МААМ-картинки

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Юлия Барловская
Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Игры для 2-3 лет:

• Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

- найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета;

- найди все фигуры как эта по цвету (воспитатель показывает фигуру и спрашивает, какого она цвета);

- найди все фигуры в форме круга (воспитатель треугольника, квадрата, прямоугольника);

- найти все фигуры как эта по форме (воспитатель показывает и спрашивает, какая она по форме);найти все маленькие (большие фигуры);

- найти все фигуры как эта по размеру (воспитатель показывает и спрашивает, какая она по размеру – большая или маленькая);

Публикация «Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• Более сложный вариант – найти не такие фигуры: все не красные, не круглые, не тонкие и т. д.

• Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме.

Составь плоскостные изображения предметов: для этих игр используется как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых, используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

• Игра «Волшебный мешочек». Все фигуры складываются в мешок. Попросить детей на ощупь достать фигурку и характеризовать ее по одному или нескольким признакам. Либо назвать форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

• Игра «Что изменилось». Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6, просим внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» просим закрыть глаза и убираем одну из фигур. Произносим считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и просим сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложняем его

фигурки не убираются, а меняются местами.

• Игра «Магазин». Все фигуры раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) в начале года, и покупателя (продавцом может быть и взрослый, и другой ребенок) в конце учебного года. Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное печенье. Продай мне его, пожалуйста» Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».

Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение. В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 2-3 признака.

Игры для 3-4 лет:

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых

освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру,

толщине.

«Найди пару».

«Цепочка» : от произвольно выбранной фигуры постараться построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки – чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по по толщине и размеру, по размеру и форме и т. д.); Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по цвету; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и др.

«Второй ряд» : выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же (или наоборот, другой) формы (или цвета, размера); Такой же формы, но другого цвета; другая по цвету и по размеру; не такая по форме, размеру и толщине и др.

«Домино» : в игре участвуют не больше четырех играющих. Все фигуры делятся поровну между участниками. Каждый поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному – фигурами другого цвета (формы, размера); фигурами того же цвета, но другой формы; фигурами другого цвета и формы; такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера; фигурами другого цвета, формы, размера, толщины и т. д.

«Третий лишний». На картонку

выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.

Подвижная игра «Автомобили». Для игры понадобятся ворота (гараж, на которых наклеены геометрические фигуры, например: большой синий квадрат и маленький красный круг, такие же блоки лежат на столе. Дети выбирают понравившиеся фигуры (фигура обозначает марку машины). Пока звучит музыка, «машины» двигаются по площадке, по окончании музыки «автомобили» заезжают в свой «гараж».

Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами,

которые отлично развивают у детей способность логически

мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой

нужно объяснить ребенку основную терминологию – «внутри»

и «вне» обруча.

«Рыбки в пруду» Договоритесь с ребенком, что все большие (маленькие, желтые, красные и т. д.) блоки – это рыбки, их нужно «запустить в пруд» (в обруч).

Игра «Печенье для Мальвины и Буратино»

Для игры приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом (красный и синий). Разместите на твердой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Детям предлагается разделить печенье (блоки) между Мальвиной и Буратино. У Мальвины - все круглые, а у Буратино - все красные.

Игры для 5-6 лет

Знакомство детей с карточками-символами:

с обозначением цвета: кляксы красная, синяя, желтая;

для обозначения формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

для обозначения размера: большая фигура обозначается многоэтажным домиком, маленькая фигура – одноэтажным домиком;

для обозначения толщины: толстая фигура обозначается толстым человечком, тонкая – худым.

«Найди свой домик».

Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку (разложить по коробкам со значками).

«Какой фигуры не хватает».

Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки.

«Загадки».

Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры.

«Волшебный кубик» На грани кубика наклейте символы-знаки. Ребенок или взрослый бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4, можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.

«Найди клад». Разложите фигуры на поверхности, под одну из них спрячьте «клад». Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только «да» или «нет» : «Клад под синим блоком«Нет», «Под красным?»«Нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

«Подбери ключ к замку»

Игра «Украсим елку бусами». Для работы нужно подготовить изображение елки, логические фигуры и карточки с символами. Цель игры заключается в том, чтобы украсить елку пятью рядами бус. Каждый ряд насчитывает три бусы. На карточке цифра обозначает порядковый номер нитки. Украшать елку нужно сверху вниз. По схеме необходимо украсить первый ряд бусами. Например, большой

синий круг, маленький синий треугольник и большой синий квадрат.

По аналогии размещаем оставшиеся бусы. При этом заштрихованный кружок указывает на местоположение бусинки на нитке.

Игра «Магазин».

В процессе игры понадобятся логические фигуры и карточки

с картинками различных предметов. Ребенок представляет себе, что он приходит в магазин детских игрушек. Для покупки товара используются специальные деньги – логические фигуры. На одну купюру разрешается приобрести только один товар. Правила покупки

заключаются в том, что можно купить ту игрушку, в которой присутствует только одно свойство логической фигуры.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

Непосредственная образовательная деятельность – обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

• Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры) :

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);

в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

Работа с блоками и логическими фигурами Золдана Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и подготовит детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.

Прикреплённые файлы:

bloki-denesha_vv5ee.pptx | 13750,83 Кб
 
Публикации по теме:

«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» «Игра – как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Слайд 2 «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста «Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» Коллекционирование.

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Коллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастаКоллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста .

Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Автор: Парахина Марина Александровна «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Проблема.

Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей» 1. Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году была определена тема самообразования «Проектная деятельность как средство развития.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Прежде чем давать.

Программа самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4–5 лет» МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка» Программа самообразования на 2018-2019г. воспитателя Иткиной Ирины Владимировны Тема: «Проектная.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» О. В. Коржова, воспитатель МДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 17:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД