Людмила Александровна Ермилина
Инновационные подходы к организации дополнительного музыкального образования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
" Инновационные подходы к организации дополнительного музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ".
На современном этапе педагогическая деятельность требует от музыкального руководителя переосмысления всей деятельности и поиска таких форм работы, которые бы способствовали формированию успешной личности. Музыкальное искусство как раз и является средством формирования целостной личности ребёнка, поскольку в его основе лежит эстетическая эмоция.
Публикация «Инновационные подходы к организации дополнительного музыкального образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Достижению этой высокой цели во многом способствует не только грамотно выстроенная НОД, но и применение новых методических подходов к организации дополнительного музыкального образования детей дошкольного возраста на базе ДОУ. Возникла идея обучения детей игре на клавишных музыкальных инструментах в интеграционном взаимодействии игровых приёмов обучения пению с использованием дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой.
Разработанная мной программа является актуальной потому, что определяет новые представления о содержании и организации дополнительного музыкального воспитания. Комплексный, интегративный подход в построении образовательного процесса способствует эмоциональному познанию окружающего мира и развитию творческих способностей. Используя музыкально-игровую развивающую среду как средство развития, педагог содействует обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.
Теоретическое обоснование методики
Основой для этого обоснования являются следующие положения:
1. Музыка всегда (наряду с игровыми технологиями) является необходимым условием общего развития детей, которая проявляется сначала через восприятие, выражается через игру на фортепиано и, в конечном счёте, воспроизводится голосом.
2. Сама музыка становится понятней и интересней для ребёнка именно в интеграционном взаимодействии через игру и пение.
3. Правильная дыхательная техника способствует не только укреплению всего организма, но и является активным стимулом в правильном звукоизвлечении.
В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но и средством общего и социального развития детей дошкольного возраста через обучение игре на фортепиано, развитие вокальных навыков и использование здоровьесберегающих технологий.
Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка.
Цель программы: способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится через обеспечение преемственности между ДОУ и семьёй, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.
Задачи программы:
Способствовать общему развитию дошкольников через интегрированную музыкальную деятельность;
По средствам игровых технологий обучать детей игре на фортепиано в сочетании с чистотой интонирования и правильным использованием дыхания;
Формировать культуру исполнительского мастерства; развивать внимание, память, мышление, сдержанность в проявлении эмоций.
Формировать готовность к дальнейшему обучению в музыкальных школах и центрах развития.
Принципы программы:
• Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе;
• Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью;
• В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми;
• В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми;
• Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
Содержание программы:
Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.
Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах : в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.
Срок реализации программа - от 1 года до 3-х лет.
Периодичность развивающей деятельности с детьми - 1 раз в неделю
Продолжительность развивающей деятельности с детьми - 20 минут с каждой группой.
Общее количество часов реализации программы - 38 часов
Рекомендуемая наполняемость групп - 5 - 6 человек.
Вся деятельность имеет единую структуру.
Структура образовательной деятельности с детьми:
1. Музыкально -игровой приветствие.
2. Освоение дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой.
3. Ознакомление и совершенствование основ нотной грамоты средствами театрализации (кукольного театра) .
4. Развитие певческих способностей (правильное формирование звука и чистота интонирования)
5. Обучение игре на фортепиано.
6. Заключительная часть: домашнее задание совместно с родителями.