Папки-передвижки

Методика исследования возможностей образования прилагательных детьми 5 лет с ОНР III уровня

Марина Куклина
Методика исследования возможностей образования прилагательных детьми 5 лет с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Методика исследования возможностей образования прилагательных детьми 5 лет с ОНР III уровня

С целью исследования возможностей образования прилагательных детьми 5 лет с ОНР III уровня, я разработала методику, учитывающую способ образования прилагательных и онтогенетический период их формирования с опорой на рекомендации О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой, Т. Б. Филичивой и Т. В. Тумановой. В методику исследования не был включён неаффиксальный, за исключением смешенного способа, способ образования прилагательных, так как он не в полной мере усвоен детьми старшего дошкольного возраста.

Публикация «Методика исследования возможностей образования прилагательных детьми 5 лет с ОНР III уровня» размещена в разделах

Данная методика исследования включает в себя четыре серии заданий. Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале с учётом количества ошибок и особенностями принятия детьми различных видов помощи. На основе суммирования баллов за каждую серию заданий делается вывод об уровне сформированности владения определённым способом образования прилагательных.

Высокий уровень – 24-30 баллов

Средний уровень - 15-23 баллов

Низкий уровень - 6-14 баллов

Серия 1. Суффиксальный способ образования прилагательных

Задание 1. Образование относительных прилагательных суффиксальным способом

Цель: образовать относительные прилагательные по образцу.

Оборудование: картинки с изображением деревянного стола, стеклянного аквариума, стального ножа, кирпичного дома, резинового шланга, фарфорового чайника и кожаного чемодана.

Инструкция: Скажи, если стол из дерева, он – деревянный; если аквариум из стекла, он - (какой)

Если аквариум из стекла, он – какой? Если шланг из резины, он – какой?

Если нож из стали, он – какой? Если чайник из фарфора, он – какой?

Если дом из кирпича, он – какой? Если чемодан из кожи, он – какой?

Процедура исследования: ребёнку предлагается образовать относительные прилагательные по аналогии.

Пример: если стол из дерева, он – деревянный.

Критерии оценивания:

5 баллов – задание выполнено без ошибок, самостоятельно.

4 балла – задание выполнено без ошибок, с использованием помощи.

3 балла – неверное образование прилагательного самостоятельно.

2 балла – неверное образование прилагательного, даже с использованием помощи.

1 балл – невозможность образования прилагательного, отказ от выполнения задания.

Задание 2. Образование качественных прилагательных суффиксальным способом

Цель: образовать качественные прилагательные по образцу.

Оборудование: картинки.

Инструкция: смотри, если девочке весело, значит она (какая) весёлая.

Этому мальчику радостно, значит он (какой) радостный.

Этому мальчику грустно, значит он (какой) грустный.

Этот домик стоит близко к нам, значит он (какой) близкий.

Этот домик стоит далеко от нас, значит он (какой) далёкий.

Музыка играет громко, значит она (какая) громкая.

Картофель сварили, значит, он (какой) варёный. Процедура исследования: ребёнку предлагается образовать качественные прилагательные по аналогии, с опорой на картинку.

Пример: девочке весело, значит она (какая) весёлая.

Критерия оценивания:

5 баллов – задание выполнено без ошибок, самостоятельно.

4 балла – задание выполнено без ошибок, с использованием помощи.

3 балла – неверное образование прилагательного самостоятельно.

2 балла – неверное образование прилагательного, даже с использованием помощи.

1 балл – невозможность образования прилагательного, отказ от выполнения задания.

Задание 3. Образование притяжательных прилагательных суффиксальным способом

Цель: образовать притяжательные прилагательные по образцу.

Инструкция: смотри, это рубашка папы. Это папина рубашка.

А если это хвост лисы, чей это хвост?

Это хвост лисы. Чей это хвост? Это берлога медведя. Чья это берлога?

Это следы зайца. Чьи это следы? Это сумка мамы. Чья это сумка?

Это машина дяди. Чья это машина? Это платье Кати. Чьё это платье?

Процесс исследования: ребёнку предлагается образовать притяжательные прилагательные по аналогии.

Пример: Это рубашка папы, значит это папина рубашка.

Критерия оценивания:

5 баллов – задание выполнено без ошибок, самостоятельно.

4 балла – задание выполнено без ошибок, с использованием помощи.

3 балла – неверное образование прилагательного самостоятельно.

2 балла – неверное образование прилагательного, даже с использованием помощи.

1 балл – невозможность образования прилагательного, отказ от выполнения задания.

Серия 2. Префиксальный способ образования

Задание 1. Образование качественных прилагательных со значением отрицания префиксальным способом

Цель: образовать качественные прилагательные по образцу.

Инструкция: я назову слова, а ты скажи, как будет наоборот. Например, хороший, а наоборот будет – нехороший.

обычный - необычный громкий – негромкий

платный - бесплатный полезный – бесполезный

нужный – ненужный красивый - некрасивый

Процедура исследования: ребёнку предлагается образовать качественные прилагательные путём подбора антонимов.

Пример: хороший – нехороший.

Критерии оценивания:

5 баллов – задание выполнено без ошибок, самостоятельно.

4 балла – задание выполнено без ошибок, с использованием помощи.

3 балла – неверное образование прилагательного самостоятельно.

2 балла – неверное образование прилагательного, даже с использованием помощи.

1 балл – невозможность образования прилагательного, отказ от выполнения задания.

Серия 3. Префиксально – суффиксальный способ образования

Задание 1. Образование прилагательных префиксально-суффиксальным способом

Цель: образовать прилагательные по аналогии, с опорой на картинку.

Оборудование: картинки.

Инструкция: скажи, если девушка промокла, то это промокшая девушка, а если водопад застыл, то это какой водопад?

Если часы стоят на столе, то это (какие) настольные часы;

Если часы стоят на полу, то это (какие) напольные часы;

У этого щенка нет дома, значит, это (какой) бездомный щенок;

Каблук сломался, значит это (какой) сломанный каблук;

Водопад застыл, значит это (какой) застывший водопад;

Ребёнок заснул, значит это (какой) заснувший ребёнок.

Процедура исследования: ребёнку предлагается образовать прилагательные по аналогии.

Пример: девушка промокла, значит это промокшая девушка.

Критерии оценивания:

5 баллов – задание выполнено без ошибок, самостоятельно.

4 балла – задание выполнено без ошибок, с использованием помощи.

3 балла – неверное образование прилагательного самостоятельно.

2 балла – неверное образование прилагательного, даже с использованием помощи.

1 балл – невозможность образования прилагательного, отказ от выполнения задания.

Серия 4. Смешанный способ образования прилагательных

Задание 1.Образование прилагательных смешанным способом

Цель: образовать прилагательные по образцу.

Инструкция: смотри, у медведя косые лапы, поэтому он (какой) косолапый.

У мальчика красные щёки, он (какой) краснощёкий.

У цапли длинные ноги, она (какая) длинноногая.

У мальчика голубые глаза, он (какой) голубоглазый.

У девочки рыжие волосы, она (какая) рыжеволосая.

У Буратино длинный нос, он (какой) длинноносый.

У аиста белые крылья, он (какой) белокрылый.

Процесс исследования: ребёнку предлагается образовать прилагательные путём сложения основ, по аналогии.

Пример: у медведя косые лапы, значит он косолапый.

Критерия оценивания:

5 баллов – задание выполнено без ошибок, самостоятельно.

4 балла – задание выполнено без ошибок, с использованием помощи.

3 балла – неверное образование прилагательного самостоятельно.

2 балла – неверное образование прилагательного, даже с использованием помощи.

1 балл – невозможность образования прилагательного, отказ от выполнения задания.

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования навыков словообразования относительных прилагательных у детей дошкольного возрастаДидактические игры для формирования навыков словообразования относительных прилагательных у детей дошкольного возраста Дидактические игры на формирование относительных прилагательных у детей дошкольного возраста Начинать работу по развитию навыков словообразования.

Дидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательныхДидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательных Дидактические игры очень часто используются в работе учителя-логопеда. При помощи игры ребенок быстрее усваивает задаваемый материал, развивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика исследования возможностей образования прилагательных детьми 5 лет с ОНР III уровня
Опубликовано: 8 августа 2014 в 10:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика исследования возможностей образования прилагательных детьми 5 лет с ОНР III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Марина Куклина (УИ 230546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД