Папки-передвижки

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды

Людмила Семёнова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды

Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды".

Условия возникновения опыта.

Выбор темы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды» возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды» размещена в разделах

Актуальность темы.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:

между ориентацией нового содержания образования в творческом развитии личности дошкольника и традиционными формами обучения;

между формированием у дошкольника определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого-педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определённых условий, будет способствовать развитию творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Компоненты творческих способностей :

- творческое мышление;

- творческое воображение.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

2. Провести диагностику творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность.

4. Поддерживать у детей проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления.

5. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия воспитателя (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнёра.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности.

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Предполагаемый результат развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.

Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :

- субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

- нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

- индивидуальный «почерк» детской продукции;

- самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

- способность к интерпретации художественных образов;

- общая ручная умелость.

Для педагога:

- создание развивающей среды в группе детского сада;

- систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно-творческих способностей дошкольников;

- разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

- организация взаимодействия с родителями по развитию творческих способностей дошкольников, вовлечение родителей в совместный творческий процесс.

Описание опыта педагогической деятельности.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме.

Проанализировал возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей.

Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Основные направления моей деятельности:

- оснащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей;

-организация совместной и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

- вовлечение родителей процесс творческой работы с детьми;

- развитие собственных творческих способностей.

Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей.

Для этого я провела несколько консультаций и мастер-классов.

Следующее условие формирования творческих способностей детей – развитие своих творческих возможностей.

Проводим вместе с детьми выставки детского творчества.

Результат моей педагогической деятельности:

- Создала развивающую среду в группе.

- Родители стали принимать участие в различных конкурсах и выставках творческого характера.

- Обогатила, применила свои знания и умения в практической деятельности.

Дети стали увлекаться творческой деятельностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе средств и материалов для творчества.

У детей повысился уровень ручной умелости и творческих способностей.

Таким образом, подводя итоги исследования, направленного на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды, развитие будет эффективным, если создать педагогические условия и обогатить развивающую среду творческих видов деятельности, разработать методику руководства творческими видами деятельности.

Список методической и научной литературы:

А. М. Вербенец Образовательная область «Художественное творчество».

Л. С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте;

Г. Г. Григорьева Развитие дошкольников в изобразительной деятельности;

Т. Г. Козакова Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников;

Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова Преемственность в формировании художественного творчества детей;

Ю. В. Рузанова Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности;

Н. Л. Сакулина, Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду;

Публикации по теме:

«Варежка деда Мороза» совместные поделки детей и родителей«Варежка деда Мороза» совместные поделки детей и родителей "Варежка для Деда Мороза" совместное творчество детей и родителей. Цель: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях продуктивного.

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды
Опубликовано: 24 января 2015 в 10:36
+104Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД