МААМ-картинки

Автоматизация звука [т]

Светлана Новикова
Автоматизация звука [т]

В настоящее время все чаще встречаются дети, у которых нарушено произношение не только звуков позднего онтогенеза, но и звуков раннего онтогенеза : заднеязычных, губных звуков, переднеязычных.

Переднеязычные зубные взрывные звуки Т, Д в онтогенезе появляются в возрасте 3 - 4 лет. Существует материал для автоматизации этих звуков, но, порой, он труден для восприятия ребёнка, у которого есть лексико-грамматические нарушения речи. Я решила создать свои игры по автоматизации звука Т на разных этапах автоматизации (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, интересные и понятные ребёнку 3-5 лет. Кроме этого, взяла увлекательные игры из сети Интернет и представила это в презентации.

Публикация «Автоматизация звука [т]» размещена в разделах

Автоматизация звука Т

Когда звук Т будут поставлен, наступает следующая ступень - автоматизация (отработка навыка, которая предполагает определенную последовательность: авто-матизация нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Требуется длительная тренировка, поэтому необходимо поддерживать интерес к занятиям с помощью различных игр, занимательного материала. Но игра — это не самоцель, а средство воздействия на ребенка.

Начинаем автоматизировать изолированный звук т. В презентации даются различные задания. Показываю букву Т и спрашиваю, на что похожа буква Т. Ребёнок предлагает свои варианты. Показываю молоточек. Прошу постучать по столу. Даю картинки. Ребёнок стучит по гвоздикам, стучит громко-тихо.

Использую упражнение «Пальчики здороваются» : называем звук каждому пальчику один раз, два раза.

В задании «Пройди пальчиками» ребёнок произносит слово и шагает то левой, то правой рукой. Затем идёт по двум дорожкам одновременно левой и правой рукой.

Очень любят дети играть с пуговками и камешками «Марблз» на всех этапах автоматизации звука : ребёнок достаёт из волшебного мешочка бабочку, проговаривает звук (слог, слово, чистоговорку или предложение, а затем украшает шляпу. Такие картинки подготовлены на каждое занятие, поэтому детям всегда интересно, т. к они что –то украшают, куда-то помещают пуговки и камешки, проговаривая звук.

Далее работа усложняется, произношение звука закрепляется в слогах. Задания даются следующие:

• Нажми на красную клавишу, скажи: «Та», на жёлтую – то.

Постучи ложками и скажи: «Тук, тук-тук.»

Пройди пальчиками и скажи: «Топ-топ».

• Сколько раз хлопну в ладоши, столько раз скажи слог та; сколько топну- слог то; сколько постучу по столу – столько раз скажи слог ту…

• Сидим на стульчике, хлопаем в ладоши, стучим по коленкам, называя слоги.

• Рисуем в тетради в клетку линии, заборчики, проговаривая слоги.

• На этом этапе также используются пуговки и камешки «Марблз»

После того как ребенок научится правильно произносить звук в слогах, переходим к словам. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях : в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. Лексический материал и последовательность автоматизации предложены в книгах, список которых опубликован ниже.

Мною был подготовлен картинный материалам для работы над автоматизацией звука в словах, словосочетаниях, предложениях. Эти картинки используются для игр «День-ночь», «Чего не стало, что изменилось?», «Мемори», «Хвастунишка», «Скажи ласково», «Жадина», «Снежный ком», задания на пространственную ориентировку и т. д.

Кроме этого, даются задания:

- Запомни картинки. (Закрываю) Какие были картинки?

-Я называю картинки, а ты повтори в той же последовательности. Я показываю картинки, а ты назови в той же последовательности.

-Измени слово по схеме, посчитай от 1-6.

-Игра с кубиком: сколько выпало точек, столько раз назвать слово.

-Ходилки.

- Где живёт звук?

На занятиях используются языколомки. Надо вырезать и положить на стол дорожку. В процессе игры ребенок «идёт» по дорожке, шагая с картинки на картинку указательным и средним пальцами. При этом он должен четко называть каждую картинку: туфли-тулуп. В следующий раз игрок может «поехать» по дорожке на коне, то есть последовательно ставить на картинки указательный, средний, безымянный пальцы, мизинец и снова указательный …Можно дать игрушку из киндера и попросить пройти по клеточкам, называя слово.

Можно вырезать дорожку и соединить скотчем её концы, сделав бесконечные «логопедические чётки».

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются сложные языколомки, задания с предметными картинками, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки проговаривать в спокойном темпе, обращать внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. При этом используются кубики. Ребёнок бросает кубик. Если выпадает медведь, то эту скороговорку проговаривает, как медведь, если выпала улыбка, то ребёнок рассказывает весело. Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т. Используются сюжетные картинки.

Т. о, предложенный материал позволяет проводить занятия по автоматизации звука т не по по шаблону, трафаретно и скучно, а интересно, с горящими глазами детей, с ожиданием чего-то приятного, радостного.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

Конспект индивидуальной ОД «Автоматизация звука [Р]» Цель: правильное произнесение звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Задачи: -закрепление правильного употребления формы род. падежа.

Конспект ОД по развитию речи «Постановка и автоматизация звука [Ш]» Конспект ОД по развитию речи "Постановка и автоматизация звука "Ш" " Тема: «Постановка и автоматизация звука [Ш]».Цель: Создание условий.

Лэпбук «Автоматизация звука [ш]» для детей 5–7 летЛэпбук «Автоматизация звука [ш]» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка Автор: учитель-логопед.

Лэпбук «Автоматизация звука [с]» для детей 5–7 летЛэпбук «Автоматизация звука [с]» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка Автор: учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звука [т]
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 11:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД