Лучший педагог года

Биоквантум как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ

Масасина Елена Алексеевна
Биоквантум как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ

Масасина Елена Алексеевна

воспитатель МАДОУ № 43 «Малыш»,

г. Сухой Лог, Россия

e- mail : mdou4300@yandex.ru

Биоквантум - как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ

Аннотация: Целью статьи является представление опыта работы по созданию сети детских технопарков «Кванториумов» в условиях ДОО, как средство ранней профориентации дошкольников.

Ключевые слова: детский технопарк «Кванториум», БИОКВАНТУМ, профориентация, лаборатория, базовые компетенции.

Публикация «Биоквантум как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ» размещена в разделах

На современном этапе стратегическая цель в дополнительном образовании Российской Федерации ориентирована на развитие естественнонаучного и технического направления. Создание сети детских технопарков «Кванториумов» является Федеральным проектом агентства стратегических инициатив, направленных на развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития в системе образования, обновлением содержания воспитания, внедрение форм и методов, что сформулировано в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно концепции дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников

В нашем ДОУ создана мини – лаборатория «БИОКВАНТУМ» где ознакомление с профессиями проходит, в рамках дополнительного образования в форме кружка, где дети расширяют базовые знания в области биологии и биотехнологии. Разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) «БИОКВАНТУМ» естественно – научной направленности, для детей 5-6 и 6 - 7 лет.

Практические навыки работы обучающиеся могут получить на различных видах современного оборудования. Так, например, гидропонная грядка используется в процессе изучения выращивания растений без земли; микроскоп – для изучения клеток растений и т. д.

Цель программы: Формирование у детей базовых компетенций в области биологии и биотехнологии, их самореализации в ходе исследовательской и экспериментально - изобретательской деятельности.

Занятия проходят в МАДОУ №43 «Малыш» в группе №10 «Веселые ребята» и в лаборатории БИОКВАНТУМА.

Принципы организации:

- Принцип интеграции: В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

- Доступность: Деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному). Подача материала в игровой форме.

- Проблемность: Поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

- Наглядность в обучении: Осуществляется на восприятии наглядного материала.

Занимаясь в БИОКВАНТУМЕ дети учатся :

- работать с различными видами микроскопов;

- с микропрепаратами;

- выращивать растения на питательных средах;

- создавать искусственные экосистемы и исследовать влияние различных факторов среды на их развитие;

- применять инженерные подходы в решении поставленных задач.

Проектная деятельность является одной из главных составляющих БИОКВАНТУМА, что подразумевает разные типы проектов, доступных для старших дошкольников:

Темы проектов:

1. Размножение растений разными способами.

2. Исследование влияния различных факторов на развитие растений.

3. Управление ростом растений (влияние света, температуры, элементов питания и т. д.).

4. Лекарственные растения (получение, исследование и т. д.).

5. Выращивание растений «Здоровая еда».

6. Сохранение и размножение разных видов растений (черенками, семенами, делением).

В октябре реализовали проект «Круговорот воды в природе» Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи работы:

- побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

- определить перечень растений пригодных по биологическим особенностям для произрастания во флорариумах;

- создать необходимые условия для растений в закрытой стеклянной емкости (аквариум).

В ходе реализации проекта дети познакомились с круговоротом воды в природе и пришли к выводу, что вода - источник жизни, для всего живого.

В декабре мы с детьми реализовали проект «Арктическая грядка»

Цель: Формирование у дошкольников представления и климатической природной зоне (Арктике, о роли человека в изучении растительного мира.

Задачи работы:

- познакомить детей с Арктикой;

- расширять и углублять представления детей о жизни в Арктике;

-расширять кругозор детей, воспитывать любознательность;

- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;

- создавать условия для ориентировочно - исследовательской деятельности.

В ходе реализации проекта дети выбрали растения, которые смогут расти в особых арктических условиях (без земли в гидропонной и аэропоной грядке). И пришли к выводу, что «Мы готовы сегодня привнести свою лепту, чтобы наша земля была чистой. Но осваивая Арктику, мы не должны ее погубить. Но при этом можем использовать ее богатства. И помочь проживать людям в суровых условиях Арктики». В будущем нам предстоит новая работа над проектом «Вертикальные грядки Арктики».

В настоящее время мы начали работу над проектом «Компост – разновидности удобрения и способы его приготовления». Цель: расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

Задачи работы:

- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;

- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;

- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- активизировать словарь (сортировать, бытовые отходы, компостная куча);

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- мотивировать к раздельному сбору ТБО.

В ходе реализации проекта дети познакомятся с тем, как можно сделать компост, из чего он состоит, чего нельзя класть в компост, как правильно использовать компост для выращивания овощей.

В декабре на встрече с предпринимателями города, ребята провели экскурсию для гостей, показали все оборудование БИОКВАНТУМА, растения, выращенные детьми, познакомили с проектами над которыми работали. На ресурсном центре дети были спикерами и познакомили гостей с гидропонной и азропоной грядках, провели мастер – класс по закладке семян для проращивания, показали макеты «Арктика» и «Африка», которые сделали совместно с родителями.

Специально организованная деятельность, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми в БИОКВАНТУМЕ - являются средством ранней профориентацией дошкольников, они чувствуют себя биологами-инженерами, лаборантами, агрономами, экскурсоводами, работающими в современной биотехнологической лаборатории.

В рамках реализации проекта «Уральская инженерная школа» ребята побывали на экскурсии в Сухоложском отделе филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Свердловской области. Целью, которой было познакомить детей с новой профессией – агроном, дать представление о том, чем занимаются люди этой профессии, где они работают, какие необходимы инструменты, оборудование для их работы.

Дети познакомились с историей возникновения станции испытания семян, с проводимыми на станции анализами по определению посевных качеств семян взятых в хозяйствах Сухоложского района, коллекцией семян, специальными шкафами (термостатами) для проращивания семян, где поддерживается определенная температура и влажность. Дети увидели, как определяется влажность зерна привезенного с хозяйств. Каждый из детей с интересом заложили в индивидуальные баночки, семена для проращивания горох, ячмень, пшеницу, клевер. Ребят познакомили с обследованием посевов на наличие вредителей, болезней, сорняков сельхоз - хозяйственных культур. Познакомились с болезнями огурцов, томатов, колорадским жуком, с карантинными сорными растениями и карантинными вредителями. Особое внимание уделила Борщевику – Сосновского, его опасным свойствам влияния на людей (сильные ожоги после прикосновения с ним).

Сотрудники центра подарили детям в Биоквантум удобрение для растений, небольшую коллекцию семян, баночки с семенами, для наблюдения за проращиванием. Дети остались под большим впечатлением от увиденного, много говорили о профессии агроном, семенах и ростках, появилось желание вернуться сюда вновь.

Работая, в БИОКВАНТУМЕ дошкольники приобретают навыки:

- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;

- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

- использовать основные методы научного познания в биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- понимать, описывать и применять на практике взаимосвязь природных явлений;

- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

БИОКВАНТУМ – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно здесь дети знакомятся с многообразием профессий связанных с биологией, ботаникой, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

Библиографический список

1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А. // Детский сад от А. до Я. - 2009. - № 1. 158 с.

2. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155).

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Фотоотчёт о Городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации». 12 января наш детский сад встречал гостей. Представители.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОСЛэпбук как средство обучения в условиях ФГОС В условиях реализации ФГОС воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО» Смотр-конкурс в детском саду организован в соответствии с годовым планом, приказом и положением. ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лэпбук как.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Развивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьмиРазвивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьми Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. В связи с внедрением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Биоквантум как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ
Опубликовано: 26 июля 2020 в 18:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД