Ирина Просина
Сенсомоторный коврик «Детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское дидактическое пособие
Сенсомоторный коврик «Детский сад»
Разработала учитель-логопед МБДОУ д/с № 5 Просина Ирина Анатольевна
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное и моторное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.
Задачами сенсомоторного развития является :
- Развитие мелкой моторики рук;
Публикация «Сенсомоторный коврик „Детский сад“» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2014
- Развитие координации движения кистей рук;
- Формирование о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, тактильные.
Организовывать сенсомоторное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства.
Развитие мелкой моторики достигается разными путями: включением движений рук по предмету в процессе его восприятия и обследования (выделение его свойств и качеств); движениями рук в воздухе, рисунке, лепке, аппликации; постукиванием пальцами по столу, ладони, передающим ритм прослушанного музыкального произведения; поглаживанием пальцами и ладонями поверхности предмета и объекта и др.
Полезно проводить пальчиковые игры. Можно включать и массаж пальцев обеих рук.
В практике используются разнообразные игры и упражнения нанизывание бус, шнуровка, пазлы, мозаика и многое другое.
Вышеуказанные методы и приемы сенсомоторного развития актуальны для детей с нормой развития. Сегодня здоровье детей – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. Статистика Министерства здравоохранения показывает, что от 70 до 80% обследованных детей имеют нарушения психосоматического характера. В эту группу входят и дети с различными речевыми нарушениями
Наукой и практикой доказано, что дети, нуждающиеся в логопедической помощи, плохо запоминают цвет, величину, форму, плохо ориентируются в пространстве, не умеют пользоваться ножницами, штриховать, обводить фигуры. Исходя из этого, вопрос сенсомоторного развития таких детей всегда является актуальным в коррекционной работе.
Работая учителем – логопедом на логопедическом пункте в детском саду, я столкнулась с известными проблемами сенсорного и моторного развития дошкольников. Пришла к выводу, что необходимо искать новые, эффективные пути разрешения данной проблемы. Одним из выходов стало разработка и изготовление специального сенсомоторного коврика, который дает не только огромный простор для развития мелкой моторики пальцев рук; знакомства с цветом, формой, величиной, но и решение многих других речевых задач.
Сенсомоторный коврик «Детский сад» предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения в подготовительной группе, а также для воспитателей и родителей.
Сенсомоторный коврик представляет собой сюжетное полотно с липучками, пуговицами, шнурками, кнопками и различными нашитыми деталями, выполненными из тканей разной фактуры и цвета. К коврикам прилагаются наборы дополнительных деталей («игрушки»). Детали снабжены липучками, петельками, кнопками. Их можно прикрепить в разных местах коврика, перемещаясь по нему, в зависимости от того, какая игровая задача стоит перед ребенком.
Каждая игровая зона сенсомоторного коврика имеет свои цели и задачи.
ИГРОВОЙ КОВЕР
Базовое начало. Игрушки разбросаны по коврику
Процесс игры: - логопед предлагает навести порядок в игровой комнате;
- логопед предлагает украсить края коврика (шнуровка цветными шнурками).
ГОРКА
Игровая задача: уметь определять название «игрушек» по родам
Процесс игры: логопед предлагает ребенку «покатать игрушки» на горке, с учетом того, что на синюю дорожку нужно поместить «игрушки», в названии которых слово обозначает мужской род, на красную дорожку- женский род, на желтую дорожку- средний род
Цель игры: развитие речи, развитие концентрации внимания, развитие мелкой моторики, умение определять слова по родам
КОМОД
Игровая задача: уметь определять количество слогов в словах
Процесс игры: логопед предлагает ребенку «разложить игрушки» в ящики комода, в зависимости от того, сколько слогов содержит данное слово
Цель игры: развитие речи, развитие координации движений, мелкой моторики, внимания, развитие зрительного анализа, умение определять количество слогов в словах
ПОЛКА
Игровая задача: уметь дифференцировать звуки
Процесс игры: Логопед предлагает ребенку «расставить игрушки» на верхнюю и нижнюю полки, в зависимости от дифференцируемых звуков
Цель игры: развитие речи, развитие навыка дифференциации, развитие мелкой моторики, развитие концентрации внимания
КОРЗИНЫ ДЛЯ ИГРУШЕК
Игровая задача: уметь различать согласные звуки в словах по твердости и мягкости
Процесс игры: логопед предлагает сложить в корзины синего и зеленого цветов «игрушки», в названии которых данный звук является либо мягким, либо твердым
Цель игры: развитие речи, развитие мелкой моторики, умение различать согласные звуки по мягкости и твердости, закрепление названия цвета, развитие внимания
ДИВАН
Игровая задача: уметь определять последовательность и количество звуков в слове, уметь выполнять звуковой анализ слова
Процесс игры: на спинке дивана появляется «игрушка», логопед предлагает ребенку назвать эту игрушку, определить последовательность и количество звуков в ее названии, и составить схему слова, обозначая звуки цветовыми символами
Цель игры: развитие речи, развитие фонетических способностей, воспитание устной речи, умение проводить звуковой анализ слова, умение определять последовательность и количество звуков в слове, развитие мелкой моторики, внимания, закрепление цвета, развитие математических способностей
СТОЛЫ
Игровая задача: уметь определять место звука в слове
Процесс игры: Логопед предлагает ребенку найти на коврике «игрушки», в названии которых данный звук находится в начале слова, в середине и в конце слова, и соответственно расположить их на столах с соответствующей схемой
Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики, концентрации внимания, умение определять место звука в слове
СТУЛЬЯ
Игровая задача: уметь считать «игрушки», стулья, уметь называть основные и оттеночные цвета, уметь сопоставлять цифру с количеством предметов
Процесс игры: логопед предлагает ребенку
- «посадить игрушку» на стул красного цвета (синего, коричневого и т. д.)
-«посадить» на стулья столько «игрушек», сколько пальцев у человека на одной руке, (столько, сколько звуков в слове «мама» и т. д.)
- «посадить» на стулья только те игрушки, в названии которых есть звук «З» («Ж», «Ш» и т. д.) в начале слова (в конце слова, в середине слова)
Цель: развитие речи, активизация словаря, развитие мелкой моторики, развитие концентрации внимания, мышления, нахождение звука в названии предмета, определение его места в слове, автоматизация звуков в словах, предложениях, закрепление навыка счета, основных и оттеночных цветов
КАРМАН С УГОЩЕНИЯМИ
Игровая задача: уметь соотносить предметы по смыслу, употреблять родительный падеж существительных
Процесс игры: логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Кого чем угостим», для этого нужно достать из кармана по одному угощению и найти ту «игрушку»,которая любит это лакомство, или наоборот, достать все лакомства и предложить ребенку рассортировать животных, которые будут угощаться
Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики, внимания, мышления, расширение словарного запаса, употребление в речи родительного падежа существительных, соотношение предметов по смыслу
БАССЕЙН
Игровая задача: уметь выделять предметы из множества по какому- либо признаку, уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать
Процесс игры: логопед предлагает ребенку опустить в бассейн только те «игрушки», которые могут плавать или удерживаться на воде
Цель: развитие речи, развитие умственных способностей, умение анализировать, сравнивать предметы, развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, умение группировать предметы по какому- либо признаку
КАРТИНА
Игровая задача: уметь складывать картинку из нескольких кусочков её рисунка
Процесс игры: логопед предлагает ребенку сложить картину по лексической теме «Осень» («Лето»,»Весна», «Зима») из нескольких кусочков рисунка
Цель: развитие связной речи по лексическим темам, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, развитие мелкой моторики
Учитель-логопед МБДОУ д/c № 5
Просина Ирина Анатольевна
Ст. Павловская