Получи документы

Биоэнергопластика и аквагимнастика

Ольга Акрамова
Биоэнергопластика и аквагимнастика
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1. Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития детей с ОВЗ.

Публикация «Биоэнергопластика и аквагимнастика» размещена в разделах

Слайд 2. В. А. Сухомлинский говорил: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Этому утверждению уже около ста лет.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует или пишет непроизвольно высовывает язык.

Слайд 3. Кроме того, массаж и самомассаж пальчиков оказывают положительное воздействие на здоровье и развитие ребенка в целом.

Биоэнергопластика и аквагимнастика – это современные здоровьесберегающие технологии, которые положительно воздействуют на развитие ребенка в целом и развитие речи в частности путем развития пальцевой моторики.

Слайд 4. Биоэнергопластика объединяет в себе два понятия: биоэнергия и пластические движения тела.

Слайд 5. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Слайд 6. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Слайд 7. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Слайд 8. Этапы выполнения биоэнергопластики

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 6 этапов.

На первом этапе работы детей знакомим со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Происходит разучивание с ребенком артикуляционных упражнений без использования движений рук. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом, вместе с ребенком. Данный процесс педагог должен сопровождать движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям.

На втором этапе ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку. Педагог должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 4—6. Короткие стихотворные строки. Этот прием помогает выполнять гимнастику в нормальном темпе и удерживать его.

На третьем этапе выполнение артикуляционных упражнений происходит с сопровождением движений другой руки ребенка. Так как дети полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.

Слайд 9. На четвертом этапе выполнение артикуляционной гимнастики подкрепляется движениями обеих рук ребенка. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует обе руки. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений.

На пятом этапе педагог рассказывает сказки о Язычке или придуманных героях. В сказке артикуляционные упражнения собраны в комплекс и объединены сюжетом, ребенок слушает название выученных артикуляционных упражнений и выполняет их в сочетании с движениями обеих кистей рук.

На шестом этапе возможно выполнение упражнений без опоры на зеркало, так как к этому времени дети освоили артикуляционные упражнения и могут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти.

Каждый ребенок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальцевой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность периодов освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка.

Слайд 10. Примеры артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой.

Слайд 11. “Улыбка” – большой палец и мизинец расставлены в стороны, как лучики солнышка, средние пальцы согнуты. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Слайд 12. “Слоненок-хоботок” (тренировка губных мышц) - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

На счет "один" губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму "пятачка"; на счет "два" губы растягиваются в стороны (как в улыбке, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует — нужно больше тренировать их в движении вперед). Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.

Движение кисти руки педагога: собрать все пальцы в щепоть, на счет "два" — пальцы врозь, веером.

Слайд 13. «Хомяк, или толстячок» : надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Слайд 14. «Накажем непослушный язычок» - кулачки прижаты друг к другу, имитируя зажим языка губами или зубами.

Слайд 15. «Чашечка» : широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Слайд 16. “Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

Слайд 17. «Окошко» : широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Слайд 18. В зависимости от возраста меняется только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты. Например, артикуляционное упражнение «Окошечко» можно обыграть в дидактической игре «У врача». Первично врачом становится логопед. Он одет в белый халат, на шее – фонендоскоп. Дети приходят со своими мамами (тоже дети) на прием, рассказывают, что их беспокоит. При этом врач просит раскрыть ротик в нужной позиции. Для того, чтобы горлышко было здорово, нужно повторить упражнение несколько раз. Затем дети становятся врачами и выполняют со своими пациентами нужные упражнения согласно правилам.

Слайд 19. После артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, которые дети могут выполнять сидя или стоя. В процессе выполнения данного задания закрепляются правильная артикуляция заданного звука, синхронизация произнесения звука с движениями пальцев рук и глаз, формирование зрительно-пространственной ориентации, способности к переключению. Дается “звуковая волна”, красного, синего, зеленого цветов, в зависимости от звука, на котором отрабатывается речевое дыхание.

Слайд 20. Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе поставить на нее указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук [А] на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки до нижней точки. Затем левой рукой.

Слайд 21. Протяжное произнесение мягкого согласного звука, например, [М’]. Логопеды понимают, что не каждый согласный звук можно потянуть, но при изучении свистящих, соноров некоторых шипящих можно поиграть в подобные игры – и с мягкими, и с твердыми согласными.

Слайд 22. Причем применять упражения биоэнергопластики можно практически на любом занятии (на любом его этапе)

Организационный момент с применением упражнений биоэнергопластики поможет выполнить основную функцию оргмомента – психологически настроить на рабочий лад. Объяснение нового материала, как и повторение изученного практически на любой ООД может быть сопровождено близким по тематике упражнением биоэнергопласти-ки. Физкультминутка: 1) в качестве эмоциональной разрядки;

2) как способ перехода к новому виду деятельности. Итог ООД «на пальчиках» : или как повторение изученного на ООД, или для получения положительного психоэмоционального настроя в конце ООД.

Слайд 23. И в любых видах детской деятельности. Технология внедрения комплексов биоэнергопластики очень обширна.

Слайд 24. Такого универсального применения не имеет аквагимнастика. Но дети просто обожают возиться в воде. Как вы думаете, что происходит, когда малыш действует пальчиками в воде?

На коже рук огромное количество рецепторов, они передают раздражения в кору головного мозга. Чем быстрее и точнее ребёнок выполняет движения пальцами, тем быстрее и лучше развивается речи и мышление. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются, и снимается патологическое напряжение.

Слайд 25. Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими, развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

• Расслабление мышц, снятие патологического напряжения;

• Развитие зрительно-моторной координации;

• Формирование плавности и точности движений;

• Овладенье речью, как средством общения;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие звуковой культуры речи;

• Совершенствование зрительного восприятия;

• Развитие мелкой моторики и воображения.

В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Система выполнений упражнений аквагимнастики предполагает регулярное их выполнение, упражнения необходимо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут. Температура воды от 20 до 37 градусов, предварительно помыть руки ребёнка водой с мылом или обработать антисептическим гелем.

После гимнастики насухо вытереть полотенцем руки и предложить либо пальчиковые игры, либо логопедические упражнения.

Слайд 26. «Пальчиковые игры и игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.

Слайд 27. Как я уже говорила, упражения в воде способствуют расслаблению мышц. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически.

Слайд 28. Массаж в воде можно проводить с различными предметами

Слайд 29. Все знакома игра «Рыбалка», только мы ее обычно проводим «на берегу». А вот если добавить воду, дети будут в еще большем восторге. Для начала можно просто половить рыбку, а затем добавить задания, например, д/игра «Посчитай» (одна рыбка, две рыбки и т. д., д/игра «Что приготовим из рыбы?» (дети снимают рыбку с крючка и кладут в заранее приготовленную посуду – кастрюлю, сковороду и т. д. ; затем рассказывают: Рыбу можно сварить в кастрюле. Рыба будет вареная. Суп из рыбы называется уха. Рыбу можно пожарить. Рыба будет жареная. И т. д.)

Слайд 30, 31. Игра на скорость «Кто быстрее достанет фигурки из воды?». Опять же сначала можно просто поиграть, а затем усложнить задачи, например, проговариванием автоматизируемого звука («Достань шарик и произнеси звук [Ш]»; «Достань шарик и назови слово со звуком [Ш]»; «Достань шарик и назови слово, которое начинается (заканчивается) на звук [Ш]» и т. д.); решением грамматических задач с попутной автоматизацией звука [Ш] (Один шарик, два шарика)

Слайд 32, 33. Игра «Закончи рисунок» : необходимо расположить цветные камешки в соответствии с картинкой, расположенной под емкостью с водой. Затем можно усложнить задание: «Составь предложение к картинке», «Составь рассказ по картинке» и т. д.

Слайд 34. Аквагимнастику можно легко совместить с дыхательными упражнениями, от которых дети просто в восторге. На столе стоит миска с водой, в ней плавает уточка. Ребенок подходит к миске, ставит подбородок на уровне ободка миски, выбирает объект, дует. Обращается внимание на то, что струя воздуха идет выше уровня воды.

Слайд 35. Хочу показать вам также пособие для игр с водой, используя которое можно решать огромное количество дидактических задач.

Слайд 36. Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений аквагимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий; оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а также способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Слайд 37. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика»Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика» Биоэнергопластика включает в себя три понятия: Био человек энерго энергия, сила пластика плавные движения рук. тела с направленностью.

Автор публикации:
Биоэнергопластика и аквагимнастика
Опубликовано: 1 июля 2021 в 14:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Биоэнергопластика и аквагимнастика» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Акрамова (УИ 85488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД