ирина харитонова
Авторская педагогическая разработка. «Музыкальная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования и молодежной политики
муниципального образования
Администрации г. Усолье – Сибирское
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
Авторская педагогическая разработка
Адаптационная, комбинаторная, радикальная
«Музыкальная гостиная» как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.
Методические рекомендации
Форма
Автор разработки:
Харитонова Ирина Владимировна
музыкальный руководитель ВКК
МБДОУ «Д/С ОВ №1»
Публикация «Авторская педагогическая разработка, „Музыкальная гостиная“» размещена в разделах
г. Усолье – Сибирское,
2011 год
Пояснительная записка Актуальность: в ходе прохождения МДОУ «Д/С ОВ №1 процедуры аккредитации экспертом по музыкальному воспитанию было предложено обобщить опыт работы музыкального руководителя с педагогами.
На наш взгляд, одна из самых актуальных проблем, стоящих перед
современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность
утраты нравственных ориентиров.
Необходим поворот к жизненно важным ценностям, противостояние, бездуховности, потребительству. Роль педагога в этом плане первостепенна. Великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил, что наука доказывает истину, а искусство заражает его. Педагог должен не только знать методы и приемы обучения и воспитания, но и быть артистом, «заражающим» детей, наполняющим их эстетической радостью.
Музыкальный руководитель должен помочь педагогу войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально – эстетическое развитие ребенка дошкольника.
Музыкальный руководитель должен помочь педагогу войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально – эстетическое развитие ребенка дошкольника.
Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость создания авторской педагогической разработки: «Музыкальная гостиная», как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.
Новизна: в авторской педагогической разработке «Музыкальная гостиная» представлена система мер по оптимизации взаимодействия в диаде «Музыкальный руководитель – воспитатель», включающая авторские семинары, занятия – тренинги, музыкально – поэтические часы.
Методологическая основа
Основу авторской педагогической разработки составили идеи Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, которые отмечают, что успех совместной работы педагога – музыканта и воспитателей зависит от обоюдной заинтересованности в общем, для них деле и результатах музыкального воспитания детей.
ЦЕЛЬ
Выявление и развитие музыкально - творческого потенциала педагогов, как следствие - повышение качества работы с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию.
Задачи
1. Обеспечение музыкального развития педагогов;
2. Осуществление взаимодействия музыкального руководителя и педагогов;
3. Повышение уровня музыкального развития детей.
Срок реализации: 1 год.
Ожидаемые результаты:
Овладение педагогами современными музыкальными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими гармоничность и целостность их музыкального развития;
Качественное взаимодействие музыкального руководителя и педагогов ДОУ;
Развитие творческого потенциала музыкального руководителя и педагогов;
Повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ.
Авторская педагогическая разработка включает три раздела. В первом разделе дается описание методики работы. Второй раздел представляет содержание «Музыкальной гостиной» - перспективный план работы. Третий раздел содержит диагностическую методику выявления уровня музыкальных и артистических способностей педагогов. Завершает авторскую разработку приложение и список литературы.
Данная авторская педагогическая разработка может быть рекомендована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.
Раздел 1. Методика работыМетодические рекомендации составлены на один год целенаправленной, систематической и последовательной работы с педагогами по развитию их музыкальности и творческого потенциала.
Работу необходимо осуществлять на основании следующих принципов:
1. Принцип всестороннего развития. Общение с искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара (музыка, поэзия, живопись и др.) духовно возвышающего и обогащающего каждого педагога;
2. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара;
3. Принцип прогностичности – отражает в целях и действиях сегодняшние и будущие требования к музыкально – эстетическому развитию педагогов и детей;
4. Принцип рациональности – позволяет определять цели и способы их достижения для обеспечения максимального результата;
5. Принцип реалистичности – помогает определять конечные и промежуточные результаты.
Содержание работы «Музыкальной гостиной» распределено по темам: 1. Волшебный звук;
2. Театральные подмостки;
3. Хрустальный голосок;
4. Музыкальная игра.
В зависимости от объема программного материала длительность изучения темы варьируется – от двух до трех месяцев.
Каждая тема раскрывается через разнообразные формы обучения.
Этапы обучения
1 этап - подготовительный, включает в себя самоанализ «Деятельность
воспитателя на музыкальном занятии»; анкетирование «Анализ работы
музыкального руководителя воспитателями ДОУ»; входную диагностику
по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество»,
«Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество».
2 этап – основной, включает в себя следующие формы работы:
1. Вводная консультация;
2. Музыкальная мастерская;
3. Семинар – практикум;
4. Занятия – тренинги;
5. Мастер – классы;
6. Конкурсы;
7. Музыкальные КВны;
8. Выпуск звуковой газеты «Погремушка» и «РОСТОК»;
9. Музыкально – поэтические вечера;
10. Музыкально – театрализованные представления.
Формы обучения по программе «Музыкальная гостиная» делятся на активные и пассивные.
Пассивные - в основном, предназначаются для передачи знаний в значении информации: консультации – получение информации по конкретному вопросу у специалиста; семинары - обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации.
Активные - формы обучения (практикумы, конкурсы, музыкальные мастерские, игры, тренинги и др.) ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы их получения, на развитие творческого потенциала педагогов; характеризуются высокой степенью вовлеченности педагогов в
в учебный процесс, повышенной степенью мотивации, эмоциональности, направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.
3 этап – заключительный. Цель работы на этом этапе – получение итоговых диагностических данных по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество», «Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество», анализ деятельности воспитателя на музыкальном занятии.
Перспективный план работы «Музыкальной гостиной» рекомендуется для использования на учебный год с группой педагогов в количестве 12 – 16 человек.
Периодичность встреч в «Музыкальной гостиной» - 1 раз в неделю.
В планирование допускается внесение дополнений, изменений в зависимости от индивидуальных особенностей группы и творческого потенциала воспитателей.
Диагностические задания Музыкальных и артистических способностей педагогов.
1 раздел «Восприятие музыки»Цель: Определить уровень эмоциональной отзывчивости педагога на музыку разного характера, умение определять жанр и форму музыкального произведения.
Задание №1
Материал: Набор карточек разных цветов и оттенков, аудио кассеты с записью музыки разных жанров.
Музыкальный репертуар: Классическая музыка, джаз, рок-н-ролл, вальс, народная музыка.
Методика проведения: У каждого педагога конверт с набором карточек.
Музыкальный руководитель: Прослушайте музыкальное произведение.
Вопросы: Какое настроение передает эта музыка?
В какой цвет вы бы окрасили эту музыку?
(Педагог показывают карточки определенного цвета и объясняют свой выбор)
Задание №2
Материал: Аудио кассеты с записью инструментальной и вокальной музыки (марш, песня, танец)
Методика проведения: Педагоги прослушивают музыкальные отрывки произведений, определяют и соотносят иллюстрации с прослушанной музыкой.
Музыкальный репертуар: Р. Шуман «Солдатский марш», П. Чайковский «Вальс», р. нар. мел. «Со вьюном я хожу».
3 балла – высокая эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, педагог самостоятельно и правильно определяет музыкальные жанры и форму музыкального произведения.
2 балла – проявляет интерес к музыкальной деятельности, но затрудняется в выполнении заданий.
1 балл – низкая музыкальна отзывчивость, педагог не способен самостоятельно определить музыкальные жанры.
2. Раздел «ПЕНИЕ» Задание №1
Цель: Определить умение чисто интонировать мелодию с музыкальным сопровождением и аккопельно.
Методика проведения: Предложить педагогу спеть любую песню по желанию, с музыкальным сопровождением и без него.
Задание №2
Цель: Определить уровень выразительного исполнения знакомой
песни, умение инсценировать содержание песни.
Материал: Шапочки-маски, театральный реквизит (корзина, инструменты, игрушки и т. д., набор карточек, передающих содержание песни.
Методика проведения: По группе педагогов (4-5 человек) предлагается выбрать карточку, иллюстрирующую содержание песни. Педагоги вспоминая текст песни, обдумывают варианты обыгрывания содержания песни. Надев шапочки-маски, взяв атрибуты, педагоги инсценируют песни.
Музыкальный репертуар: Песни «Антошка», «Два веселых гуся», «Песенка кузнечика» и т. д.
Задание №3
Цель: Определить уровень чистоты интонирования мелодии, умение петь естественным звуком, умение сочинить свою мелодию на заданный текст.
Методика проведения: Педагогам предлагаются небольшие четверостишия, обдумывая варианты, педагоги сочиняют свою мелодию, находят нужную интонацию.
Примечание: Характер придуманной мелодии должен соответствовать характеру текста.
3 балла – высокий уровень певческих данных, чисто интонирует мелодии песен, эмоционально передает их содержание, проявляет творческую активность.
2 балла – средний уровень певческих данных, не всегда чисто интонирует, но проявляет интерес к пению, эмоционален.
1 балл – низкий уровень певческих данных, не активен, мало эмоционален
3. Раздел «Элементарное музицырование» Задание №1
Цель: Выявить умение предавать ритмическую пульсацию и ритмический рисунок.
Материал: Металлофон, треугольники, бубны, колокольчики и т. д.
Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прослушать муз. отрывок русской народной мелодии. Далее предлагает педагогам украсить мелодию игрой на инструментах, ритмически отстукивая мелодию произведения.
Примечание: Отмечается ритмичность исполнения, правильность звукоизвлечения.
Задание №2
Цель: Выявить умение педагога самостоятельно придумать мелодию на музыкальных инструментах.
Материал: Набор музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, набор шумовых инструментов)
Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу сочинить песенку для игрушки и придумать ей название.
Пример: «Мишка загрустил», «Беленький зайка», «Песенка про кошечку».
3 балла – высокий уровень элементарного музицырования, точная передача ритмического рисунка.
2 балла – средний уровень элементарного музицырования, не всегда точное ритмическое звукоизвлечение.
1 балл – низкий уровень элементарного музицырования, не развито чувство ритма.
4. Раздел «Основные навыки театрального мастерства» Задание№1
Цель: Выявит умение передавать выразительность образа в этюдах, играх-драматизациях.
Материал: фонограммы с разнохарактерной музыкой, шапочки-маски.
Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу прослушать музыкальное произведение. Педагогу нужно соотнести услышанную музыку с соответствующей маской животного и под музыку с помощью мимики и пластики изобразить это животное.
Задание №2
Цель: Определить уровень выразительности речи педагога, способность понимать эмоциональное состояние персонажа, выражая его речью, мимикой жестами.
Материал: Небольшие отрывки стихотворения.
Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прочесть небольшие отрывки стихотворений от лица разных персонажей использую мимику, жесты, интонационную речь.
Пример: «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Злой волк», «Страшный медведь» и т. д.
3 балла – высокий уровень актерского мастерства, точная и творческая передача образов с помощью мимики, жестов, выразительности речи. Высокая эмоциональность и инициативность.
2 балла – средний уровень актерского мастерства, эмоциональная отзывчивость, желание включиться в деятельность, не достаточный уровень навыков в создании образов.
1 балл – низкий уровень актерского мастерства, «зажатость», педагог не эмоционален, речь монотонная, не выразительная, без интереса относится к выполнению заданий по созданию образов.
По каждому разделу программы составляются таблицы анализа результатов на начало и конец учебного года.
Обследование педагогов проводится по подгруппам и индивидуально.
В сводной таблице проставляется уровень умений и навыков педагогов по 3-х бальной системе (3 балла – высокий; 2балла – средний; 1балл – низкий).
Затем анализируются результаты:
1. Ранжирование и распределение частоты баллов.
2. Распределение сгруппированных частот:
1 действие – определение размаха R=(max-min)+1
2 действие – выбор интервала раздела (если max больше 100, тоR:12; если меньше 50, то R:4);
3. определение количества педагогов с высоким, средним и низким уровнями музыкально – артистических способностей.
Используемая литература
• Арцеменди А. Л., «Дошкольное музыкальное воспитание» перевод с испанского. Методическое пособие. М. ; Прогресс, 1989 г.
• Буренина А. И «Кукляндия». Учебное – методическое пособие по театрализованной деятельности – СПБ; издательство «Музыкальная палитра» 2008 г.
• Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Учебное пособие: «Дошкольная педагогика и психология». М. ; «Просвещение», 1983 г.
• Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду». Методическое пособие. – Ярославль; Академия развития. 2006 г.
• Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие – М. ; Вако, 2006 г.
• Девятова Т. Н. «Звук волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ; Линко – Пресс, 2006 г.
• Комиссарова Л. Н. ; Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – Москва «Просвещение» 1986 г.
• Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; Книга из опыта работы. М. ; Просвещение, 1990 г.
• Метлов Н. А. «Музыка – детям»; Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М. ; Просвещение, 1985 г.
• Куцакова Л. В. ; Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника»; Программа – методическое пособие «Росинка». М. ; – Гуманит. Издательский центр Владос, 2004 г.
• Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – Учебное пособие. М. ; Гуманит изд. Центр Владос. 1997 г.
• Роот З. Я. «Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста»; Пособие для музыкальных руководителей. М. ; Айрис – пресс, 2004 г.
• Суворова Т. И. «Танцуй малыш». Методическое пособие. ; СПБ; 2007 г.
• Сауко Т. Н. ; Буренина А. И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПБ; 2001 г.
• Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музыцирование», Программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками»; СПБ; Лоиро, 2003 г.
«Творчество – непосредственное единство мысли и дела, осуществляется только в непрерывной деятельности, в творении.
Творчество – торжество с творением, ибо вне творения нет творчества.