МААМ-картинки

Образовательная программа вокального кружка «Хрустальный голосок»

Ольга Берковская
Образовательная программа вокального кружка «Хрустальный голосок»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА

«ХРУСТАЛЬНЫЙ ГОЛОСОК»

Музыкальный руководитель Берковская Ольга Викторовна

Самара

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям.

Публикация «Образовательная программа вокального кружка „Хрустальный голосок“» размещена в разделах

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Она оказывает огромное воздействие на весь духовный мир человека. Поэтому так важно с детства уделять внимание музыкально-эстетическому воспитанию детей с тем, чтобы научить отличать высокохудожественные произведения от низкопробных».

Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня.

Пение связано с физическим развитием ребёнка, оказывая влияние на формирование певческого голоса. Пение, в свою очередь, активизирует, по мнению врачей, функции голоса и дыхательного аппарата. Работа над певческой установкой (поза во время пения) существенно влияет на выработку правильной осанки. Пение способствует развитию речи. Слова проговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

Вокальный кружок даёт детям возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт, формирует самостоятельность, творческую активность, дисциплинированность, уверенность в своих силах, что очень важно в работе с детьми в коррекционных группах с общим недоразвитием речи, т. к. у них неразвито фонематическое восприятие, имеются речевые нарушения, ослаблено внимание, память, мышление, пространственные ориентации.

Для того, чтобы дети с удовольствием занимались в коллективе, процесс обучения надо сделать интересным.

Для успешного решения задач музыкального воспитания дошкольников руководитель вокального коллектива должен вести свою работу в контакте с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями, родителями детей.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена необходимость формирования такой базовой национальной ценности как «искусство и литература» являющейся частью системы нравственных ценностей, развивающей красоту, гармонию, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

В соответствии с ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, становление эстетического отношения к фольклору; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Обучение пению имеет целью выработать у детей дошкольного возраста вокально-хоровые навыки. В данной программе учитываются музыкальные способности детей, их развитие и возраст. Отсутствие разноуровневых программ по предмету вокал ставит педагога в сложное положение, так как они продиктованы необходимостью удовлетворить меняющиеся социокультурные, образовательные потребности детей и их родителей. Программа должна обеспечить условия для самореализации детей и позволить более успешно решить данную проблему, такую актуальную сегодня. Возникает необходимость в дифференцированном подходе ведения групповых занятий.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Главная цель: развитие творческих способностей детей через их собственную художественно-музыкальную деятельность, как составной части их духовной культуры.

Задачи:

1. Развитие музыкальных способностей и формирование певческих умений и навыков, способствующих выразительному исполнению.

2. Воспитание творческой активности.

3. Формирование художественного вкуса, интересов.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

Программа рассчитана на детей от 3-х до 7-ми лет. Такой возрастной диапазон требует деления на этапы, освоения вокальных навыков и исполнительства по группам:

I группа – младшая группа ДОУ (3-4 года).

II группа – средняя группа ДОУ (4-5 лет).

III группа – старшая группа ДОУ (5-6 лет).

IV группа – подготовительная к школе группа ДОУ (6-7 лет).

I этап обучения охватывает два года. Это восхождение в вокальное искусство. На этом этапе основным методом является игра, посредством чего формируется певческая установка, развитие музыкальной памяти.

II этап – 2 года. Закрепляются вокально-хоровые навыки, формируются личностные качества: дисциплинированность, творческая активность.

1. Программа является адаптированной.

2. По форме организации деятельности объединения – групповая, индивидуальная.

3. Программа является профессионально-ориентированной, т. е. в доступной форме для детей дошкольного возраста даёт доступные знания и навыки по вокальному искусству.

4. Программа является долгосрочной.

5. По контингенту – общая и для одарённых детей.

6. По степени реализации – в основном.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Написано очень много очерков, статей, методик по обучению детей пению, но пока ещё нет такой «чудодейственной» методики, которая бы гарантировала стопроцентный успех певческого воспитания. Проблемы вокального воспитания ещё недостаточно разработаны, много нерешённого, хотя уже есть попытки создания таких методик, предназначенных для всех детей, которые могли бы им развивать свой голос. Одну из таких методик предлагает В. В. Емельянов.

Фонопедичесий метод развития голосовой функции В. В. Емельянова я использую выборочно, как дыхательную гимнастику и расслабление певческого аппарата.

Для развития звуковысотного слуха, чистого интонирования мелодии использую народные песенки и попевки.

Исполнение песен ансамблем и индивидуально.

ВЫВОДЫ:

Итак, на основе работы с детьми, можно сделать вывод, что вокальный кружок формирует у них самостоятельность, творческую активность, дисциплинированность, уверенность в своих силах, что особенно важно для застенчивых дошкольников и детей с общим недоразвитием речи.

Занятия пением и музыкой в коррекционных группах имеют и специфическую задачу - эмоциональная сфера ребёнка, коррекция недостатков звукопроизношения.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Положение корпуса во время пения. Голосовой аппарат. Основные свойства певческого звука: высота, сила, продолжительность. Артикуляция и дикция.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Соблюдение певческой установки: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое, без напряжения, положение корпуса и головы.

Умение брать дыхание спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, всем одновременно.

Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Расширение диапазона. Пение мягким, нефорсированным звуком. Продолжение работы над чистотой интонирования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Умение петь спокойно, без выкриков, при формировании гласных звуков следить за правильностью артикуляции.

Привитие навыка напевного звучания при точном интонировании мелодии. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

Укрепление средней части диапазона (ми 1-ля 1) с постепенным её расширением.

Внимание к качеству и красоте звучания.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Соотношение вдоха и выдоха, в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Звукообразование. Дикция. Дыхание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Формирование навыков певческой установки.

Развитие музыкального слуха, формирование музыкальной памяти.

Закрепление навыков звукообразования, дыхания, дикции, фразировки.

Закрепление певческих навыков и умений на материале упражнений и песен, выученных ранее, а также на новом песенном материале.

Умение распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Продолжение работы над развитием музыкальных способностей дошкольников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Развитие гибкости и подвижности мягкого нёба, выработка звонкого полётного голоса.

Работа над ансамблевой нюансировкой.

Умение быстро, но спокойно менять дыхание в песнях, не имеющих пауз между фразами.

Умение сохранять округленное звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре.

Продолжение работы над укреплением певческого диапазона и его расширением.

Выразительное, эмоциональное исполнение выученных песен.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Чтобы участникам интересно было заниматься в коллективе, к работе надо подходить творчески. Использовать наиболее ценные элементы разных методик по вокальному воспитанию детей, соблюдая принцип последовательности и систематичности, учитывая индивидуальность каждого ребёнка и не спешить в приобретении того или иного навыка.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для плодотворной работы занятия должны проводиться в помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, хорошо освещёнными, утеплёнными и хорошо проветриваемыми, хорошо настроенным инструментом - пианино. Необходимо оснащение кабинета аппаратурой: музыкальным центром «LG», аудиотекой, микрофоном; ИКТ – проектором и мультимедийными презентациями и видеопрезентациями концертных выступлений.

ПЛАН МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Родительские собрания.

2. Консультации «Уровень музыкальных способностей ребёнка», «Музыка начинается в семье».

3. Просьбы и поручения: оформление костюмов, атрибутов к концертным номерам, помощь в выездах с концертами.

4. Концерты для родителей в дни праздников.

И ещё, хочется добавить то, что успех музыкального воспитания во многом зависит от постановки воспитания в семье.

Работу в семье необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Прежде всего, следует изучать условия жизни каждого ребёнка, выявить индивидуальные особенности его окружения к развитию музыкальный интересов и способностей ребёнка. Это даст возможность поддерживать интерес к музыке в домашних условиях:

организация музыкальной зоны для элементарного музицирования;

совместное музицирование и пение вместе с детьми;

посещение театров, концертов с последующим обсуждением;

собирание домашней фонотеки с обязательным прослушиванием.

Это позволит родителям глубже понять музыкальные предпочтения детей, включаться в совместную деятельность – музицирование и исполнительство.

Публикации по теме:

План мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) План мероприятий, посвящённых 70-летию Великой Победы 1. Фестиваль цветов «Живая память» - цветочные насаждения на прогулочных участках,.

Программа кружка «Поиграйка» Программа кружка "Поиграйка" в первой младшей группе1. Пояснительная запискаКружок «Поиграйка» проводится на баз первой младшей группы МБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа вокального кружка «Хрустальный голосок»
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 20:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД