МААМ-картинки

Программа изостудии для глухих и слабослышащих детей «Творчество и мы»

Татьяна Скрягина
Программа изостудии для глухих и слабослышащих детей «Творчество и мы»

Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены глухие и слабослышащие дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои условия: ребёнок должен быть мыслящим, самостоятельным, инициативным, ориентированным и социально-адаптированным к жизни в среде слышащих.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Гарантией социализации и адаптации личности ребенка в обществе и выступает развитие творческих способностей.

Публикация «Программа изостудии для глухих и слабослышащих детей „Творчество и мы“» размещена в разделах

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения. У него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. В творчестве ребенок учится и развивает особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа изостудии «Творчество и мы» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 9-13 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их индивидуальные физические способности, состояние слуха, психологическое состояние, подготовленность, существующие навыки и умения.

Особое внимание обращается на развитие у детей самостоятельности, способности к адаптации к среде, раскрепощению общения со сверстниками и взрослыми, развитию речевых навыков.

Соединение обучения с творческим трудом предполагает включение глухих и слабослышащих детей в систематический, организованный, посильный для их здоровья творческий процесс.

Краткая характеристика процесса обучения.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения, все формы, приемы обучения и методы основаны на слухозрительном восприятии материала.

Занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, обработку материалов и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном нитками, бросовым материалом, кожей, природным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования авторских поделок.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества : представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер, оформитель и др.) и традиционными народными промыслами.

удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы :

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности,

Формирование политехнического кругозора.

Развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, способности к творческому подходу в реализации задуманного.

Развитие самостоятельности.

Расширения трудового опыта детей, их знаний о производственной деятельности людей.

Воспитание трудолюбия, коммуникативности учащегося.

Задачи:

Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Воспитывать бережное отношение к инструментам, приспособлениями материалам.

Должны знать и уметь:

Историю возникновения народной игрушки

Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.

Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, природного и других материалов.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

Правила общения.

Правила безопасности труда.

Правила личной гигиены.

Формы контроля.

• рейтинг готового изделия

• наблюдение

• беседа, объяснения учащихся

• участие в школьных, городских, региональных выставках.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Учитель должен уметь планировать и организовывать труд учащихся.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Учебно - тематический план.

№ Тема занятий Теор. часы Практ

часы итого

темы п\п

I Основы художественной обработки природного материала

1. Морской пейзаж 1 1 2

2. Золотая осень 1 1 2

3. Панно «Что нам осень подарила» 2 2

4. Подарки осени 2 2

5. Подсолнух 2 2 10ч.

II Обработка бумаги и картона

6. Звезда 1 1

7. Снежинка 1 1

8. С новым годом! 2 2

9. Валентинки 1 1 2

10. Букет с красными розами. 2 2

11. Шкатулка 1 3 4

12. Весенние первоцветы 2 2

13. Зайчики-стаканчики 1 1

14. Весенняя поляна 1 1

15. Коробочка с отделениями 2 2

16. Журавль 1 1

19 ч.

III Основы художественной обработки различных материалов

17. Осенний лес 2 2

18. Гирлянда 1 1 2

19. Знакомство с новогодним дизайном 1 1

20. Подсвечник «Олень» 1 1

21. Елочки и звезды 2 2

22. Веселый зоопарк 2 2

23. Фото-CD рамка 2 2

24. Вешние воды 1 3 4

25. К звездам, вперед! 1 1 2

26. Браслет 1 1 2

27. Первые мотыльки 2 2

22 ч.

IV Нетрадиционные способы обработки материалов

28. Картины осени 1 1 2

29. Ваза 2 2

30. Гжель 1 1 2

31. Цветы 2 2

32. Кубанские мотивы 1 5 6

14 ч.

V Контроль

33. Подготовка работ к выставке 1 1

34. Итоговая выставка работ 2 2

3 ч.

итого 68 часов

Примерный порядок занятий.

№ п\п Вид труда № занятий Всего

1. Основы художественной обработки природного материала

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 20. 10 часов

2. Обработка бумаги 31, 32, 33, 34, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 55, 56, 59, 60, 65. 19 часов

3. Основы художественной обработки различных материалов 9, 10, 27, 28, 29. 30, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51, 52, 53, 54, 57, 58, 61, 62, 63, 64. 22 часа

4. Нетрадиционные способы обработки материалов

11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26. 14 часов

5. Контроль

66, 67, 68. 3 часа

Итого 68 часов

Программа.

Основы художественной обработки природного материала

Безопасность руда и личная гигиена.

Работа с местным растительными природными материалами (мхом, талашом, соломой, шишками, ракушками, листиками разных деревьев). Сравнение природных материалов. Обобщение знаний о происхождении, применении и способах обработки материала.

Способы соединения разных материалов с помощью клея ПВА, горячего клея, нити, проволоки.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Знакомство с инструментами для обработки природных материалов. Выработка навыков работы с инструментами. Техника безопасности при работе с инструментами.

Планирование и организация деятельности учащихся.

Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям для работы.

Примерный перечень поделок: сувениры, картины, плетение украшений, декорирование изделий природным материалом.

Обработка бумаги и картона.

Правила безопасности руда и личной гигиены учащихся.

Работа с бумагой и картоном. Сгибание, резание бумаги и картона по лииям разметки.

Инструменты и приспособления: ножницы, нож, фальцлинейка, подкладная доска, гладилка.

Различные способы соединения деталей из бумаги и картона. Оклеивание картона бумагой, аппликация.

Расчет материала. Разметка деталей с помощью шаблонов, линейки, угольника, циркуля (по образцу, графическим изображениям).

Изготовление плоских и объемных поделок.

Планирование и организация деятельности учащихся.

Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям для работы.

Примерный перечень поделок: игрушки, открытки, сувениры, картины.

Основы художественной обработки различных материалов.

Безопасность и гигиена труда при работе с бросовым материалом.

Первоначальное знакомство с простейшими способами художественной обработки кожи, ткани, губчатых материалов; обработкой заготовок; резанием и сгибанием проволоки, фольги.

Приёмы моделирования, сборки деталей, декорирования изделий кожей, салфетками, обоями, стружкой и т. д. Варианты и последовательность работы в технике изонити. Моделирование узоров и тематических композиций.

Знакомство с инструментами для обработки разных материалов. Использование приспособлений, облегчающих труд. Выработка навыков работы с инструментами и приспособлениями. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.

Планирование и организация деятельности учащихся.

Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям для работы.

Примерный перечень поделок: сувениры, картины, плетение, декорирование изделий различным материалом.

Нетрадиционные способы обработки материалов.

Безопасность и гигиена труда при работе.

Знакомство с нетрадиционными приемами обработки материалов и декораторскими приемами, оригинальными декоративными техниками.

Открыть новые нестандартные решения задач (вторичное использование бумаги, ниток, кожи, тестопластика, использование предметов, бывших в употреблении).

Знакомство с инструментами и приборами для обработки материалов (спиртовка, клеящий пистолет, пробойники). Использование приспособлений, облегчающих труд (палочки, штампики, крючки и т. д.). Выработка навыков работы с инструментами и приспособлениями, приборами.

Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, приборами. Безопасность и гигиена труда при работе.

Окрашивание материалов. Знакомство с красителями, отделочными материалами, техническими решениями.

Способы соединения, аппликация.

Расчет материала. Изготовление шаблонов для поделок и изонити.

Изготовление объемных и плоских поделок.

Планирование и организация деятельности учащихся.

Примерный перечень поделок: сувениры, картины, декорирование подарков различным материалом и различными способами.

Контроль.

Участие в школьных, городских, региональных выставках. Проведение персональных выставок участников изостудии.

Содержание занятий.

Введение в учебный курс. Цель и задачи на год. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Поделки из природного материала (10 часов).

Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.

Ознакомление с природным материалом: палочками, мхом, листьями, ракушками, семенами, крылатками клена, талашом, соломой, шишками.

Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, горячего клея, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, сворачивания, сгибания, скручивания материалов. Окрашивание материалов.

Поделки из бумаги и картона (19 часов).

Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по шаблону, моделирование по представлению. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки. Окрашивание бумаги и картона.

Поделки из различных материалов (22 часа).

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.

Санитарно-гигиенические требования к бросовым материалам.

Рассматривание образцов поделок. Объяснение преимуществ этих поделок. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Практическая работа: изготовление и поделок из прищепок, коктельных палочек, фетра, веревки, пряжи, бус, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Работы в технике изонити. Моделирование узоров и тематических композиций.

Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея ПВА, «Момент», «Дракон», горячего клея, проволоки и ниток.

Использование в декорировании поделок бисера, стекляруса, лоскутков кожи и ткани, блестящей пудры, красок, старых предметов.

Нетрадиционные способы обработки материалов (14 часов).

Информация познавательного характера и видах декоративно-прикладного искусства, о сведениях об используемых материалах. Ознакомление с нетрадиционными техниками декорирования предметов, обработки материалов. Традиционный декупаж. Объемный декупаж. Новые возможности декупажа.

Практическая работа: декупаж из салфеток, наклеивание, отделка работ лаком, фломастерами, красками. Работа с горячим клеем, упаковочным картоном. Подготовка и отделка основы. Вырезание. Наклеивание. Знакомство с отделочными материалами: лак, состав для кракелюра.

Материалы, инструменты, приспособления.

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

Природный материал: ракушки, желуди, семена, мхом, талашом, соломой, шишки,, листики разных деревьев, веточки виноградных гроздьев.

Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.

Ткань, иголка, крючок для вязания, дырокол, штампики.

Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий, блестящая пудра, блестки.

Нитки для вязания ярких цветов; нитки капроновые, шнур.

Бросовый материал: коробки, компьютерные диски; кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички, самоклеящаяся бумага, обои.

Клей ПВА и «Момент», «Дракон», горячий клей.

Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.

Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.

При работе бывают нужны пробойники, шило, пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки, подкладная доска, клеевой пистолет, иглы, формы для выдавливания.

Для разглаживания ткани необходим электрический утюг.

Молдинг раной ширины и фактуры для рамок, рамки деревянные, пластмассовые.

Литература.

• П. Н. Черутти «Декупаж» декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство. Изд. НИОЛА-ПРЕСС

• Г. Н. Чаянова Соленое тесто. Изд. Дрофа-плюс, 2005 г.

• Перевод с английского Л. Я. Гальперштейна Наши руки не для скуки. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. Москва «РОСМЭН» 1996 г.

• Макраме и фриволите. СПб: ООО «Золотой век» 1998 г.

• О. Воронова лучшая книга для домашнего декоратора. Москва. Эксмо

2008 г.

• И. М. петрова Объемная аппликация СПб. «Детство пресс» 2001 г.

• К. Милан «Удивительные прищепки». ООО «Издательство «Аркаим»

2006 г.

• П. Педевилла Волшебный мир прищепок. ООО «Издательство «Аркаим»

2006 г.

• Е. Н. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. г. Армавир 2008.

• И. Вурст Веселое настроение. ООО «Издательство «Аркаим» 2006 г.

• Журналы Коллекция идей, Я-дизайнер.

• CD Самоделкин-2

• Н. С. Чернякова Уроки детского творчества «Родничок» г. Тула 2002 г.

Публикации по теме:

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью Содержание. I. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка. • Введение. • Адресность программы. • Цель и задачи реализации Образовательной.

Конспект интегрированного занятия «Игрушки» с использованием АМО для слабослышащих детей Ход занятия: Организационный момент -Ребята, привет! (Данил – здравствуйте) -привет. (СОП,различение имён детей на слух). Педагог называет.

Конспект музыкально-ритмического занятия «Музыкальные инструменты» для разновозрастной группы глухих и слабослышащих детей Тема: Музыкальные инструменты Цели: развитие слухового восприятия, фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, формирование.

Методическая разработка музыкального занятия для слабослышащих детей старшей группы «Марш, вальс, полька» Пояснительная записка. Музыкальное занятие предназначено для слабослышащих детей старшей группы (возраст 5 лет) коррекционных образовательных.

Модели включения глухих и слабослышащих детей в среду слышащих В ДОУ была организована работа смешанных групп детей с пониженным слухом и детей с ФФНР, это служило примером реализации комбинированной.

Презентация «Развитие творческих способностей детей посредством организации изостудии «Фантазия» Развитие творческих способностей детей посредством организации изостудии «ФАНТАЗИЯ»Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут.

Программа дополнительного образования изостудии «Разноцветные ладошки» ПРОГРАММА дополнительного образования изостудии «Разноцветные ладошки» Разработала: воспитатель СЕНЧЕНКО Валентина Викторовна, МБДОУ «Детский.

Рабочая программа изостудии МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

Сценарий дня здоровья для глухих детей и слабослышащих «Марафон здоровья» .

Сценарий праздника 8 Марта «Конфетное дерево» для глухих и слабослышащих дошкольников Ведущая 1: Сегодня у нас так уютно, как дома! Смотрите, как лиц много в зале знакомых! К нам гости пришли - рады видеть всех вас! И праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа изостудии для глухих и слабослышащих детей «Творчество и мы»
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 14:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД