Лучший педагог года

Беседа по картине И. И. Шишкина «Рожь»

Добрянская
Беседа по картине И. И. Шишкина «Рожь»

государственное казённое общеобразовательное учреждение

Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Беседа по картине И. И. Шишкина

"Рожь".

Подготовила воспитатель

Добрянская Л. В.

станица Березанская

25.04.2017

Цель:

1. Формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему.

Публикация «Беседа по картине И, И, Шишкина „Рожь“» размещена в разделах

2. Развивать умение словесного описания картины, правильно воспринимая и чувствуя настроение природы на картине.

3. Воспитывать любовь к искусству и родной природе.

Материалы и пособия: репродукция картины И. И. Шишкина "Рожь" и других картин, портрет И. И. Шишкина, компьютер, проектор.

Словарная работа: картина, художник-пейзажист, пейзаж, репродукция, Третьяковская галерея.

Ход занятия

Приветствие.

- Здравствуйте ребята! У нас сегодня гости, наши воспитатели.

Давайте поздороваемся с ними. Улыбнитесь! Как приятно смотреть на

человека, который улыбается приветливой улыбкой! И жизнь, пусть на

малую капельку, стала радостнее и добрее.

- Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной

обстановке с пользой для всех.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир живописи, где будем составлять рассказ - описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

Посмотрите на портрет. Здесь вы видите великого русского художника И. И. Шишкина. Родился художник в 1832 году в Елабуге - маленьком городке, расположенном на высоком берегу реки Кама, в краю суровом и величественном. Иван Иванович рос впечатлительным, любознательным, одаренным мальчиком. (Просмотр портрета художника)

Большую роль в выборе профессии для Ивана Ивановича Шишкина сыграла природа. Город Елабуга был окружен дремучими лесами. Говорили, что в лесах разбойники спрятали сказочные клады. Но разбойников Иван Иванович не боялся. Маленьким мальчиком он бродил по лесу. Кладов он не нашёл, зато приобрёл в лесу богатство дороже золота. Художник понял и полюбил природу.

Именно природа сделалась навсегда героем его картин. А деревья стали друзьями художника. Он много знал о них. Знал, как тянется ввысь ствол, как растут ветви, как корни стелются по земле, знал рисунок коры, форму листьев и хвои.

Всю свою жизнь Шишкин посвятил воспеванию русских лесов, полей, раздолья русского». Товарищи - художники часто называли его «Лесной богатырь». Лес в картинах Шишкина И. И. представляется перед зрителями реалистичным, живым, захватывающим, естественным. Этот человек при жизни завоевал уважение, известность своим творчеством, делом. Художник написал много картин. Давайте посмотрим некоторые из них. Слайды картин.

Картины выполнены в технике пейзаж. Что такое пейзаж расскажет нам Катя.

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж!

Сегодня мы с вами рассмотрим одну из картин И. И. Шишкина «Рожь». Картина была написана в 1878 году и принесла художнику заслуженную славу. Конечно, то, что вы сейчас видите, это не настоящая картина, а ее репродукция. А настоящую можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве. Слайд - здание Третьяковской галереи.

А что такое репродукция нам прочитает Вика. (Репродукция это картина воспроизведенная типографским способом.) (слово на доску)

Давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного.

- Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)

Стихотворение о ржаном поле прочитает Саша

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

(А. Фет)

Стихотворение Н. Некрасова прочитает нам Дима

Уж налились колосики.

Стоят столбы точёные,

Головки золочёные,

Задумчиво и ласково

Шумят. Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

«Ой, поле многохлебное!

Теперь и не подумаешь,

Как много люди божий

Побились над тобой,

Покаместь ты оделося

Тяжёлым ровным колосом

И стало перед пахарем,

Как войско пред царём!

Не столько росы тёплые,

Как пот с лица крестьянского

Ублажили тебя.»

- Покажите рожь.

- Что из нее делает человек? (Печет хлеб)

- Какие вы знаете пословицы о хлебе?

Хлеб — всему голова. Хлебушек ржаной — отец наш родной. Худ обед, когда хлеба нет. Хлеб батюшка-вода матушка. Хлеб — наше богатство. Хлеба ни куска - везде тоска. У кого хлеб родится, тот всегда веселится. Без хлеба сыт не будешь. Там и рай, где хлеба край.

- Хлеб - это первое блюдо на столе. Если есть хлеб - с голоду не умрешь. Может быть, поэтому автор изобразил на картине спелую рожь, чтобы красками выразить мысль о том, что родная земля - наша кормилица.

- Спелая рожь какого цвета? (Желтая, оранжевая)

- Эти цвета в изобразительном искусстве считаются теплыми. Таким образом, художник изобразил еще и тепло земли, тепло России. Ведь сколько таких полей в России.

- А какое время года изображено на картине? (на картине изображена позднее лето или ранняя осень)

Как вы догадались? (Много желтых красок)

-Какая погода стоит в поле? (В поле безветренная, солнечная погода)

-Какие цветы растут во ржи? ( Простые полевые цветы: васильки, ромашки)

Стихотворение про цветы нам расскажет Ника и Данил.

1. С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется, как море,

Необъятное кругом.

А на небе голубом

Солнце весело сияет,

Всё живит и обливает

Золотым своим огнём.

Словно глазки, из межи

Глазки девочки-малютки

-Кротко смотрят незабудки.

И среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки

Да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают

Голубые васильки.

2. Колосится в поле рожь

Там во ржи цветок найдешь

Ярко-синий и пушистый

Только жаль что не душистый

- Что вы видите кроме ржаного поля на картине? (Еще я вижу сосны

могучие, величавые, высокие.)

-Я думаю, им уже не один десяток лет. Многое они повидали на своем веку: и обильные урожаи, и неурожай, когда человек подбирал каждый колосок, каждое зернышко. А может быть они стали свидетелями войны, каких-то междуусобиц. А одна сосна уже погибла - умерла.

- Найдите ее. Может она напоминает нам, что все мы не вечны. И жизнь надо прожить ДОСТОЙНО.

- Как вы это понимаете? (Жить достойно - это быть честным, трудолюбивым, совестливым, совершать хорошие поступки)

- Что можно сказать о небе? (Небо занимает большую часть пейзажа. Оно нежно-голубое, по нему плывут белоснежные облака).

- Что изображено на переднем плане картины? (На переднем плане картины изображена дорога заросшая травой, уходящая вдаль).

Как вы думаете, почему художник изобразил ее на переднем плане? (Художник хотел показать, что перед нами растущими расстилается дорога, уходящая в будущее. И какой будет эта дорога, зависит от самого человека).

- Вот видите, сколько глубоких мыслей может вызвать у человека картина. Каждый ее элемент.

А теперь послушайте описание картины : «Обильная и могучая Русь раскинулась перед нами. Раздолье, простор, необъятное золотое поле ржи. Оно легко колышется и шумит, словно море в ясный день. По безграничному полю вьется дорога, убегая вдаль, к горизонту, прокладывая путь к соснам-великанам. Они украшают пейзаж. Их могучие стройные стволы и тяжелые темно-зеленые кроны величественно возвышаются над полем. Яркая бархатистая зелень у дороги, где резвятся ласточки, подчеркивает золотые тона ржи в солнечном сиянии дня. Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе».

Вот такое описание у меня получилось.

А теперь я попрошу Сашу описать нам картину.

На переднем плане картины И. И. Шишкина изображена просёлочная дорога, которая уходит в золотое поле. Ещё на картине изображены, могучие сосны. Они, как великаны, стоят посреди поля. Небо заняло большую часть пейзажа. Оно нежно-голубое, по нему плывут белоснежные облака. В золотистом поле ржи подувает нежный легкий ветерок, наклоняя к земле спелые колосья. Слышно, как в травке стрекочут кузнечики. Где-то в соснах кукует кукушка. Над полем летают птицы, собирая зерна. Картина И. И. Шишкина прекрасна и мне очень понравилась. Художник сумел передать красоту русского поля.

-Как вы понимаете выражение проселочная дорога? (Проселочная дорога - это дорога, пригодная для движения колесного трактора, но не имеющая твердого покрытия, а поэтому временами не проезжая).

-Ребята, как вы думаете. Почему Саша сравнил сосны с великанами? (Потому что сосны изображены огромного размера)

А сейчас живут великаны? (Великаны живут в былинах, мифах, легендах сказках)

А кто еще хочет описать картину?

Игорь

Передо мной картина русского художника Ивана Ивановича Шишкина

«Рожь».

Основное место на картине занимает ржаное иоле. Оно тянется до самого горизонта. Так Шишкин передал раздолье, простор, русское богатство. Рожь разливается золотым огнем, нежится под ярким солнцем и шелестит от

тихого ветра, словно разговаривает с ним. Исчезает во ржи и зовет за собой дорога. А на дальнем плане изображены высокие могучие старые сосны.

Величественно возвышаются они среди хлебного поля, к небу синему

поднимаются.

Мне нравиться эта картина. Рассматривая ее, я еще больше полюбил нашу Россию, ее природу, ширь и красоту.

-Как вы понимаете слово раздолье? (Раздолье - это широкое свободное пространство)

-Что такое горизонт? {Горизонт. - это граница неба с земной или водной поверхностью)

- На обратной стороне эскиза картины Шишкин написал : Раздолье. Простор. Рожь, Божья благодать, русское богатство. О чем нам хотел сказать художник? Определите главную мысль произведения. ( Я думаю художник хотел сказать: Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне).

Стихотворение Эллы Гоник расскажет нам Вова

Море ржи золотистых колосьев,

Уходящие в даль небеса.

Скоро, скоро объявится Осень —

Пожелтеют деревья, леса.

А пока — как на море волненье:

Тёплый ветер охотно шалит,

И на Праздник Святого Успенья

Нам погоду святую дарит.

Кто ещё из художников русских

Смог чудесное в том увидать,

Как средь поля на просеке узкой

Исполины несут свою стать.

Разве в жизни это бывает,

Что во ржи — сосны молча стоят.

И душа так светло замирает,

От дерев, что построены в ряд.

Шишкин — Мастер, художник отменный,

Захотел символ русский создать,

Чтоб Россию ты смог непременно

Чутким глазом с улыбкой узнать.

Подведем итог нашего занятия.

- Какую картину мы с вами описывали? (Картину Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь») .

- В каком жанре написана эта картина? (В жанре пейзаж)

- Чем наполнена картина? (Картина наполнена чувством любви к родному краю)

Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. И. Шишкин.

- Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Фотозарисовка о картине «Чудесная сирень. Мое творчество»Фотозарисовка о картине «Чудесная сирень. Мое творчество» Работа воспитателя связана с творчеством. Мы лепим, рисуем, делаем поделки. Не много тех, кто окончил художественную школу, и посвятил свою.

Фотоотчёт о картине «Перед Рождеством»Фотоотчёт о картине «Перед Рождеством» Уютного окончания недели всем, кто в этот вечер нашёл минутки для любимого сайта! Сегодня хочу вас познакомить с творчеством ещё одной талантливой.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Рассматривание картины И. Шишкина «Зима» Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, познавательно-исследовательская. Цели: знакомство.

Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Описание картины А. И. Куинджи «Березовая роща» План 1. А. И. Куинджи - замечательный русский художник- пейзажист. 2. Описание картины а. Изображение берез на картине Куинджи б. Силуэты деревьев.

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» Задачи: - связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание; - словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым,.

Составление рассказа по картине «Куры» для средней группы Задачи: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине при помощи схемы; учить сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят.

Составление творческого рассказа по картине ВидеоСоставление творческого рассказа по картине Видео Предлагаю Вашему вниманию интересные приемы по составлению творческого рассказа по картине. С этим материалом меня познакомила моя напарница,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа по картине И. И. Шишкина «Рожь»
Опубликовано: 21 мая 2020 в 19:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД