Ирина Николаевна Гульняшкина
Бережливые технологии для бережливого детского сада: возможности оптимизации образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед образовательными организациями постоянно возникают новые проблемы, решение которых делает очевидным такое управление, которое обеспечивало бы их адаптацию к динамично меняющейся окружающей среде.
Сегодня в ведущих отраслях экономики реализуются мероприятия по повышению производительности труда на основе внедрения бережливых технологий.
Бережливое производство (от англ. lean - постный без жира, стройный; в русской версии lean - лин, бережливое)
Публикация «Бережливые технологии для бережливого детского сада: возможности оптимизации образовательного пространства» размещена в разделах
Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить так называемые «издержки и в результате — повысить производительность труда, теперь применяются и в учреждениях образования.
Для координации деятельности по внедрению принципов бережливых технологий и их широкому распространению в регионе созданы : «Комитет по развитию региональных систем Правительства Кузбасса» АНО «Центр компетенций Кузбасса»
«Региональный центр развития медико-санитарной помощи Кемеровской области» - при Министерстве здравоохранения
Отдел проектной деятельности на базе ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово
Центр бережливых технологий в образовании
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО — концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.
БП предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
ГОСТ Р 56020 – 2014. Бережливое производство. Основные положения и словарь
Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации. Суть бережливых технологий в том, что в учреждении сокращаются так называемые «издержки» — то есть лишние действия сотрудников, непрофильная для них работа, и в результате повышается производительность труда.
В сферу образования бережливое управление внедряется относительно недавно, но уже имеет свою специфику, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Основная цель внедрения бережливых технологий в образовательной организации - оптимизация внутренних процессов, что позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг с максимальной ориентацией на потребителя.
Бережливые технологии в ДОУ - это, по сути, эффективное управление временем сотрудников. Использование их в работе открывает педагогу новые возможности сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на подготовку к профессиональной деятельности.
Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:
- Эффективной реализации федеральных государственных стандартов
- улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,
- повышению качества образования,
- обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
- сокращению временных и финансовых потерь,
- повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
- развитию образовательной организации.
Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению.
Методы и инструменты БП:
- 5 с
- картирование Картирование потока переводит данные о нем в визуальный формат, что позволяет проводить легкую коммуникацию между всеми участниками процесса улучшений, независимо от их специализации и профессии. Поскольку разные процессы могут иметь различные наборы характеристик и, соответственно, различные проекты улучшений - наборы целей, применяются различные типы карт. Чаще используются карты Блок-схемы: карта текущего состояния (мы рассмотрим ее на примере, карта целевого состояния и т. д.
- визуализация — это использование любых средств, которые информируют о том, как должна быть выполнена работа (маркеры пространства, цветовое обозначение, алгоритмы в картинках и т. д.)
- Диаграммы:
спагетти (диаграмма перемещений) - визуальное представление перемещений сотрудников в процессе выполнения работы на определенном участке. Цель этого инструмента – борьба с потерями от ненужных и длительных перемещений персонала или обучающихся.
Исикавы («рыбья кость») Такая диаграмма позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. Диаграмма способствует определению главных факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие рассматриваемой проблемы, а также предупреждению или устранению действия данных факторов.
Парето. Правило Парето — 80/20 (20 % усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата).
Диаграмма Парето — это упорядоченная нисходящая гистограмма, отображающая виды производственных дефектов, а также частоту их возникновения. Диаграмма Парето позволяет распределить усилия для решения проблем и выявить основные причины, с которых нужно начинать действовать. Является графическим отображением правила Парето
- 5 почему Пять почему — техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Основной задачей техники является поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса — «Почему?».
- Стандартная операционная карта (СОК) Документ, описывающий последовательность действий и приемов при выполнении операции.
- кайдзен
- канбан - …
ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты»
Рассмотрим некоторые инструменты подробнее.
Система 5С - система организации рабочего пространства, обеспечивающая безопасное и эффективное выполнение работ
Система получила название от первых букв пяти слов:
1. Сортируй.
2. Соблюдай порядок
3. Содержи в чистоте
4. Стандартизируй
5. Совершенствуй
Система 5С помогает быстро избавиться от накопившегося на производстве и в офисе хлама и исключить его появление в дальнейшем. Создать оптимальные условия для выполнения операций, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии для повышения производительности, предотвращения несчастных случаев. Предполагает: 1. Сортировка, удаление ненужного. 2. Соблюдение порядка, самоорганизация, определение для каждой вещи своего места. 3. Соблюдение чистоты, систематическая уборка. 4. Стандартизация процессов, операций. 5. Совершенствование порядка и дисциплина
Бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. Обучающиеся, находящиеся в атмосфере бережливой среды и формирующиеся в ней как личность, приобщаются к культуре бережливого производства и усвоят бережливый стиль мышления и образа жизни.
Для практики деятельности образовательной организации типичными являются следующие виды потерь:
1. Запасы: устаревшие базы данных и информация, избыточные архивы, незавершенные дела.
2. Дефекты: ошибки и пропуски в данных, непонятные требования, инструкции.
3. Перепроизводство: лишняя переписка, выполнение работы, не создающей ценности, подготовка ненужных отчетов в электронном и бумажном виде, изготовление лишних копий документов.
4. Излишняя сложность процессов, лишние шаги процессов: нечеткие должностные инструкции, дублирование выполняемых функций.
5. Ожидание: длительные сроки согласования и принятия решений, ожидание в очередях, ожидание информации и другие административные барьеры.
6. Лишнее передвижение: непрофильная работа, передача информации на следующий этап вручную.
7. Лишнее перемещение: излишний документооборот, архивирование документов; неэффективность внутренних систем коммуникации (накопление непрочитанных сообщений и т. п.)
Ликвидировать эти потери в деятельности образовательной организации можно, используя методы и инструменты бережливого производства.
Работа по внедрению бережливых технологий в нашем ДОУ строится из нескольких этапов:
1. Приказом руководителя создана рабочая группа по внедрению методов и инструментов бережливого производства в практику деятельности, определены ее полномочия и цели работы.
2. Рабочая группа определила процессы, которые нуждаются в улучшении, выявила основные проблемы, отобрала процессы, которые будут оптимизированы.
3. Составлен план-график мероприятий по внедрению бережливых технологий в ДОУ на 2022-2024 годы, где указываются оптимизационные проекты (не менее 2-х в год).
Для каждого реализуемого проекта создана проектная группа, в состав которой вошли те сотрудники, которые являются участниками процесса и хорошо знают его особенности.
Наименование проекта, состав проектной группы, сроки реализации проекта закрепляются приказом руководителя ДОУ.
В нашем ДОУ 2 сотрудника прошли курсы повышения квалификации по программе «Менторство (тьюторство) бережливых технологий в образовании», которые будут заниматься обучением сотрудников, вошедших в состав проектной группы и не прошедших подобные курсы, т. к. это необходимо для эффективной реализации проектов.
В ходе реализации каждого проекта проектная группа оценит текущее состояние процесса, составит карту целевого состояния процесса, разработает план мероприятий по достижению целевых показателей проекта.
После реализации плана мероприятий, внедрения улучшений будет проведено завершающее совещание и закрытие проекта
В нашем детском саду на данный момент нет завершенных проектов, 1проект в стадии реализации. Начали мы работу с Оптимизации процесса информирования о деятельности ДОУ в социальной сети Instagram
Организационным документом, который консолидирует в себе все аспекты реализуемого оптимизационного проекта, является паспорт проекта. Она разрабатывается проектной группой и утверждается руководителем проекта. В паспорте указывается название проекта, вовлеченные лица и рамки проекта, основания для реализации проекта, цели и плановый эффект, ключевые события проекта.