
Май:
1.«Любопытный язычок» (кончик языка потянуть к носу, бороде, вправо и влево)
2.«Шарик» (ладони прижать друг к другу. Постепенно разводить ладони в стороны, не отсоединяя кончики пальцев друг от друга.
3.«Змейка» (вдох носом, выдох ртом со звуками «ш-ш-ш»)
Старший и подготовительный дошкольные возраста
Сентябрь:
1.«Петушок» (на распев после вдоха носом «ку-ка-ре-ку»)
2.«Страус» (указательный и безымянный пальцы передвигать поочередно по ровной поверхности (пол, стол) имитируя ходьбу, остальные пальцы сжаты в кулак) 3.«Одуванчик» (вдох носом, при выдохе ртом произнести «фу-фу-фу)
Октябрь:
1.«Дудочка играет» (губы вытянуты вперед имитируя игру на дудочке) Выполняется под музыкальное сопровождение.
2.«Лепим пирожки» (имитировать лепку пирожков)
3.«Горячий пирожок» (сделать глубокий вдох, прикладывать ладони перпендикулярно друг другу, поворачивая их в одну и другую сторону произнося на выдохе «ай-ай-ай)
Ноябрь:
1.«Хлопушка» (резко разомкнуть плотно сжатые губы со звуком «п-п-п»)
2.«Посчитаем мы немножко» (при счете до 10 загибать пальцы в кулак)
3.«Лопнул шарик» (вдох носом – руки развести в стороны; выдох ртом со звуками «ш-ш-ш» хлопнув в ладоши)
Декабрь:
1.«Биатлон» (звуковая имитация ходьбы на лыжах- «ш-ш-ш»; звуковая имитация стрельбы – «нг-нг-нг»)
2.«Очки» (делать из пальцев обеих рук колечки и поднести их к глазам)
3.«Робот» (вдох носом, выдох со звуками:
«ха-ха-ха»;
«хо-хо-хо»;
«хи-хи-хи».
Январь:
1.«Фейерверк» (произнести звуки – «пб-пб-пб»)
2. Игра «Что стоит у вас в квартире?» (при перечислении разжимать пальцы поочередно)
3.«Растопим льдинку» (вдох носом. Выдох через широко раскрытый рот на ладонь)
Февраль:
1.«Веселые ребята» (улыбнуться другу, растягивая уголки плотно сжатых губ)
2.«Массаж» (быстро перебирать пальцами обеих рук по своим частям тела)
3.«Великан – карлик» (при вдохе носом подняться на носочки – руки поднять вверх;при выдохе ртом присесть – руками коснуться пола)
Март:
1.«Упрямый ослик» (произнести звуки «йа-йа-йа»
2.«Ножницы» (разводить и соединять пальцы обеих рук одновременно)
3.«Мыльные пузыри» (вдох носом, выдох ртом, имитируя выдувание пузырей из трубочки)
Апрель:
1.«Обезьянка сердится» (показать плотно сомкнутые зубы; постучать ими)
2.«Сороконожка» (поочередно, веерно, начиная с мизинца, ударять пальцами руки по ровной поверхности (пол, стол) в быстром темпе)
3.«Сердитый ежик» (вдох носом, выдох ртом со звуками «фур-фур-фур»)
Май:
1.«Непослушный язычок» (показать язык и быстро его спрятать)
2.«Пчелиный улей» (сжать пальцы в кулак, рассмотреть «улей»; разжимать пальцы по одному – пчелки улетают)
3.«На лугу» ( имитация прогулки по лугу: «нюхать цветы»; изображать жужжание пчел и пение птиц)
Представленные упражнения педагог может включать в комплексы общеразвивающих упражнений и во время динамических пауз.