Папки-передвижки

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды

Людмила Семёнова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды

Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды".

Условия возникновения опыта.

Выбор темы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды» возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды» размещена в разделах

Актуальность темы.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:

между ориентацией нового содержания образования в творческом развитии личности дошкольника и традиционными формами обучения;

между формированием у дошкольника определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого-педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определённых условий, будет способствовать развитию творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Компоненты творческих способностей :

- творческое мышление;

- творческое воображение.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

2. Провести диагностику творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность.

4. Поддерживать у детей проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления.

5. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия воспитателя (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнёра.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности.

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Предполагаемый результат развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.

Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :

- субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

- нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

- индивидуальный «почерк» детской продукции;

- самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

- способность к интерпретации художественных образов;

- общая ручная умелость.

Для педагога:

- создание развивающей среды в группе детского сада;

- систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно-творческих способностей дошкольников;

- разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

- организация взаимодействия с родителями по развитию творческих способностей дошкольников, вовлечение родителей в совместный творческий процесс.

Описание опыта педагогической деятельности.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме.

Проанализировал возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей.

Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Основные направления моей деятельности:

- оснащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей;

-организация совместной и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

- вовлечение родителей процесс творческой работы с детьми;

- развитие собственных творческих способностей.

Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей.

Для этого я провела несколько консультаций и мастер-классов.

Следующее условие формирования творческих способностей детей – развитие своих творческих возможностей.

Проводим вместе с детьми выставки детского творчества.

Результат моей педагогической деятельности:

- Создала развивающую среду в группе.

- Родители стали принимать участие в различных конкурсах и выставках творческого характера.

- Обогатила, применила свои знания и умения в практической деятельности.

Дети стали увлекаться творческой деятельностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе средств и материалов для творчества.

У детей повысился уровень ручной умелости и творческих способностей.

Таким образом, подводя итоги исследования, направленного на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды, развитие будет эффективным, если создать педагогические условия и обогатить развивающую среду творческих видов деятельности, разработать методику руководства творческими видами деятельности.

Список методической и научной литературы:

А. М. Вербенец Образовательная область «Художественное творчество».

Л. С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте;

Г. Г. Григорьева Развитие дошкольников в изобразительной деятельности;

Т. Г. Козакова Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников;

Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова Преемственность в формировании художественного творчества детей;

Ю. В. Рузанова Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности;

Н. Л. Сакулина, Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду;

Публикации по теме:

«Варежка деда Мороза» совместные поделки детей и родителей«Варежка деда Мороза» совместные поделки детей и родителей "Варежка для Деда Мороза" совместное творчество детей и родителей. Цель: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях продуктивного.

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды
Опубликовано: 24 января 2015 в 10:36
+104Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД