Папки-передвижки

Блок упражнений. Обучение и закрепление словоизменению слов второго класса

Светлана Гнилицкая
Блок упражнений. Обучение и закрепление словоизменению слов второго класса

«Поговори со мной малыш! Или как научить ребёнка говорить?» Егорова Н. В.

Второй блок упражнений. Обучение и закрепление словоизменению слов второго класса.

Отработка образования и проговаривания словосочетаний со словами первого класса I типа склонения.

Игровое упражнение «Прятки». Задачи: 1) отработать образование и проговаривание словосочетания «указательное местоимение (это) + сущ. 1-ого класса им. падежа ед. числа I типа склонения»; 2) организовать с ребёнком простейшую форму диалога.

Публикация «Блок упражнений, Обучение и закрепление словоизменению слов второго класса» размещена в разделах

Ход упражнения. Логопед поочерёдно в ряд раскладывает картинки (от 3 до 6, а ребё нок называет их: «Это ваза, это туча, это муха и т. д.». Логопед ведёт игру (в последующем сами дети, играя в парах, могут поочерёдно вести игру) : «Где муха?». Ребё нок: «Вот муха?». Логопед: «Это муха?». Ребё нок: «Да, это муха!» и т. д. Ребё нок свой ответ сопровождает движением руки: он хлопает открытой ладошкой по руке логопеда или другого ребёнка, партнёра по игре.

Отработка понимания и использования категории числа существительных первого класса I типа склонения.

Игровое упражнение «Один – это всё». Задачи: 1) закреплять образование категории числа сущ. 1-ого класса I типа склонения в им. падеже; 2) развивать понимание категории ед. и мн. числа глаголов 3-его лица изъявит. наклонения.

Ход упражнения. Логопед выкладывает перед ребёнком слева – картинку с изображением одного предмета и приложенным справа от картинки графическим образом буквы «а» (картинное изображение артикуляции и (или) буквы); справа выкладывает картинку с изображением нескольких предметов, с приложенной к ней графическому образу звука «ы» («и») (картинное изображение артикуляции и (или) буквы). Логопед, показывая на один предмет, чётко проговаривает слово «ваза-а-а», показывая указательным пальцем в момент произнесения окончания его графического образа. Затем показывая на несколько предметов, произносит слово «вазы-ы» с показом указательным пальцем в момент произнесения окончания его графического образа.

1 подход игрового упражнения. Ребёнок повторяет за логопедом поочерёдно слова в ед. и мн. числе, показывая указательным пальчиком карточки с окончанием слов. Игровой подход заканчивается заданием логопеда: «Покажи, где вазы! Это!», ребёнок показывает и заканчивает фразу «…вазы». Логопед: «Покажи, где ваза! Это…», ребё нок показывает и заканчивает фразу: «…ваза». За один подход упражнения отрабатывается от 3 до 5 пар слов.

2 подход игрового упражнения. После проработки всех пар слов сущ. 1-ого класса I типа склонения, логопед вразнобой показывает картинки из пары слов, а ребё нок называет их: «Ваза, ваза, вазы, ваза, вазы, вазы и т. д.». За один подход упражнения отрабатывается от 3 до 5 пар слов.

3 подход игрового упражнения. Логопед перед ребёнком выкладывает пару слов и просит : «Догадайся, какое слово я загадала. Стоит… ваза или вазы». Если ребёнок затрудняется в определении слова, то логопед даёт образец правильного и неправильного словосочетания : «Стоит ваза или стоят ваза? Так что же стоит?», ребё нок: «ваза» и т. д.

Методические указания: в один игровой подход необходимо выбирать слова с одинаковыми окончаниями во множественном числе «ы» или «и».

Игровое упражнение «Куча мала». Задачи: 1) закреплять образование категории числа сущ. 1-ого класса I типа склонения в им. падеже; 2) отрабатывать операцию выбора нужного слова и нужного окончания по предъявлению картинного изображения слова в ед. или мн. числе.

1 подход игрового упражнения. Логопед выкладывает перед ребёнком перевёрнутые картинки с изображением пары слов в ед. и мн. числе, например по пять картинок слов «ваза» и «вазы». Ребёнок берёт и переворачивает картинку, узнаёт слово, называет его с правильным окончанием «и» или «ы».

2 подход игрового упражнения. По мере освоения ребёнком использования окончаний ед. и мн. числа сущ. I типа склонения, количество слов-картинок может постепенно увеличиваться от 2 до 5 пар слов.

Методические указания: в один игровой подход необходимо выбирать слова с одинаковыми окончаниями во мн. числе «ы» или «и».

Образование и закрепление в речи винительного падежа единственного числа у существительных первого класса I типа склонения.

Игровое упражнение «Волшебная коробочка». Задачи: 1) отработать образование вин. падежа ед. числа сущ. 1-ого класса I типа склонения; 2) отработать образование и проговаривание словосочетания «на + сущ. 1-ого класса вин. падежа ед. числа 1 типа склонения»; «указательное местоимение (там) + сущ. 1-ого класса им. падежа ед. числа I типа склонения»; 3) отработать противопоставление слов «на» и «дай».

Ход упражнения. Логопед достаёт неаккуратно сложенную стопку карточек и обращается к ребё нку с просьбой: «Помоги мне сложить карточки вот в эту волшебную коробочку (логопед подаёт музыкальную шкатулку, давай мне слова! Дай вазу-у-у!». Логопед пальцами открытой ладошки показывает на себя: «А ты говори так – на (логопед выбрасывает ладошку вперёд) вазу-у-у!». Ребё нок: «На вату-у-у», при сопряжённом проговаривании словосочетания логопед, а вместе с ним и ребёнок в конце слова тянут звук «у», сопровождая проговаривание движением «ниточка» от лабиализованных губ говорящего. Получив картинку, логопед кладёт её в шкатулку, закрывая её с проигрыванием музыки.

В конце упражнения логопед задаё т вопрос: «Что же ты дал (а) мне?», в быстром темпе логопед показывает картинки, а ребёнок проговаривает слово с акцентуацией последнего звука, договаривая фразу логопеда: «дал (а…», а ребё нок: «козу-у-у, вазу-у-у» и т. д. Завершая игровое упражнение, логопед просит припомнить все картинки-слова, находящиеся в шкатулке: «Что там?». Ребё нок: «Там ваза, там коза и т. д.».

Отработка предложно-падежных конструкций существительных первого класса единственного числа I типа склонения.

Игровое упражнение «Гости». Задачи: 1) отработать образование род. падежа ед. числа сущ. 1-ого класса I типа склонения с предлогом У; 2) отработать образование словосочетания «сущ. 1-ого класса им. падежа ед. числа I типа склонения + предлог У + сущ. 1-ого класса род. падежа ед. числа I типа склонения»; 3)отработать противопоставление им. и род. падежей ед. числа сущ. 1-ого класса I типа склонения.

Ход упражнения. Логопед выкладывает перед ребёнком картинки сущ. первого класса I типа склонения (от 3 до 6). Ребё нок называет их: «Это ваза, это коза, это муха и т. д.». Логопед: «К нам прилетела сова и хочет познакомиться с нашими словами, пойти к ним в гости. Поможешь сове?». Логопед: «Летела, летела сова, умная голова. Летела, летела и села …». Логопед «садит» сову У какой-либо картинки и проговаривает фразу: «Сова села У козы». Логопед сопровождает свою речь движениями: сова – показывает указательным пальцем на игрушку; села – делает движения на стуле; «у» – тянет «ниточку» от лабиализованных губ; козы – показывает на картинку «коза» и в последний момент чётко артикулирует звук «ы», показывая ручную модель звука. Затем совместно с ребёнком ещё раз логопед произносит и показывает предложение. Таким способом ребёнок проговаривает все предложения.

В конце игры для закрепления произнесения правильного окончания и предлога У, логопед поочерёдно «садит» у каждой картинки сову, произнося: «Сова села…», ребё нок договаривает:«…у вазы-ы-ы, у ваты-ы», логопед в момент проговаривания помогает ребёнку жестами.

Методические указания: в один игровой подход необходимо выбирать слова с одинаковыми окончаниями в род. падеже «ы» или «и».

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Итоговое мероприятие (блок «Пришла зима») по коммуникативной деятельности «Музыка зимы» в группе ЗПР Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3» г. Данков Итоговое мероприятие (блок.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Повторение и закрепление изученных букв» Тема: Повторение и закрепление изученных букв. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. -Прочитайте высказывание: Азбука-ступенька.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Блок упражнений. Обучение и закрепление словоизменению слов второго класса
Опубликовано: 14 мая 2024 в 04:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД