Беседа о музыкальном жанре балет по произведению П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Валентина Кудряшова
Беседа о музыкальном жанре балет по произведению П. И. Чайковского «Щелкунчик»

План-конспект занятия по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Беседа о музыкальном жанре балет по произведению П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Цель:

• Ознакомление детей с музыкальным жанром - балет;

• Развитие у детей интереса к классической музыке.

Задачи:

• Развивать в детях эмоциональную отзывчивость к прослушиваемым музыкальным произведениям, воодушевлять их к высказыванию о характере музыкальных произведений;

• Учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по содержанию произведения;

• Учить передавать характер музыкального образа в движении.

Музыкальный материал:

1) Марш оловянных солдатиков (1 действие)

2) Марш деревянных солдатиков (Детский альбом. П. И. Чайковский)

3) Фея Драже (2 действие)

4) Вальс цветов (2 действие)

Раздаточный материал:раскраска «Щелкунчик», цветные карандаши.

Ход беседы:

Здравствуйте, ребята.

- Сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора П. И. Чайковского поведут нас в мир сказки.

- Вы ведь любите сказки? Ответ:- Да.

Слайд 2

Все вы знакомы со сказкой Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и мультфильм, основанный на этой сказке, тоже смотрели.

Слайд 3

- Ребята, а кто такой П. И. Чайковский? Ответ: - Композитор.

Слайд 4

- П. И. Чайковский тоже прочитал эту сказку, и она ему очень понравилась. Он решил написать музыкальный спектакль.

- Где показывают спектакль? Ответ: - В театре.

Слайд 5

- Кто знает, как называется музыкально-театральный жанр, где в действиях исполнители танцуют? Ответ: - ?

- Одним из самых красивых музыкально - театральных хореографических жанров является балет.

- Балет – это музыкально-театральное произведение. В нем все герои танцуют под звуки музыки оркестра. В балете объединены музыка, танец, сценическое действие, драматическое и изобразительное искусства, т. к. оформляются декорации, шьются костюмы.

Как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов и пения, как в опере, а посредством танцевальных движений под музыку.

Кроме танцев, большую роль в балете играет пантомима, т. е. немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. В музыке любого балета танцы чередуются с музыкальными эпизодами, сопровождающими пантомиму.

Слайд 6

- А вы знаете, как называют танцовщиц балета? Ответ: - Балерины.

- Посмотрите на экран, какие необычные на балеринах платья.

- Кто знает, как они называются? Ответ: - Пачка

- А что у них на ногах, чешки? Ответ: - …

Слайд 7

- А танцовщиков, как называют? Ответ: - …

- Их называют артистами балета.

- На ногах у танцоров и танцовщиц балета пуанты. Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Вот почему изобрели пуанты.

Слайд 8

- За постановку хореографических номеров отвечает балетмейстер.

Слайд 9

- Ребята, какие произведения композитора П. И. Чайковского вы знаете? Ответ: - «Ай-Болит»

- Он написал более 80 произведений, в том числе 10 опер и три балета - настоящие сокровища мировой культуры и искусства.

Петр Ильич Чайковский в произведении «Щелкунчик», как и в других своих балетах, рассказал о борьбе добра и зла. Нежное и преданное чувство героини этого балета – Маши – побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика.

- Я вам сейчас расскажу, как это показано в балете. Он состоит из двух действиях.

Слайд 10

- Действие первое. Открывается занавес. В доме девочки Маши готовятся к Новогоднему празднику. Наконец раздаются звуки марша, дети радостно идут в комнату, где стоит праздничная, украшенная огнями и игрушками елка.

Слайд 11

Включается «Марш оловянных солдатиков» из первого действия

- На что похоже это произведение? Ответ: - На марш.

- Как вы определили, что это марш? Ответ: - Ритмичность.

- Правильно, в нем четкий ритм. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты. Он детский, даже немного шутливый. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы.

- Какие ещё музыкальные инструменты вы уловили? Ответ: - Были слышны трубы, скрипки, флейта, барабанные тарелки.

- Какой характер движения музыки? Ответ: - Сказочный, игрушечный, веселый, бодрый, детский, легкий, веселый.

- Какой темп? Ответ: - Размеренный.

Слайд 12

- Петр Ильич Чайковский очень любил детей. Для них он сочинил пьесы и составил сборник, который назвал «Детским альбомом». В этом сборнике есть «Марш деревянных солдатиков». Это марш игрушечных солдатиков. Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша, в которой слышится маленький барабан.

- Давайте под этот марш, выполним физкультминутку!

Физкультминутка.

Дети маршируют под музыку «Марша деревянных солдатиков». Выполняют музыкально-ритмические движения.

Кроме маршировки, какие можем использовать движения?

Выполняют музыкально-ритмические движения:

(маршируют легко, хлопают, выполняют скользящие движения руками, легкие наклоны головой, легкие наклоны туловища и др.)

- Молодцы! Хорошо почувствовали ритм и игривость марша? Ответ: - Да.

- Садитесь на места и давайте проанализируем услышанный марш.

- Похож ли этот марш на марш для взрослых? Ответ: - Нет.

- Можно себе представить, что под этот марш шагают, например, взрослые солдаты? Ответ: - Нет.

- Чем же этот марш не похож на «взрослый» марш? Ответ: - Он маленький, веселый, тихий.

- А шагают солдатики легко или тяжело? Ответ: - Легко.

-Звуки в марше высокие или низкие, «тяжелые»? Ответ: - Высокие.

- Какие музыкальные инструменты вы уловили? Ответ: - Только пианино.

- Верно.

- Если сравнить два прослушанных марша, что можно о них сказать? Ответ: - Они оба детские, весёлые. Первый марш торжественный, праздничный, а второй игрушечный.

Слайд 13

- Вернемся к нашему балету. Танцуют взрослые и дети, в это время приходит старый мастер игрушек. Он дарит детям заводные куклы. Куклы начинают танцевать. Мастер еще подарил детям щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка – Щелкунчика.

- Щелкунчик особенно понравился девочке Маше, хотя он был очень уродлив – с огромным ртом, в который вкладывали орехи, чтобы он их разгрызал.

- Ночью Маше приснился сон: на Щелкунчика напало мышиное войско во главе с предводителем – огромной, страшной крысой.

Слайд 14

- Щелкунчик вместе со своими оловянными солдатиками храбро боролся с врагами, но силы были неравными, и Щелкунчика уже настигали его противники. Тогда Маша бросила в предводителя мышей туфельку, и все его войско разбежалось.

Слайд 15

- Второе действие. Щелкунчик же, превратился в прекрасного принца и вместе с Машей отправился в волшебную страну сладостей и игрушек, в царство Сахарной Феи. В волшебном дворце объявляется начало праздника в их честь. Маша и Щелкунчик с восторгом наблюдают за представлением. Начинаются танцы.

- Чайковский написал несколько танцев к этому балету. Каждый танец с характерными интонациями той или иной страны. Остроумные музыкальные характеристики получают у Чайковского и различные лакомства царства сластей: шоколад (испанский танец, кофе (арабский танец) и чай (китайский танец)

Слайд 16

- А сейчас давайте послушаем «Танец Сахарной Феи».

Слушаем «Танец Сахарной Феи»

- Что вы можете сказать про эту музыку? Ответ: - Танец Сахарной Феи нежный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

- Этот танец рисует изящный, грациозный образ сказочной феи сладостей. Музыка этого танца звучит несколько необычно.

Слайд 17

- Это происходит потому, что здесь звучит инструмент, который редко используется в оркестре, он называется челеста. Ее устройство напоминает маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам, издающим звуки очень высокие, нежные, как будто звучат колокольчики.

- Какие ещё слышны были инструменты? Ответ: - Скрипка, флейта. В середине танца слышны переливы арфы, напоминающие журчание ручейка.

- Какой характер? Ответ: - Спокойный, таинственный.

- Послушайте заключительный танец праздничного представления.

Слайд 18

Слушаем Вальс цветов

Под музыку руками показываем музыкально-пластические движения.

- Как вы думаете, что это за танец? Ответ: - Вальс

- Правильно, это вальс.

- Как звучит музыка? Ответ: - … Вальс цветов - звучит ярко, пышно, блестяще, радостно.

- Какие были слышны инструменты? Ответ: - Во вступлении к танцу слышатся звуки арфы. Также слышались трубы и скрипки.

- Верно! Звуки арфы как бы, одевают, этот вальс в волшебный красочный наряд. Основную тему вальса вначале исполняют различные духовые инструменты (валторны, кларнеты, а затем включается струнная смычковая группа. В средней части, радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики.

- Какой характер? Темп? Ответ: - Характер мягкий. Темп размеренный.

- Мягкая, чарующая тема вальса является одной из лучших в балете «Щелкунчик»

«Вальс цветов» выделяется своей поистине сказочной красотой. Зло побеждено, добро победило!

- Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?

- Кто является автором сказки?

- С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

- Что такое балет?

- Как называют танцовщиц балета?

- А танцоров?

- Что на ногах у балерин?

- С какими маршами мы сегодня познакомились?

-Кто автор данных музыкальных произведений?

- Вам понравился балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»?

А теперь, я раздам вам раскраски и карандаши, и вы раскрасите Щелкунчика.

-Молодцы, ребята! Здорово у вас получилось.

- Наше занятие закончилось!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Балет П. Чайковского «Щелкунчик» Цель: Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского. Задачи: - Прививать любовь к его творчеству. - Воспитывать.

Беседа о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского в подготовительной группе Конспект занятия-беседы «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» в подготовительной группе Цель: Продолжение знакомства с творчеством.

Фотоотчёт о музыкальном открытом занятии «Его Величество Балет»Фотоотчёт о музыкальном открытом занятии «Его Величество Балет» 22 марта в Воскресенском детском саду в рамках Года образования и новых знаний, объявленного в 2018 году губернатором Тульской области Алексеем.

Фотоотчёт о проведении новогоднего представления «Щелкунчик»Фотоотчёт о проведении новогоднего представления «Щелкунчик» .

Фотоотчёт о проведении новогоднего утренника «Щелкунчик»Фотоотчёт о проведении новогоднего утренника «Щелкунчик» Новый год - это любимый праздник и у детей, и взрослых. 27.12.2017 в МБДОУ "Детский сад №21 г. Выборга" проводился новогодний утренник.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм» Тема: «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм». Цель: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм». Материал:.

Новогодний спектакль по мотивам сказки «Щелкунчик» Новогодний спектакль по мотивам сказки «Щелкунчик» Выход детей танец «Бубенцы» № 1 1 реб. Сегодня весело у нас. Мы Новый Год встречаем И.

Новогодний утренник по сказке «Щелкунчик»Новогодний утренник по сказке «Щелкунчик» 2018год «ЩЕЛКУНЧИК» НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Под музыку дети вбегают в зал. 1. Общий танец Ведущая: К нам пришел.

Путешествие по сказкам «Щелкунчик и мышиный король»Путешествие по сказкам «Щелкунчик и мышиный король» Оформление раздевалок стало уже доброй традицией в нашем детском саду. И этот декабрь не стал исключением. На этот раз наш детский сад окунулся.

Творческо-информационный проект по ознакомлению старших дошкольников с одним из видов сценического искусства  «Балет» Творческо – информационный проект по ознакомлению старших дошкольников с одним из видов сценического искусства – «Балет». Тема: «В мире.

Автор публикации:
Беседа о музыкальном жанре балет по произведению П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Опубликовано: 26 августа 2018 в 22:01
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Всемирный день семей

Очередной тематический день посвящен самому дорогому, что есть у каждого человека — семье. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы привить детям радость и гордость за то, что у них есть семья, и...

15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...


Горячие темочки