Барьеры общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Ольга Федорян
Барьеры общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Общение привлекало внимание, социологов и философов. Среди них можно выделить таких, как А. Ф. Лазурский, Э. Берн, Г. Келли, Л. П. Буева, И. А. Зимняя, А. В. Мудрик, Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев и многие другие.

В настоящее время существует большое количество взглядов на природу и развитие барьеров в разных областях жизнедеятельности человека. Одной из таких областей является сфера общения. Изучением проблемы барьеров в процессе общения занимались такие ученые, как Б. Д. Парыгин, З. А. Нолиу, В. А. Кан-Калик, А. И. Китов, В. А. Лабунская.

В процессе взаимодействия людей возникают различные трудности, препятствия. Актуальность проблемы барьеров общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности.

Решение проблемы барьеров общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия барьеров и обширностью сферы их проявлений. З. А. Нолиу, раскрывая сущность барьеров общения, подчеркивает, что эти барьеры возникают тогда, когда особенности знаний, понимания и представлений о качествах каждого участника общения затрудняются или блокируют нормальное общение

На современном этапе развития образования, проблема увеличения числа детей с нарушением слуха, стоит достаточно остро. Проведённые в различных странах исследования показали, что 4-6 % детей имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. Из этого числа 2% детей имеют двустороннее снижение слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а 4 %- выраженную одностороннюю тугоухость.

Нарушение слуха влияет на всё психическое развитие ребёнка. В сложной структуре развития ребёнка с нарушенным слухом, наряду с первичным недостатком слухового анализатора, отмечается трудности коммуникации, преобладание невербальных средств общения над вербальными, что приводит к возникновению различных барьеров. Актуальность темы заключается в том, что идёт постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих распознать барьеры общения на ранних этапах их проявления, что будет способствовать оптимизации коррекционно-развивающей работы. В настоящее время к числу важнейших и актуальных задач сурдопедагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха различной степени, относится снижение барьеров, затрудняющих социальное общение.

Решающую роль в построении эффективного взаимодействия играет сложная структура дефекта ребенка, взаимосвязь первичного и вторичного отклонения, иерархия вторичных отклонений, обуславливающих появление различных барьеров. Наибольшее количество барьеров общения возникает в работе с детьми, имеющими нарушения слуха: нарушение средств коммуникации вызывает барьеры общения. Ведущим является фонематический барьер непонимания, обусловленный дефектами речи детей, искаженным грамматическим строем речи и т. д. Фонетико-фонематические нарушения у слабослышащих проявляются в резко выраженных затруднениях слуховой дифференциации многих звуков речи и нарушении звукопроизношения. Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих детей является несформированность грамматического строя. Усвоению многих грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия. Структура слухового дефекта обуславливает возникновение смыслового барьера, т. е. придание одному и тому же понятию, суждению разного значения. Стилистический барьер обусловлен несоответствием речи коммуникатора и ситуации общения; стиля речи и актуального психологического состояния ребенка. Суть логического барьера в том, что логика рассуждений сверстников слишком сложна для восприятия ребенка.

Огромную значение в общении детей с нарушениями слуха имеет роль субъективной догадки в восприятии сверстников, наделение теми или иными чертами личности. Без субъективной догадки всякое общение было бы парализовано, особенно при полной глухоте, лишающей возможности ориентироваться на интонацию и силу голоса.

Влияние эмоционального компонента в общении также велико: симпатия или антипатия, восхищение или недовольство и т. д. Прямое общение идет от реакции непосредственно на эмоциональные состояния партнера по общению. Это выражается путем изменения температуры и влажности рук, повышенной или пониженной энергетики движений, непроизвольного подрагивания пальцев. Дети с нарушениями слуха наиболее чувствительны к данным проявлениям.

Дети с нарушениями слуха избегают выхода за пределы социально обжитого пространства. Нежелание этого выхода вовсе не означает отказа от знакомства с новыми людьми. Это то пространство, в котором ребенок чувствует себя хоть сколько-нибудь уверенно, та сфера общения, где ребенок – центр эмоциональной заинтересованности. Большинство детей с нарушениями слуха вообще лишено социально обжитого пространства. Многие дети в домашних условиях оказываются на положении социального инвалида, неспособного к общению.

У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха существуют определенные проблемы при восприятии сверстников в процессе общения:

«Эффект ореола»- возникает своеобразно: когда кто-либо откликается на притязания детей они награждают их определенными чертами и соответственно себя с ними ведут. Яркий ореол сопровождает первое впечатление о человеке при знакомстве. Различают сверстников по характеру ореола и его оттенков: хороший - плохой, добрый – злой и так далее.

Проецирование в условиях дефицита информации проявляется сильнее. Зависит не только от дефицита информации, а в решающей степени от дефицита культуры, включающей в себя информацию.

Феномен идентификации с другим человеком своеобразно проявляется у детей с нарушениями слуха. Данный феномен срабатывает при общении со сверстниками. Дети стараются разделить их точку зрения, понять их изнутри, с их собственных позиций. У детей с нарушениями слуха идентификация может способствовать отказу от самого себя, самостоятельной жизненной позиции. Чаще это бессознательный выбор: лучше по возможности самим решать свои проблемы, чем смирно ждать, пока кто-то их решит.

Существует проблема классификации людей в процессе общения:

- нарушенное и «нормальное» общение. В ситуации нарушений слуха этот критерий весьма значим, он резко разделяет детей на две обобщенные категории. С одной стороны - заикающиеся, дети, страдающие глухотой, с другой - дети с незатрудненным общением. Возникает целый ряд специфических проблем взаимоотношения между этими двумя категориями.

- надежность – ненадежность. Можно или нельзя рассчитывать, полагаться в чем-то на сверстников, подведет – не подведет. Главная проблема у детей с нарушениями слуха - можно ли довериться партнеру по общению и насколько.

- отношение детей к собственному нарушению слуха, затрудняющему процесс общения.

- активность в общении. Дети делятся на пассивных и безразличных, замкнутых, закрытых, - и открытых, активных, инициативных. С первыми очень трудно придумать, чем бы их занять, как бы растормошить, расшевелить. Вторые сами организуют процесс общения.

Таким образом, проанализировав имеющиеся барьеры общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха можно сделать следующие выводы:

1. Ведущим у детей старшего дошкольного возраста является фонематический барьер непонимания, обусловленный дефектами речи детей, искаженным грамматическим строем речи и т. д.

2. Структура слухового дефекта обуславливает возникновение:

- смыслового (придание одному и тому же понятию, суждению разного значения);

-стилистического (несоответствие речи коммуникатора и ситуации общения; стиля речи сверстников и актуального психологического состояния ребенка);

-логического барьеров (логика рассуждений сверстников слишком сложна для восприятия ребенка).

3. Влияние эмоционального компонента в общении также велико: симпатия или антипатия, восхищение или недовольство и т. д.

4. В общении дети ведут себя особо сдержанно, в связи с наличием определенного дефицита информации.

5. Эффект ореола»- возникает у детей с нарушениями слуха своеобразно: когда кто-либо из сверстников откликается на притязания детей они награждают их определенными чертами и соответственно себя с ними ведут.

6. Проецирование в условиях дефицита информации проявляется сильнее, что характерно для детей с нарушениями слуха.

Литература:

Глава 1 Андреева Г. М. Социальная психология. М. ; Аспект пресс, 2001.

2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. М.: Владос, 2001.

3. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс…- Ростов н/Д,1991.

4. Суворов А. В. Вчувствоваться, вдуматься… О некоторых особенностях общения в ситуации глухоты. // Психологический журнал, 1995 Т. 16, №2 с. 152-163.

Публикации по теме:

Психо-и сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Важнейшим периодом интенсивного физического развития детей, развития отдельных органов и систем является дошкольный возраст. Ведущей системой.

Анализ методик изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Формирование связной речи у детей с речевыми.

Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста Основные положения Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста «Как можно нас называть по – разному?» Выбирается ведущий. Он становиться в круг. Остальные дети, представляя, что они это.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Картотека дидактических.

Комплексное занятие «На лесной полянке» для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Задачи: - Принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, положительно реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.

Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слухаМнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Гладченко Ольга Витальевна. Государственное.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Конспект занятия ппо развитию эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста Задачи: закрепление умений узнавать и называть эмоциональные состояния людей по их мимическим проявлениям, а так же адекватно выражать свои.

Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Праздники
Автор публикации:
Барьеры общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Опубликовано: 27 марта 2016 в 10:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия во второй младшей группе «Птицы — наши друзья»
Цели: приклеивание готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу; закрепление знаний о птицах. Задачи: учить детей выполнять...
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста. Игра – одно...
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним...
Игры на развитие грамматических способностей ребенка
Игры на развитие грамматических способностей ребенка. Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без...
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...