Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе-основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Анна Овада
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе-основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Практическое занятие с педагогами ДОУ

«Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников

образовательного процесса»

Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.

Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки

Ход проведения.

1. Вступление. Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса».

Эпиграфом практического занятия станут слова писателя - драматурга Юрия Арбатова:

Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: не есть ближнего своего.

1.1. Упражнение «Молчанка»

Цель: разминка, повышение настроения.

Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (возможно построение двух шеренг). Психолог встает около одного конца шеренги.

Инструкция: Нужно стремиться выполнять каждое задание как можно быстрее и в то же время как можно точнее.

Задание первое: нужно расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги – тот, у кого самый не большой рост серди нас. Начали».

Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а на противоположном конце шеренги – с самыми светлыми волосами.

Задание третье: нужно расположиться по датам рождения (без учета года, начало шеренги – 1 января, конец – 31 декабря.

1.2. Информация по теме занятия.

Взаимодействие участников образовательного процесса будет эффективным только в том случае, если в коллективе создана благоприятная морально- психологическая атмосфера (климат).

Чаще всего под морально-психологической атмосферой подразумевают:

- особенности психологического настроя сотрудников коллектива, который проявляется в их деятельности;

- особенности и нормы взаимодействия сотрудников: то, каким образом сотрудники относятся к своему труду, как взаимодействуют друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его.

Основными факторами влияющими на формирование морально-психологической атмосферы являются:

• содержание, организация и условия трудовой деятельности;

• характер производственных отношений в коллективе;

• характер руководства;

• особенности работы органов управления и самоуправления;

• степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

• социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы;

Благоприятную ПА характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т. д.

Неблагоприятную ПА характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т. д.

1.3. Оповещение о результатах поведенного тестирования.

В тестировании по методике оценки психологической атмосферы в коллективе, А. Ф. Фидлера, приняло участие 24 педагога.

По итогам тестирования выявлены следующие результаты:

Оценили существующую психологическую атмосферу в коллективе как неблагоприятную 4 % респондентов;

Средней степени благоприятности психологическую атмосферу в коллективе отметили 62 % респондентов;

Высокую оценку степени благоприятности психологической атмосферы дали 37 % респондентов;

В число основных свойств, характеризующих психологическую атмосферу нашего коллектива входят: дружелюбие, согласие, удовлетворенность, продуктивность деятельности, теплота взаимоотношений, сотрудничество, взаимная поддержка, занимательность, успешность.

1.4. Упражнение «Мозговой штурм»

Группа делится на три группы для обсуждения конкретного вопроса и выработки единого мнения…

- Определите методы и приёмы гармонизации взаимоотношений в коллективе.

- Перечислите личностные качества важные для межличностного общения.

- Что можно сделать для создания благоприятного морально- психологического климата в нашем коллективе?

1.5. Информация «Как располагать к себе людей».

Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:

1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

2. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

3. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т. д.).

4. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

5. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

6. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

7. Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

8. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

9. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

10. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

11. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

12. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

13. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

14. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

1.5. Упражнение «Остров мечты»

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировосприятия.

Звучит релаксационная музыка. Примите удобную позу, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления растекается по мышцам: становится тепло голове, становится тепло шее, тепло спускается ниже: к груди… протекает по животу, опускается к ногам, теплеют кончики пальцев.

Все вы находитесь на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и журчащие ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место для наслаждения, займите его и получайте удовольствие от жизни. Посмотрите вокруг себя. Рядом с вами те, кого вы хотите видеть. Каждому здесь хорошо. Насладитесь удовольствием, которое вы сейчас испытываете… когда вам захочется вернуться, откройте глаза и потянитесь.

1.6. Заключение. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами попытались не только изучить морально-психологическую атмосферу (климат) нашего коллектива, но и ознакомились с рекомендациями по его улучшению, создали позитивный настрой для дальнейшего взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Прикреплённые файлы:

klimat-v-kolektive_8obf6.ppt | 636 Кб | Скачан: 86
 
Публикации по теме:

Организация эффективного взаимодействия с родителями как одно из условий психолого-педагогической поддержки семьи Проблема эффективного взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в.

Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Опыт работы «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» Я хочу поделиться опытом работы (1слайд) по теме: «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» (2 слайд) Среди.

Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остаётся одной из приоритетных.

Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений В настоящее время в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в Российской Федерации дошкольное образование.

Рекомендации для участников образовательного процесса «Я-талантливый ребенок» «Я – талантливый ребенок» Приглашаем коллег, родителей попытаться помочь выявить и раскрыть способности у своих детей, которые, может быть.

Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Тренинг для молодых педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Тренинг для молодых педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Ведущий: старший воспитатель Панюкова.

Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы семейного клуба «Счастливая семья» Детство – годы чудес. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период интенсивного физического.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе-основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 18:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД по кружковой работе «Маленький горожанин» тема «Моя семья» (старшая группа)
Цели: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к...
Детский мастер-класс «Снеговичок»
ДЕТСКИЙ МАСТЕР - КЛАСС " СНЕГОВИЧОК " Воспмтатель загадывает детям загадку: Он самый добрый и веселый помошник Деда Мороза. Его первым лепят дети...
Фотоотчет о занятии в средней группе «Наши ушки»
В рамках тематической недели «Чтобы уши слышали», мы провели НОД «Наши ушки». Цель. Формировать представление об органе слуха - ушах; значении органа...
Дидактическая игра «Покажи предмет» для детей младшего возраста
Цель игры: учить детей выделять форму конкретного предмета окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами, закреплять названия фигур....
Фотоотчёт об аппликации с элементами рисования во второй младшей группе...
Снова за окном зима, Снег кружится за порогом, Покрывая все дома, Заметая все дороги. Падают снежинки, за окном поют ветра, Падают снежинки от заката...