Ольга Горбенко
Авторизованная программа «Первый раз в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторизованная программа
Утверждена решением
педагогического совета
протокол №1 от 29.08.2011г.
Заведующий МДОУ Д/с№28
___ О. П. Дегтярёва
Авторизованная программа по адаптации детей в ДОУ
«Первый раз в детский сад»
Разработала
воспитатель МДОУД/с №28
О. М. Горбенко
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : создание максимально комфортных педагогических и социально - психологических условий, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в новой педагогической среде (ДОУ).
ЗАДАЧИ:
Публикация «Авторизованная программа „Первый раз в детский сад“» размещена в разделах
1. Развитие различных поведенческих умений, обеспечивающих успешное включение детей в новые виды деятельности.
2. Сформировать у детей желание участвовать в индивидуальной и совместной деятельности.
Программа адаптационного периода включает в себя следующие направления:
а) диагностическое;
б) развивающее;
в) коррекционное;
г) консультативное.
Предварительная работа:
а) медицинский работник составляет списки организации детей в возрасте до 3 лет, основываясь на сведения из детской поликлиники;
б) ведется анкетирование родителей с целью выявления из запросов в сфере образовательных услуг:
с) специально - подготовленная развивающая среда.
Пояснительная записка к программе адаптационного периода
«Первый раз в детский сад»
Появление данной программы продиктовано необходимостью преодоления ряда трудностей, возникающих при поступлении ребенка в детский сад. Насколько быстро и хорошо ребенок приспособится к новой обстановке, насколько успешно будет развивать свои способности и строить новые отношения - все это зависит от правильной организации адаптационного периода детей в дошкольном учреждении. Для успешного включения в новый вид деятельности ребенку необходима определенная готовность: физическая, психологическая, познавательная, коммуникативная. Поэтому содержание программы предусматривает развитие собственной внутренней жизни детей, как фактора обеспечивающего успешный переход к новому виду деятельности на основе создания условий сохранения и совершенствования психического, физического, и нравственного здоровья дошкольника. В основе программы положено сочетание различных видов деятельности, что позволяет ребенку реализовать себя в новых для него условиях. Критерием адаптации является продвижение ребенка в каждом из видов деятельности. Программа адаптационного периода представлена поэтапно. В ней отражены направления педагогической деятельности, сформированы задачи, определен планируемый результат. Реализация программы проходит поэтапно и захватывает по времени первое полугодие.
Содержание программы представлено системой специальных заданий и тренинговых упражнений.
Программа адаптационного периода включает следующие направления:
а) диагностическое
б) развивающее
в) коррекционное
г) консультативное
На первом этапе происходит знакомство с будущими дошкольниками путем обследования. Этот этап предусматривает изучение особенностей каждого ребенка, выявляет уровень развития речи, памяти, внимания, особенности поведенческих реакций.
Второй этап наиболее важен и по времени занимает 2-3 месяца. На основе специальных заданий происходит развитие всех видов деятельности ребенка.
На третьем этапе отслеживается продвижение ребенка по отношению к самому себе, на этом этапе выявляются трудно адаптационные дети, для которых необходимы специальные занятия, способные обеспечить его продвижение по всем видам деятельности и в поведении.
Все этапы работы сопровождаются информацией об адаптации детей с родителями. Реализация программы позволит наиболее успешно и безболезненно освоиться детям в дошкольном учреждении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 этап - Развивающе – диагностический.
Задачи:
- выявить уровень интеллектуального, физического и социального развития.
Планируемые результаты:
1) Умение адекватно реагировать на ситуацию.
2) Умение понимать речь взрослого.
3) Речевая активность (словарный запас).
4) Владение навыками самообслуживания.
5) Владение звуковой культурой речи.
6) Выявление общей понятливости, осведомленности.
7) Знание фамилии, имени своего, родителей.
8) Освоение роли – быть дошкольником.
Форма проведения, итоги:
Индивидуальные карты детей, родительское собрание.
2 этап – Исследовательско - диагностический.
Задачи:
- выявить отношение к роли дошкольника;
- изучение работы крупной и мелкой моторики руки;
- изучать отдельные свойства внимания, памяти и восприятия;
- уровень речевой активности;
- изучить уровень развития познавательной сферы;
- изучить особенности поведенческих реакций;
Планируемые результаты:
1) умение слушать и слышать ;
2) умение выполнять простые поручения;
3) умение контролировать собственные действия, эмоции;
4) умение употреблять в речи слова, предметы, действия;
Форма проведения, итоги:
Карточки, книги. Организация «Круглого стола».
3 этап - Развивающий.
Задачи:
- формировать познавательное общение;
- способствовать их дальнейшему развитию для включения в активную деятельность;
- формировать адаптивное поведение;
- информировать родителей о развивающей деятельности;
- выявить неадаптированных детей.
Планируемые результаты:
1) усвоение основных этических взаимоотношений между детьми (умение приветствовать, прощаться, извиняться, благодарить);
2) умение ориентироваться в групповой комнате;
3) развитие навыков самообслуживания;
4) умение устанавливать дружеские отношения;
Форма проведения, итоги: игры: «Давай знакомиться», «Заболел мишка».
4 этап – Коррекционно - консультативный.
Задачи:
- развить познавательные, психические процессы;
- обеспечить контроль индивидуального развития;
- индивидуально информировать родителей;
Планируемые результаты:
1) качественные показатели индивидуального развития;
Форма проведения, итоги: совещание, родительские собрания.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ЯНВАРЬ
ЦЕЛИ: Создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, повышение самооценки и уверенности в себе.
Ход занятия: 1) Приветствие. Экскурсия по игровой комнате. Знакомство с игровыми центрами.
2) Игра - разминка «Новые игрушки».
3) Совместное конструирование: постройка дорожки и домика для зайки.
4) Игра «Веселый зайчик».
5) Игра с мячом «Брось и догони».
6) Психомышечная тренировка «Пружинка».
Оборудование: игрушки, кубики, зайка – мягкая игрушка, мяч.
ФЕВРАЛЬ
ЦЕЛИ: Снятие психоэмоционального напряжения, формирование адекватных способов общения с детьми в моменты непослушания, капризов, упрямства и т. д., поддержание у ребенка позитивного образа «Я».
Ход занятия: 1) Приветствие.
2) Игра «Найди свою игрушку» (прячется игрушка, которую выбрал сам ребенок).
3) Совместное рисование закругленных линий (солнышко, облачко).
4) Игра – этюд «Танец радости».
5) Знакомство с темной сенсорной комнатой (уголок уединения).
Оборудование: Игрушки: картинки, плакаты с изображением солнышка, облачка, карандаши или фломастеры, магнитофон.
ФЕВРАЛЬ
ЦЕЛИ: Снижение уровня тревожности, формирование положительного самоощущения, профилактика появления у ребенка страха темноты.
Ход занятия: 1) Приветствие.
2) Игровое упражнение «передай мягкую игрушку товарищу.
3) Лепка: раскатывание палочек и соединение их в кольцо.
4) Игровое задание «Собери колечки» (пирамидки).
5) Посещение сенсорной комнаты (уголок уединения в спальне). Музыкальная релаксация.
Оборудование: Мягкие игрушки, пластилин, пирамидки, магнитофон.
МАРТ
ЦЕЛИ: Гармонизация эмоционального состояния, формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции поведения и принятия других детей такими, какие они есть.
Ход занятия: 1) Приветствие.
2) Игра «Смешинки и злючки».
3) Игра «Чудесный мешочек» (сенсорика).
4) Игра «Солнышко и дождик»
5) Посещение сенсорной комнаты (сухой бассейн).
Оборудование: «Чудесный мешочек», картинки, плакаты с изображением солнышка с дождиком, сухой бассейн.
МАРТ
ЦЕЛИ: Снятие негативного состояния, мышечных зажимов у ребенка, развитие у него чувственного восприятия.
Ход занятия: 1) Приветствие.
2) Психологическая техника «Разрывание бумаги».
3) Игра «Злые и добрые собачки».
4) Аппликация: создание простейших композиций (коврик для собачки).
5) Посещение сенсорной комнаты («Волшебные цветочки с ниточкой»).
6) Этюд «Ласковое солнышко».
Оборудование: Бумага цветная, клей, мягкая игрушка - собачка, цветочки бумажные с ниточками, картинка, плакат с изображением солнышка.
АПРЕЛЬ
ЦЕЛИ: Развитие у ребенка умения распознать эмоциональное состояние свое и своих товарищей по группе, сопереживать, снятие психомышечного напряжения.
Ход занятия: 1) Приветствие.
2) Игра – разминка «В гости к клоуну».
3) Совместное конструирование (с использованием ЛЕГО)
4) Упражнение «Танцы» (грустная и веселая музыка).
5) Посещение сенсорной комнаты «Звездный дождь». Музыкальная релаксация.
Оборудование: Клоун - игрушка, ЛЕГО, магнитофон, новогодний «дождик».
АПРЕЛЬ
ЦЕЛИ: Развитие отдельных свойств: внимания, памяти и восприятия; общение в коллективе и со взрослыми; снятие психомышечного напряжения.
Ход занятия: 1) Приветствие.
2) Развитие речи: чтение воспитателем потешек и песенок для маленьких; заучивание простейшей забавы «ой ду-ду, ду-ду, ду –ду …».
3) Игра «Злые и добрые кошки».
4) Исихогимнастика ( на самопознание: нос, рот, голова)
5) Посещение сенсорной комнаты (сухой бассейн).
6) Этюд «Солнечный зайчик».
Оборудование: Художественная литература, кошка – мягкая игрушка, сухой бассейн, зеркало.
МАЙ
ЦЕЛИ: Умение адекватно воспринимать окружающий мир, развитие внимания, усидчивости, памяти, умение отвечать на вопросы воспитателя.
Ход занятия: 1) Приветствие.
2) Познавательное развитие: просмотр мультфильма из серии: «А знаете ли ВЫ?» (беседа по просмотру).
3) Игра «Спрячем мышку от кота».
4) Игра «Найди свое место».
5) Посещение сенсорной комнаты («мягкое – жесткое» на ощупь).
6) Психомышечная тренировка «Лягушата».
7) Игры с мячом под музыку.
Оборудование: Телевизор, DVD, диск, мягкие игрушки - мышка и кот, стульчики, мешочки (или модули) с мягким и жестким наполнителями, картинка лягушат, магнитофон, мяч.
МАЙ
ЦЕЛИ: Развитие памяти, речи, двигательной активности; создание психологического комфорта в группе, способствующего коррекции поведения и общения.
Ход занятия: 1) Приветствие.
2) Игра – разминка «Мишка - косолапый».
3) Развитие речи: чтение воспитателем прибаутки «травка – муравка…» (заучивание прибаутки с движениями).
4) Игра с мячом «Прокати мяч».
5) Игра «Мышки».
6) Игра – этюд «Танец радости».
7) Посещение сенсорной комнаты (мягкие модули).
Оборудование: Мягкая игрушка – мишка, художественная литература с иллюстрациями, мяч, игрушки – мышки, магнитофон, модули.