Папки-передвижки

Использование логопедической ритмики в работе с дошкольниками

Светлана Костина
Использование логопедической ритмики в работе с дошкольниками

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест.

Мы все без исключения желаем видеть наших детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.

Публикация «Использование логопедической ритмики в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

На взгляд обывателя, и даже педагогов, традиционно логопед занимается только работой над звукопроизношением. Это далеко не так. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания, логопед всё чаще и чаще сталкивается с более серьёзными нарушениями речи.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Одной из таких методик является логопедическая ритмика и фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала (Власова Т. А., Пфафенродт А. Н., 1989г.)

Логопедическая ритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Почему логоритмика? Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Кроме того у дошкольников, по данным ученых физиологов, психологов наиболее развито правое полушарие головного мозга, отвечающее за творческое начало в развитии ребёнка. Именно творчество необходимо развивать у малыша-дошкольника в музыке, художественной деятельности, даже в познании, а не натаскивать по дисциплинам, которые, как мы думаем пригодятся ему в школе.

Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Во время логоритмических занятий логопед не только корректирует звукопроизношение, но и развивает просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие. На логоритмических занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память. Поскольку логоритмические занятия, как правило, бывают тематическими, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи. Кроме того логоритмические занятия оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости.

Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка, после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.

Структура логоритмических занятий включает в себя:

• ходьба и маршировка в различных направлениях;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус;

• упражнения, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения для развития музыкального слуха;

ритмические упражнения;

• пение;

• упражнения в игре на инструментах;

• импровизация на детских музыкальных инструментах;

• игровая деятельность;

• развитие творческой инициативы;

• заключительные упражнения на расслабление (релаксация).

В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:

• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

• танец (хоровод);

• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

• песня, сопровождаемая жестами;

логопедическая гимнастика;

• мимические упражнения;

• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;

• пальчиковая игра;

• подвижная или коммуникативная игра.

Ход мастер-класса

Для педагогов: Как правило свои занятия я начинаю короткими распевками. Эти распевки являются орг. моментом занятия, непринуждённо вовлекают ребёнка в работу, и в тоже время преследуют важные цели - развивают дыхание, голос и артикуляцию.

1. Распевка «Здравствуйте»

2. Распевка «Утром солнышко встаёт»

Для педагогов: Следующее упражнение – это и пальчиковая игра, и артикуляционная гимнастик одновременно. Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

3. Гимнастика для языка и пальчиков

(биоэнергопластика)

«Утро»

Рано утром солнце встало, Левая рука – вверх, Кулачки сжаты

Тьму ночную разогнало. Правая рука – вверх, Кулачки сжаты

Глазки мы пооткрываем, Открываем глаза, разжимаем кулачки

Брови к небу поднимаем. Соответственно тексту

Глазками мы поморгаем - Соответственно тексту

Им проснуться помогаем.

Солнце выше поднялось, Руки вверх. Встаём на носочки

Потянулось и зажглось. Опускаем руки через стороны

Заглянуло в норки,

Где живут обжорки: Надуваем щёчки

Просыпайтесь, хомячки.

Ваши щёчки – толстячки.

Разжимаем кулачок –

Вот покушай, хомячок.

Затолкай в мешок орешки –

Будешь толстым, как пельмешки.

Просыпайтесь, мышки,

Серые худышки,

Разные зверятки,

В домиках ребятки.

Только встали – чистят зубки,

Чтобы были как скорлупки.

И полощут чистый рот:

Воздух вправо – влево, вот!

Деточки проснулись,

Маме улыбнулись,

Личики умыли.

Молочка попили.

Маму поцелуем,

В трубочку подуем.

В трубочку подуем,

Облака раздуем.

Педагогам: Только что показанное упражнение по биоэнергопластике по силам только старшим дошкольникам, а с малышами мы сделаем пальчиковую гимнастику попроще.

4. Пальчиковая игра «Прогулка»

Пошли пальчики гулять Пальцы обеих рук дети сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.

А вторые догонять Выполняют ритмичные движения указательными пальцами

Третьи пальчики бегом Движения средних пальцев в быстром темпе

А четвёртые пешком Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям

Пятый пальчик поскакал Ритмичные касания мизинчиками по бёдрам

И в конце пути упал. Хлопок обеими ладонями по коленям

Педагогам: Основная часть на моих логоритмических занятиях отводится ритмическим упражнениям и играм. В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. Для детей со сложными речевыми проблемами работа над ритмом просто необходима. Отрабатывая разные ритмы с помощью логортмических упражнений, дети начинают лучше слышать ритм слов, предложений, вообще ритм человеческой речи, таким образом, подражают правильной речи.

В работе над ритмом можно использовать разные предметы, например, тренажёры Су-джок. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

5. Ритмическая игра «Капель»

Кап! Кап! Я — капель, Нажимают пальцами на половинки Су-джок тренажёров, лежащих на столе, согласно ритму стихотворения.

Капаю тихонько.

Кап! Кап! Целый день

Капли пляшут звонко.

Кап-кап-кап! Побыстрей

Капли побежали,

Потому что солнышко

Капли увидали.

6. Песня, сопровождаемая жестами «Дождик»

Кап-кап, тук-тук-тук,

По стеклу раздался стук.

Указательным и средним пальцем правой руки стучат по левой ладони

Это дождик по утру

Разбудил всю детвору.

«Пружинки»

Кап-кап, дон-дон-дон,

Капли начали трезвон.

Указательным и средним пальцем правой руки стучат по левой ладони

Если выйдете гулять,

Маршируют

Не забудьте зонтик взять.

Руки поднимают над головой, изображают зонтик.

Педагогам предлагается придумать движения на третий куплет песни.

7. Ритмическая игра «Эхо»

Встают в круг, берутся за руки, и покачиваясь из стороны в сторону, поют.

Эхо, эхо! Вот потеха!

Не могу сдержать я смеха!

Поиграю я в игру:

Всё, что хлопнешь – повторю!

Прохлопывают за педагогом разные ритмические рисунки.

Педагогам: Одной из важных задач в образовании старших дошкольников является развитие фонематического восприятия. При знакомстве с гласными звуками я предлагаю использовать систему фонетической ритмики, эта работа становится более доступной, понятной и интересной детям. Такие упражнения способствуют словесного о фразового ударения, темпа речи, ее выразительности.

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

Звук «И».

И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

8. Упражнение на нормализацию речевого дыхания,

На развитие слухового внимания и памяти

«Запомни и повтори»

Детям предлагают в сопровождении движений воспроизвести по подражанию различные комбинации гласных звуков (ау, ауо, ит. д.)

9. Движения под музыку,

упражняющие в различных видах ходьбы и бега

• С. и Е. Железновы «Ходим, бегаем»

• С. и Е. Железновы «Ходим, ходим, стоп»

Итог:

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

-Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Публикации по теме:

Использование физкультминуток в работе с дошкольниками (из опыта работы) Использование физкультминуток в работе с дошкольниками Игра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В.

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. От состояния здоровья детей.

Аукцион интерактивных педагогических пособий (фотоотчет)Аукцион интерактивных педагогических пособий (фотоотчет) Аукцион интерактивных педагогических пособий прошел в нашем детском саду в мае этого года. Цель методического мероприятия: повышение творческой.

Использование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольникамиИспользование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками Всем известно, что игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ручеёк» село Ольгино Степновского муниципального района Ставропольского.

Применение логопедической ритмики в коррекционной работе Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки.

Семинар для педагогов «Аукцион педагогических идей» «Звуковая культура речи» Форма проведения: Деловая игра «Аукцион педагогических идей» Цель: Повышение творческой активности педагогов,.

Семинар-практикум «Использование физкультминуток в работе с дошкольниками» 1слайдДобрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен «Использованию физкультминуток в работе с дошкольниками».

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками Желаю Вам цвести, расти, Крепить свое здоровье Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. С. Я. Маршак. От состояния здоровья детей во.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логопедической ритмики в работе с дошкольниками
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 00:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД