Папки-передвижки

Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка» (10 фото)

Наталья Плахтеева
Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка»

«Что такое Кубанская «балачка»

Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка»

Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, родителям и детям подготовительного к школе и младшего школьного возраста. Он может быть использован на таких предметах, как кубановедение, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Беседа проведена с детьми во время летнего отдыха с разрешения их родителей.

Публикация «Беседа с детьми „Что такое Кубанская „балачка“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с кубанским культурным наследием – местным диалектом «балачкой» .

Задачи:

- расширять представления детей о культуре и истории родного края;

- помочь лучше узнать и оценить особенности той местности, где живут дети;

- прививать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к историческому прошлому;

- развивать познавательный интерес;

- составить свой словарь «балачки».

Вступление

Воспитатель. Ребята, я родилась и живу на Кубани. Все мои тёти, дяди, крёстные родители, бабушки, дедушки, которые жили в станицах, говорили на особом, очень интересном языке - «балачке».

Эти слова, фразы, пословицы и поговорки я знаю и люблю с детства. Мне этот говор всегда был интересен. И сейчас, во взрослой жизни, я часто использую их в своей речи, когда общаюсь с родственниками и друзьями. Хочу поделиться и с вами этими знаниями.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, скажите, а есть ли и среди ваших родственников те, кто живёт в станице или хуторе?

Ответы детей (моя бабушка живёт в станице, крёстная, дядя и т. д.).

Воспитатель. А вы замечали, как они разговаривают? Отличается ли их слова и фразы от тех, которые мы используем в своей речи?

Ответы детей (да, отличаются, есть слова даже немного смешные на слух).

Воспитатель. А сможете привести примеры таких слов или фраз?

Ответы детей. (Кошеня (котёнок), синенькие (баклажаны), дивчина (девушка), шо цэ такэ? (что это такое), бачишь (видишь), нэмае (нет чего-то), цыбуля (лук), буряк (свёкла) и др.).

Воспитатель. А хотите, я вам расскажу, как такие слова появились и почему так отличается речь станичников и хуторян от нашей с вами речи?

Ответы детей. (Да, конечно, хотим)

Воспитатель. Тогда я расскажу немного сведений из истории. «Балачка» - это местный кубанский говор, который соединяет в себе два языка – русский и украинский. Объясняется это тем, что в конце XVIII века наша Кубань начала заселяться казаками с Днепра и Дона.

Слово «балачка» происходит от слова «балакать» - означает говорить, беседовать. Это такой особенный язык, благодаря которому можно многое узнать о жизни наших предков: ведении хозяйства, их семейном укладе, традициях, нравах, обычаях и привычках.

Каждый из вас любит свой город, дом, свою улицу, свою станицу. Этот любимый уголок земли мы зовём малой Родиной. Наша с вами малая Родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Кажется, природа специально решила собрать на Кубани все свои богатства и красоты. Бескрайние степи и горы, реки и два моря, плавни и лиманы, сады и луга – всё это есть на нашей кубанской земле.

Большинство жителей Кубани кроме русского языка владеют местным говором – «балачкой», то есть они так разговаривают – балакают.

Сочетание русского и украинского языков по-своему красиво, интересно, но не всем понятно и близко.

Одни люди считают, что «балачка» загрязняет русский язык и от неё нужно избавляться, у других иное мнение - кубанский говор – это культура, традиции, наш местный колорит.

Раньше на Кубани в хуторах, станицах местные жители от мала до велика только балакали. Детей в станичных школах учили говорить на русском языке, но всё равно, оказавшись дома, они продолжали балакать, потому что им так легче было общаться между собой. И никто их за это не ругал, потому что в станицах так разговаривали, балакали, все – их родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. И это считалось нормой, потому что эта речь передавалась из поколения в поколение.

Иногда сельские жители даже стеснялись ехать в город только потому, что не умели говорить на чистом русском языке, боялись насмешек, косых взглядов и даже упреков - вот, мол, станица приехала!

Но не нужно забывать, что Кубань не только казачий край, но и многонациональный, у каждого народа свой язык. А нам, живущим на Кубани, не следует забывать, на каком языке разговаривали наши предки. В народе говорят:

«Речь без пословиц – что еда без соли»

На Кубани говорят:

«Хто присказки старинны знае, тот в жизни много понимае»

Из России пришли в каждый кубанский хутор, в каждую станицу посиделки. Роднило их одно – люди собирались, чтобы себя показать, да на других поглядеть (подывыться), частушкой переброситься, в потехах да в забавах посоревноваться.

Посиделки устраивались в какой-нибудь просторной хате у гостеприимной хозяйки, которая сама любила попеть-поплясать, рассказать небывальщину и весело пошутить. Вот послушайте:

«Мамо, я така красива, що як выгляну в виконце - уси собаци лают»

(воспитатель при необходимости поясняет смысл каждого выражения)

Воспитатель. Образны и красочны поговорки кубанского народа. Использование поговорок в речи делает её яркой и образной. Сейчас я буду называть кубанскую пословицу, а вы – подумайте и скажите, как эту пословицу можно сказать на русском языке и попробуйте объяснить значение этих пословиц:

Яка мамка, така и лялька

(Яблоко от яблони недалеко падает)

Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу

(Готовь сани летом, а телегу зимой)

Хто имеет богато друзей, той широк, як степь

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Красна дивка косами, изба пирогами

(Девушку красят косы, а стол - хорошее угощение)

Очи бояться, а руки роблять

(Глаза боятся, а руки делают)

Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы

(Не будет скуки, если заняты руки)

Що посиешь, то и пожнёшь.

(Что посеешь, то и пожнёшь)

Нэ булла б дивчина гарна, була б работяща

(В девушке ценится трудолюбие)

Не так йисты, як систы

(Не так есть хочется, как сесть и отдохнуть после трудной работы)

«Веселысь та грай, да дило знай»

(Делу время, а потехе час)

Воспитатель. Знание своего диалекта знакомит нас с традиционной духовной культурой, помогает глубже понять пословицы, поговорки, колядки, частушки.

Со временем, во многом благодаря школе, русский язык стал вытеснять местный говор. Но и сейчас ещё во многих станицах и хуторах, особенно старшее поколение, говорит на «балачке».

А теперь вспомните, какие же блюда нашей кубанской кухни вы знаете и любите?

Ответы детей: борщ, пампушки с чесноком, вареники с капустой, картошкой, творогом, взвар, пирожки с потрибкой, шкварками, каша из тыквы (кабашна каша), окрошка с домашним квасом или с кисляком (простоквашей) и т. д.

Воспитатель. А ещё у нас на Кубани есть очень любимое и детьми, и взрослыми лакомство – жареные семечки.

Помню, в детстве летом, на каникулах у бабушки в станице, без них не обходился ни один день в кругу сверстников.

Нажарит бабушка семечек, насыплет их в мешочек из старенького ситца (в станице просто так ничего не выбрасывали - вещи и предметы служили хозяевам долго) и даёт нам. Мы щедро делились семечками друг с другом. Часто мы сидели под деревом на траве или на бревне возле плетня (забора), шутили, фантазировали, рассказывали интересные истории и «лузгали семки» (мы так это назвали) .

Важно помнить, что нельзя относиться к говору своей местности, как к речевой ошибке, к языковому недоразумению. Самое ценное в любом говоре – это слова и обороты речи, которых нет в литературном языке. Местные слова, удачно используемые, обогащают нашу речь, придают ей живость, выразительность и неповторимость.

Мы должны помнить, что точное и меткое местное слово – такая же часть малой Родины, как природа и уклад жизни. И также бережно надо к нему относиться.

Сейчас в станицах на «балачке» только разговаривают, а пишут на русском языке, не используя местный говор на письме. В быту «балачка» употребляется преимущественно пожилыми станичниками в разговорной речи. Но постепенно говоры утрачивают свои характерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной станицы.

Вот почему важно как можно полнее и подробнее помнить живой язык кубанкой станицы.

Сейчас я назову вам на «балачке» некоторые названия овощей, фруктов, ягод, а вы, если сможете, скажите их на русском языке.

Синенькие - это баклажаны

Фото «балачка»

Ажина – это ежевика

Беседа с детьми «Что такое Кубанская - фото

Жердёла – это мелкий абрикос

Фото №1 Что такое Кубанская балачка

Лыча - это алыча.

Тэрэн – это тёрн.

Яблукы – это яблоки

Воспитатель. Все эти фрукты и ягоды можно собрать в лесу, и даже здесь, на территории базы, где мы с вами отдыхаем. Эти плодовые деревья и кустарники широко распространены в лесах нашего края

Фото №2 Материал будет интересен воспитателям педагогам дополнительного образования учителям родителям и детям подготовительного к школе и младшего школьного возраста Фото №3 Он может быть использован на таких предметах как кубановедение русский язык литературное чтение окружающий мир

А взвар — это компот. Его в котелке я сварила из яблок, тёрна и ежевики, которые мы собрали в лесу неподалёку от базы

Фото №4 Проведение бесед Беседа проведена с детьми во время летнего отдыха с разрешения их родителей

Воспитатель. Ребята, вам понравилась беседа? Что интересного вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель. А сейчас вы можете пойти кататься на качелях. Раньше на Кубани девочки сказали бы своим подружкам так:

«Дивчата, айда на гойдалку!»

Фото №5 Публикация Беседа с детьми Что такое Кубанская балачка размещена в разделах Беседа Фото №6 Проведение бесед Конспекты занятий

Заключение

В конце беседы из воспоминаний детей, их родителей и отдыхающих старшего поколения был составлен краткий словарик кубанского говора «балачки»

Фото №7 Все конспекты Кубань Темочки Цель познакомить детей с
Публикации по теме:

Беседа с использованием ИКТ «Что такое Рождество?» Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обычаями и традициями нашего народа имеют огромное воспитательное значение. Дети должны.

Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?»Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?» Конспект НОД на тему: "Волшебное окошко или что такое микроскоп?".Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ - Центр развития.

Беседа с презентацией с детьми старшей группы «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?»Беседа с презентацией с детьми старшей группы «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.

Беседа «Что такое дружба?» в старшей группеБеседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группеЗанятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группе Цель: формирование положительного отношения к себе и близким. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка»
Опубликовано: 2 сентября 2020 в 07:17
+544Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД