МААМ-картинки

Бабушки и дедушки в жизни ребёнка. Какова их роль?

Ромашова Елена Владиславовна
Бабушки и дедушки в жизни ребёнка. Какова их роль?
▼ Скачать + Заказать документы

Бабушки и дедушки в жизни ребенка. Какова их роль?

Мне 5. Зима. Я просыпаюсь….за окном ещё темно…. мне тепло и уютно…. свет горит в кухне, потрескивают дрова в русской печке, а отблески пламени пляшут на стене. Бабушка печет оладушки. Я зажмуриваю глаза и сладко потягиваюсь….

Соскакивая, бегу на кухню и вижу свою любимую бабушку, такую добрую, сосредоточенную, в платочке и фартуке…. Она тихо радуется мне, крестится на икону и пододвигает тарелку с оладьями.

А дед? Он уже во дворе, строгает деревянную заготовку и завитушки весело летят в разные стороны, это будут полозья для салазок, а может что то ещё нужное в простом крестьянском хозяйстве….

Публикация «Бабушки и дедушки в жизни ребёнка, Какова их роль?» размещена в разделах

Мне 7. Сидим на кухне с дедом, он смотрит сосредоточенно и изучающе на меня, я с долей неуверенности, детской непосредственной суетливостью на него…. молчу…. Вдруг дед говорит: «Хочешь потрогать мою голову?» С немым страхом тяну свою руку к голове и ощущаю плотные бугры-рубцы. «Это осколки» - говорит дед - «Посекло меня немного». Вот так впервые я поняла, что такое война и ранение, интуитивно, без дальнейших объяснений.

Мне 17. Вот я на концерте, в Ленинграде, вижу другую бабушку, в бусах из янтаря, с макияжем на лице и с внучкой…. Обе светятся, радуются друг другу и восхищаются мелодиями Джаза! Переглядываясь друг с другом, рукоплещут исполнителям и кричат: «Браво»! У меня «культурный шок». Ничего себе – бабушка!

Какие же могут быть разные и необыкновенно прекрасные наши бабушки и дедушки! Это подарок судьбы…

Окунёмся в историю….

Раньше семьи были патриархальными и состояли, из нескольких поколений: прадеды, деды, молодые и их дети… чаще всего все жили под одной крышей, общим хозяйством. Молодым родителям как более сильным и выносливым приходилось больше заниматься хозяйственными делами – отец с утра до вечера работал, а мать хлопотала по хозяйству. В отношении детей от них требовалось проявлять любовь и заботу, добывать им хлеб насущный, приучать к труду. А воспитанием больше занимались бабушки и дедушки. Мало что изменилось с тех пор…

Какова же роль современных бабушек и дедушек в жизни внуков?

Прежде чем начать рассматривать вопрос о роли современных бабушках и дедушках в воспитании внуков, нужно отметить, что в отечественной психологии рассматривается почему то только роль бабушек, хотя мужчины тоже доживают до пенсионного возраста. Да и для того, чтобы стать дедушкой, вовсе не обязательно дожидаться пенсионного возраста, дети могут подарить внука гораздо раньше. Конечно, следует признать, что в основном женщины (бабушки, выйдя на пенсию, главную цель теперешней своей жизни видят в помощи своим детям (это связано, в частности, с тем, что бабушки живут дольше, чем дедушки, оставаясь одинокими).

Старшее поколение всегда остаётся — носителем и хранителем семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца. Этому способствует психологическая свобода, которой обладает старшее поколение, ведь они вырастили своих детей и стали мудры; достигли определённого статуса и достатка. Дедушки и бабушки во все времена отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, знаний, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости, или молодого эгоизма.

«Бабуля», «дедуля» - такие нежные, проникновенные и ласковые слова, так приятно их слышать от внуков! Нежные детские ручки обвивают твою шею и с доверчивостью смотрят в глаза! Кто же тут «не растает»?

Для маленького человечка - это близкие и родные люди, способные помочь, поддержать и дать добрый совет. У взрослого поколения всегда найдется время, чтобы помочь забрать внуков из садика, посидеть над уроками, поиграть, погулять, расширить их кругозор, читая книги, рассказывая истории из жизни; сделать вкусности и побаловать детей.

Положительное влияние бабушек и дедушек на внуков и наоборот:

Дедушка и бабушка могут взять на себя заботы о ребёнке, пока мама и папа на работе или в отъезде: в командировке, курсах повышения квалификации.

Они более терпеливы и снисходительны к шалостям, мелкому хулиганству и проказам детей.

Им менее свойственна гневливость, агрессивность в общении, сдержанность.

Общение с пожилыми родственниками расширяет социальные круг ребёнка, он учится взаимодействию с теми, кто намного старше его.

Кто как не бабушка и дедушка рассказывают внуку о семейных ценностях и традициях, покажут фотографии родственников? Так у ребёнка сформируются представления о жизни людей в разное историческое время и заложатся представления о связи между поколениями, истории семьи. Часто бабушки и дедушки помогают внукам составить генеалогическое или семейное древо рода.

У дедушки и бабушки внуки никогда не останутся голодными! Здесь учтут все вкусы и пристрастия детей, постараются угодить: «Блинчики хочешь? Пожалуйста!», «А вот твои любимые пирожки!», «Что тебе приготовить?» и т. п. А иногда на выбор предлагается сразу несколько блюд.

Внуки часто бывают похожи на прародителей внешне и внутренне, нередко детей называют их именами. А это уже родовая связь нескольких поколений. Поэтому можно сказать, что между бабушками, дедушками и внуками есть ментальная связь, родовая связь.

Возможно и то, что старшее поколение личным примером может способствовать развитию и формированию у детей идей народных, национальных традиций и веры. Дети очень чувствительны к этому.

Бабушки и дедушки прекрасные лекари, за годы жизни, они приобрели мудрый и выстраданный опыт лечения множество простудных и других заболеваний.

Бабушки и дедушки часто бывают прекрасными огородниками и садоводами, они приучают внуков к труду, дают много познавательного материала: что и где растет, зачем поливать, рассказывают о растениях, какие инструменты помогают в работе, что ими можно сделать и т. п. Тут и конечно, неоценимо общение ребёнка с природой и свобода, «воля вольная», которая может только быть на природе!

Бабушки и дедушки встретят, проверят уроки, помогут их выполнить, подстрахуют и проконтролируют детей, когда те идут или возвращаются из школы, а может приведут или отведут на какой –либо кружок, тренировку, секцию и т. п.

Дети часто доверяют бабушкам/дедушкам свои секреты, потому что те умеют слушать и слышать. При этом можно не бояться наказания и осуждения. Бабушки и дедушки берут на себя роль психологов. Дети, у которых доверительные отношения с прародиетелями, вырастают творческими и уверенными в себе людьми.

Бабушки надежнее любой няни! Стариков скорее устраивает роль любящих и балующих бабушек и дедушек, восполняющих внукам тот недостаток ласки, внимания, который не успевают дать родители.

Причем, ситуация, в которой бабушки и дедушки берут на себя задачу эмоциональной компенсации, выгоднее старикам, чем их детям: она не предполагает никакой ответственности, никаких обязанностей, но дает массу возможностей участвовать в воспитании так, как хочется, плюс положительные эмоции и энергетика исходящая от детей!

И самое важное – это те позитивные эмоции и та безусловная любовь, которую испытывают к своим внукам прародители, радость от того, как они растут и учатся. Интересные семейные истории и легенды, сказки из уст бабушки или дедушки кажутся внукам интереснее и загадочнее, чем те же самые, которые расскажут родители.

.

Можно бесконечно долго перечислять, то положительное, что делают для внуков прародители! Причем у каждой семьи, это будет нечто своё. Бабушкам и дедушкам всегда легче живётся, если внуки рядом, она «заряжают» их положительной энергией.

Существуют стадии «прародительства»

Первая стадия: группа молодых бабушек/дедушек, с 47 лет по 51 год. Этот возраст совпадает с ее активной трудовой деятельностью. Однако они берут на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей. В большинстве случаев молодые прародители работают, редко проживает одиноко. Внутри группы молодых бабушек/дедушек существуют различия, которые зависят от того, имеют они внука от сына или от дочери. Во первых, бабушки/дедушки, имеющие внуков от сыновей 2 раза реже видятся с ними. Во вторых, они предпочитают не вмешиваться в процесс воспитания. Их попытки повлиять на него часто ведут к конфликтам с невесткой. По частоте контактов и условиям проживания, то внуки от дочерей «ближе», чем от сыновей, прародители больше вовлечены в их жизнь. Они более активны, считают, что их главная роль – воспитывать внуков, помогать по хозяйству. Те же, кто имеет внуков от сыновей, чаще стремятся продолжать свою профессиональную деятельность, путешествовать.

Молодые прародители, оказав помощь детям в первые годы жизни внука в уходе за ним, в дальнейшем не перестают помогать в хозяйственно бытовых делах, в уходе за ребенком, хотя объем выполняемых обязанностей уменьшается.

Вторая стадия: начинается после того, как внук достигает 10–11 лет, а бабушка/дедушка в возрасте 58–62 лет переходит в группу старых. Если они имеют несколько внуков, то часто остается в группе молодых до тех пор, пока младшему не исполнится 10–11 лет. Старые бабушка/дедушка уже в меньшей степени помогает семье взрослых детей, количество ее обязанностей по отношению к внукам сокращается. Она уже заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит одну из основных ролей в семье. На этой стадии перестает играть большую роль факт, от кого внуки – от дочери или сына. Появляется новый вид общения с внуками, отпадает роль ухаживающего за ребенком, хотя роли воспитателя, учителя сохраняются.

Третья стадия «прародительства»: начинается тогда, когда вырастают внуки. У взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами начинают нуждаться в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит перемена ролей: теперь внуки всячески помогают старикам.

В Книге Притчей Соломоновых, глава 17, стих 6 говорится - Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их. Очевидно, что быть бабушкой и дедушкой - это благословение от Бога. Однако, с этим благословением приходят и обязанности.

За много лет наблюдений и исследований разными психологами – учеными (американскими, русскими) можно выделить такие архетипы бабушек и дедушек, в зависимости от выполняемой ими внутрисемейной роли:

бабушка/дедушка – «глава семьи» - они считают, что их опыт и возраст дают право распоряжаться жизнью не только внуков, но и всей семьи. Они вмешиваются во все дела, навязывает своё мнение по любым вопросам, родителям бывает тяжело отстаивать своё мнение и свой взгляд на современное воспитание детей. ;

бабушка/дедушка – «контролёр/смотритель» - требуют от родителей ежечасный отчёт о том, как ребёнок поспал, поел и сходил на горшок, мыл ли руки перед едой и пр. Все действия мамы и папы они обязательно подвергнут критическим замечаниям;

бабушка/дедушка – «подружка/друг; напарники» - разделяют игры и увлечения внуков; снисходительно относится к шалостям и проказам, имеют с ними свои маленькие секреты и тайны, но такое «воспитание» ведет к «двойственности натуры» ребёнка;

бабушка/дедушка – «воскресные родственники/формальные» - они не принимают участия в воспитании внуков, либо озабочены профессиональной деятельностью, своими увлечениями, хобби и т. п. Строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли бабушки-дедушки, гордятся новым достижениями внуков, хвастаются знакомым, показывают всем фотографии внуков, принимают участие в семейных торжествах, связанных с детьми, покупают дорогостоящие игрушки, открывают на имя внука счет в банке, но в повседневных заботах участвуют мало;

бабушка/дедушка – «наседка/опекун» - стараются оградить ребёнка ото всех опасностей в мире, предупреждают каждый шаг малыша, ограничивают его познавательный интерес;

бабушка/дедушка – «творческие/заряд шуток» – организуют отдых и досуг внуков, играют с ними, читают, водят на кружки, берут на каникулы и праздники, получают от этого удовольствие;

бабушка/дедушка – «приёмные родители/суррогатные родители» - берут на себя ответственность и заботу о внуках, заменяя собой реальных родителей, когда те еще слишком молоды, или слишком поглощены работой, или устройством личной жизни, или больны алкоголизмом, наркоманией, другим серьезным заболеванием;

бабушка/дедушка – «жертва» - эти и рюкзак у внука заберут, и место ему в автобусе уступят, и с ложечки его накормят, только бы любимому дитятке хорошо было!;

бабушка/дедушка – «источник семейной мудрости/советчики/учителя» - эти прародители осуществляют связь с семейными корнями, передают внукам свой опыт, представление о жизненных ценностях, учат традициям или просто выпиливать по дереву, учат рыбачить, возится в гараже с техникой, ухаживать за растениями, готовке, берт с собой на дачу, рассказывают семейные истории;

бабушка/дедушка – «палочка-выручалочка» - всегда придут на помощь, выполнят все поручения в отношении внуков, следуют родительским правилам воспитания, готовы подстраховать своих взрослых детей в напряженный момент, но приходят только тогда, когда их об этом просят;

бабушка и дедушка– «слишком занятые/отстраненные/далекие» – это бабушки и дедушки, редко взаимодействующие с внуками; включаются в реальную жизнедеятельность семьи детей. Им трудно "смириться" с ролью бабушки, дедушки, которая ассоциируется с понятием "старые". Они заняты в производстве, офисе, фирме - много работают.

В жизни роли могут быть смешанными и по мере взросления внуков и прародителей приоритетность этих ролей может меняться. Добавим к этим житейским типам ещё и темперамент, характер, стиль взаимоотношения и получим строгих, добрых, всезнаек - интеллектуалов, молчаливых, балагуров, деловых бабушку и дедушку и т. п.

Познакомившись с архетипами мы видим, что наши дорогие бабушки и дедушки не идеальны!

Во-первых, в наше время многие прародители продолжают успешно трудиться и времени на внуков остаётся не так уж и много.

Во – вторых, в пожилом возрасте заостряются некоторые черты личности, которые были присущи человеку и раньше, но в меньшей степени. Осторожность перерастает в тревожность, мнительность, бережливость – в скупость, необщительность – в замкнутость, часто теряется здравый смысл, логика рассуждений и т. д. И все это может транслируется на внуков в гипертрофированном виде!

В – третьих, как бы не был велик и разнообразен опыт бабушек и дедушек, они не смогут быть истиной в последней инстанции. Ответственность за жизнь и здоровье ребенка несут родители и только они могут принимать решения в отношении него. Если бабушку и деда просят что-то не делать (чем-то не кормить, не кутать, не покупать, не пускать, не потакать сиюминутным капризам, не идти на поводу «маленьких хитрецов») — пусть примут ваши слова во внимание - этим они принесут пользу всей семье.

В - четвертых – многие бабушки и дедушки загружены хозяйственными заботами: содержат огород, сад; обслуживают всю семью из трёх поколений! Поэтому бабушке проще самой быстренько нарезать салат, протереть пыль, самой полить цветы, помыть пол и посуду, нежели проконтролировать, как с этим справится малолетний внук. В итоге ребёнок привыкает к опеке и не стремится обслуживать себя сам.

В – пятых, как бы ни любили бабушки/дедушки своих внуков, как бы ни старались сделать для них всё, что те пожелают, некоторые их действия не приносят ребёнку пользы.

Поэтому влияние бабушек и дедушек не всегда бывает положительным. Часто это бывает гиперопёка. Вот примеры цитат, которые могут привести к негативным последствиям:

«У бабушки всё можно» - часто бабушки пренебрегают методами воспитания мамы, разрешают то, что бывает запрещено дома. Здесь речь идёт о разных подходах воспитания, запретах, которые могут стать причиной для конфликтов в семье, негативно отразятся на поведении ребёнка! Например, можно съесть много сладостей; долго смотреть мультики, поздно лечь спать и пр. Такая линия поведения приводит к капризам, непослушанием дома, вседозволенности.

«Чем бы дитя ни тешилось» - когда старшее поколении излишне балует ребёнка, позволяет помыкать ему собой; покупает дорогие игрушки, выполняют любой каприз. Это приводит ребенка к безответственности, инфантилизму.

«А у бабушки лучше» - бабушки/дедушки хотят быть авторитетнее родителей и часто подначивают внуков: «У меня и пирожки вкуснее!», «Папа твой так не умеет!», «Где твоей маме такое сделать?» и прочее.

«Пока не доешь, из-за стола не выйдешь» - это целая эпопея, чтоб внук был сытым, рос здоровым и большим! Но, к сожалению, это приводит к перееданию и проблемам желудочно-кишечного тракта.

«Как бы чего не вышло» - повышенная тревожность чаще бабушек, чем дедушек приводит к тому, что ребёнка ограничивают во всем. «Не ешь снег – простудишься!», «Не бегай быстро – упадёшь!», «Девочки не лазают по деревьям!» и т. п. А это ведет к лишению возможности познать мир и научится на собственных ошибках. Стать более самостоятельным.

«Давай тебя одену» - с ребёнка сдувают пылинки, ограждают от любых трудностей. Гиперопека никому не приносила пользы, такая позиция ведет ребёнка к инфантильности, безответственности и несамостоятельности, неумению справляться с трудностями и проблемами в жизни.

Есть и другие цитаты. Если вас, как родителей, что-то не устраивает в поведении бабушки или дедушки по отношению к ребёнку, нужно обязательно поговорить с ними об этом, чтобы не доводить дело до открытого конфликта. Конечно, выяснять такие вещи нужно без присутствия внуков.

Советы родителям:

1. Обозначить границы в воспитании внуков. Проговорить фразу: «Я не против вас, я за себя». Так обозначается граница семьи. Например, договоритесь, что все претензии озвучиваются, когда ребёнка нет рядом; обсудите, как вести себя при истериках: успокаивает только один человек; нельзя давать много сладостей, смотреть телевизор допоздна и т. п.

2. Благодарить бабушек и дедушек за то, что они много делают для ваших детей, и при этом устанавливать свои правила. У бабушки/дедушки свой мир, в который вхожи ваши дети. Два разных мира – это здорово для развития личности ребенка.

3. Если вы живёте под одной крышей, выработайте общую стратегию воспитания.

4. Поделить ответственность между родителями и бабушками, дедушками.

5. Не делать ребенка единственным смыслом жизни!

6. Напомнить бабушке и дедушке, что они тоже были молодыми и допускали ошибки!

7. Поясните, что советы нужны тогда, когда вы их попросите.

8. Заранее предупредите бабушку и деда, что можно вашему ребёнку и что нельзя, что допустимо, а что нет и почему!

9. Пояснить, что бабушка и дедушка не прислуга для ребёнка!

10. Крайняя мера, если ничего не помогает – временно ограничить влияние бабушек и дедушек.

Итак, подытожим все выше сказанное. Старшее поколение дает ребенку уверенность. Главная функция бабушек и дедушек – баловать, поддерживать, принимать внука таким, какой он есть. Дедушка с бабушкой отражают ребенка: им нравится за ним смотреть, наблюдать за его развитием. Они с необычайным вниманием проживают многие воспитательные моменты, не торопят время, ценят каждый миг общения с внуками. Родителям хочется побыстрее, а бабушки-дедушки наслаждаются процессом. Они могут очень поддерживать детей и внуков. И ребятишки в полных семьях, где есть любящие бабули и дедули, более спокойные и менее тревожные.

Время идёт…. Меняются подходы и методы воспитания, которые были приняты несколько лет назад, они значительно отличаются от современных. Сейчас многие «молодые» бабушки и дедушки владеют информационно-коммуникационными технологиями. Хотя совсем престарелым бабушкам и дедушкам нужна помощь. Дети и внуки, стараясь усовершенствовать жизнь своих бабушек и дедушек, покупают им гаджеты, пытаются выучить их правилами использования мессенджеров, но не доверяют им. Старшее поколение категорически не стремится познавать «блага человечества». Взрослые люди годами формировали модель своего мира. При введении в него чего-то нового происходит ступор. Вот тут как раз и вступает в жизнь обратная связь. Внуки могут оказать неоценимую помощь с знакомстве с ними или в практическом овладении этими средствами.

В мире существует еще и такой праздник, как День бабушек и дедушек, который в настоящее время отмечается в более чем 30 государствах мира, в том числе и в России. Его цель — показать старшему поколению его важность и значимость для внуков. Кстати, у этого торжества нет утвержденной точной даты. Поэтому оно везде отмечается в разное время.

НО! В Российской Федерации это 28 октября. В нашей стране эта дата постоянная и не меняется от года в год. К тому же выбрана она неслучайно, ведь именно в конце второго осеннего месяца у древних славян отмечались Осенние Деды — праздник, призванный укрепить связь с предками и объединить все поколения.

Таким образом, вы можете ежегодно поздравлять дорогих и горячо любимых бабушек и дедушек 28 октября. Это может быть любой день недели, но несмотря на рабочий день, постарайтесь найти время и навестить родителей своих мам и пап.

Интересно, что в России еще отдельно также отмечают День бабушек (26 мая) и День дедушек (22 января).

Публикации по теме:

Консультация для бабушек и дедушек «Бабушки и дедушки в семье»Консультация для бабушек и дедушек «Бабушки и дедушки в семье» Консультация для бабушек и дедушек «Бабушки и дедушки в семье». Цель: расширение контакта между педагогами и семьями воспитанников. Бабушки.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка»Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка» Культура обращения с книгой закладывается в семье. Всем родителям хочется, чтобы их дети были любознательными, и стремились к знаниям.

Консультация для родителей «В гостях у бабушки и дедушки»Консультация для родителей «В гостях у бабушки и дедушки» Воспитывая своего ребенка мы иногда допускаем ошибки,которые потом трудно исправить. Вы живете далеко от старших родителей,общение внуков.

Консультация «Роль животных в жизни ребёнка» Часть 1 Современное воспитание ориентирует детей в основном на освоение мира техники. В результате ребёнок чувствует себя частью технократической.

НОД «Бабушки и дедушки, поздравляем вас с праздником!» Коллективная работаНОД «Бабушки и дедушки, поздравляем вас с праздником!» Коллективная работа 1 октября во всём мире будет отмечаться Международный день пожилых людей. Этот праздник отмечается ежегодно с 1 октября 1991 года по.

Фотоотчет «Огород на окне «В деревне у бабушки и дедушки»Фотоотчет «Огород на окне «В деревне у бабушки и дедушки» Огород на окне. Фотоотчет. В нашей группе мы с детьми сделали небольшой огородик в деревне у бабушки и дедушки. Попросили родителей принести.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнкаРоль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Попова Валентина Роль сюжетно - ролевой игры в жизни ребёнка Игра - основной вид деятельности ребёнка, играя ребёнок познаёт и осваивает.

Стенгазета «С праздником вас, наши дорогие бабушки и дедушки!»Стенгазета «С праздником вас, наши дорогие бабушки и дедушки!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами идеей стенгазеты и поздравительных открыток для наших любимых и незаменимых бабушек.

Спортивный праздник «А ну-ка, бабушки! А ну-ка, дедушки!» Цель: Воспитание здорового образа жизни. Задачи: Продолжать приобщать детей к культуре здорового образа жизни через спортивные игры. Доставлять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Бабушки и дедушки в жизни ребёнка. Какова их роль?
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 20:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Бабушки и дедушки в жизни ребёнка. Какова их роль?» (включая файлы) размещена пользователем Ромашова Елена Владиславовна (УИ 2095267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД