Папки-передвижки

Богатыри — защитники земли русской

***
Богатыри — защитники земли русской
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

"Богатыри-защитники земли русской»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально- художественная. Основная образовательная область: социализация

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.

Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества.

Публикация «Богатыри — защитники земли русской» размещена в разделах

Задачи: Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе богатырей – защитников русской земли. Формировать патриотическую память. Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России. Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины.

Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья –разбойника, Змея-Горыныча, Бабы Яги. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей и нечисти, карточки с изображением с предметов современной одежды канат, деревянные интерьерные украшения, макеты богатырского оружия, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности : спичечные коробки, пластилин, бумага,цветные карандаши, природные материалы (веточки, семечки, жёлуди) и т. д

Предшествующая работа: Рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри»и Н. К. Рерих «Бой со змеем». Чтение отрывков о древнерусских богатырях «Как Илья из Мурома богатырем стал…», «Финист –ясный сокол», «На заставе богатырской», «Вольга Всеславович», «Змей Горыныч»и другие. Прослушивание песен о Руси –матушке, рисование на тему «Богатырский конь», «Древние города». Разучивание с детьми ролей инсценировки.

Возраст детей: старшая группа.

Ход мероприятия.

Организованная деятельность детей проводится в музыкальном зале, окна - занавешены, зал украшен в духе Древней Руси, стены - «деревянные», иконы в Красном углу, прялка, вышитые рушники, и т. д… На стенах развешены изображения - символы богатырской эпохи - меч, щит, лук и стрелы в колчане, булава, палица, элементы одежды и снаряжения богатырей.

В группу входит воспитатель в русском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

Дети здороваются.

Воспитатель:

- хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

Тухнет свет, раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1, появляются Баба Яга, Соловей-разбойник, Змей –Горыныч и татаро-монгольские всадники.

Воспитатель:

-Ой, ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас обкладывать. Ребята, а Вы узнали кто это? А давайте я вам помогу:

Свист соловьиный

Взор орлиный

Не зверь, не охотник

А (соловей разбойник)

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь

В ноздри он дышал огнем

Ночью стало словно днем

Он украл забаву

Потащил в дубраву

(Змей Горыныч)

Воспитатель:

-Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2) .

- Позвоним сейчас в набат, будем богатырей мы звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» (музыкальное сопровождение – приложение 3, в зале появляются богатыри, нечистая сила уходит.

- А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети: богатыри…

Воспитатель:

-А кто такие богатыри?

Дети:

-Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:

– Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь

- А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем….

- Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит…а врагу и подавно не пройти… Ребята, в детском саду мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети:

- «Тугарин Змей», «Никита Кожемяка», «Соловей-разбойник»

Воспитатель:

- А каких еще богатырей Вы знаете?

Дети:

- Михайло Потык, Ставр Годинович, Пересвет, Микула Селянович, Вольга Всеславович….

Воспитатель:

- А давайте вместе с богатырями сделаем разминку. (Дети повторяют движения за богатырями) Звучит музыка «Богатырская» (приложение 3)

Богатырь он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял …

Зорко – зорко наблюдал …

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

Воспитатель:

-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»

Подвижная игра «Перетяни канат» : дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.

Воспитатель:

-Ох, ребята, какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.

Воспитатель:

- Илюша, богатырь, а расскажи-ка нам, что за одежда на тебе такая необычная.

Богатырь Илья - Муромец описывает свою одежду и объясняет ее назначение

- Это рубаха - она приятна к телу, в мороз греет, в жару – холодит.

- Это кольчуга железная – она защищает грудь и спину от вражеских стрел

- Это латы – они берегут тело от вражеского меча и топора

- Это шлем – он бережет наши головы

Воспитатель:

-Алёша Попович, а что за оружие у тебя в руках?

(Богатырь рассказывает о видах оружия и его назначении.)

Алеша Попович:

- Это меч – рубить врагов земли русской.

- Это щит – отражать удары неприятелей

-Это палица колючая – сносить головы басурманам

-Это кистень беспощадный – не уйти врагу невредимым…

-А это лук да стрелы. Берегись басурманин! Не укрыться тебе ни в лесу, ни под горой!

Воспитатель:

- Как вы хорошо рассказываете! Ребятам очень интересно!

-А поведай нам, Добрынюшка – богатырь, как Вы коней себе выбираете?

Добрыня Никитич:

- А коней мы выбираем себе под стать…сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, как бы они нас выдерживали бы?

Воспитатель:

- Спасибо вам за рассказ! Ребята, а давайте поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель:

- Вот спасибо Вам ребята! С таким снаряжением нас врагу ни за что не одолеть!

Богатыри читают стихи :

Три защитника, три брата, три богатыря

Русь на воинов богата говорят не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною Русь

Мать – земля, родные хаты

Эй, смелее в бой ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь,

Враг, не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

Тухнет свет, раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1, появляются Баба Яга, Соловей-разбойник, Змей –Горыныч и татаро-монгольские всадники.

Воспитатель:

- Снова на землю Русскую напала нечисть разная. Выручайте, нас богатыри!

Разыгрывается сцена боя между богатырями и нечистой силы. В итоге богатыри прогоняют нечисть за пределы русской земли (нечисть уходит из зала).

Воспитатель :

- Ой вы, гой-еси, Святорусичи –богатыри, оседлали вы коней верных, да стояли вы за веру и Отечество. Низкий Вам поклон от всей Руси!

Богатыри кланяются и уходят.

Воспитатель:

- Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?

Дети:

- Виктор Михайлович Васнецов картине «Богатыри».

- Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»

и другие ответы… (воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)

Воспитатель:

- А теперь я приглашаю вас поиграть.

Проводится игра «Скажи и объясни». Дети делятся на две команды: одна команда говорит пословицу богатырскую – а вторая объясняет ее смысл, а потом наоборот.

- Головою думай, а силой борись.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Сам погибай – а товарища выручай

- Жить - Родине служить.

- Не тот герой, кто награду ждет, а то, кто за народ идет!

- Если дружба велика, будет Родина крепка!

- Своя земля и в горсти мила.

- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Воспитатель:

- Какие молодцы! Все они знают, все могут объяснить … Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.

Продуктивная деятельность- материалы: спичечные коробки, пластилин, бумага,цветные карандаши, природные материалы (веточки, семечки, жёлуди и т. д

Стоят четыре стола. За каждым столом – разные виды деятельности. Дети рассаживаются за столы по желанию.

1. Лепка из пластилина и природного материала. Воспитатель предлагает вылепить палицу по образцу из веточек, черенков, пластилина, подсолнечных семечек

2. Конструирование. Воспитатель предлагает собрать из отдельных элементов богатырского коня (по схеме)- крепкого и мощного из спичечных коробков, зубочисток, веток, пластилина или мастики,ваты, ниток, пакли

3. Аппликация. Воспитатель предлагает выполнить работу по образцу – шлем богатырю. (склеить из двух частей как шапочку –пилотку и разукрасить цветными карандашами или фломастерами)

4. Рисование с элементами аппликации. Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.

Воспитатель:

-Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою. Все были молодцами, хорошо выполняли все задания, были внимательными, сообразительными, ловкими и смелыми. И я хочу сделать вам подарки –раскраски о русских витязях. Спасибо за внимание.

Список используемой литературы

1. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. /Мулько И. Ф. М. ТЦ «Сфера» 2004.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

3. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

5. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.

6 Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.

7. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.

8. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007

9 Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.

10. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада / Артемова Л. В. М., Просвещение. 1991 - 127 с., ил.

Приложение 1

Музыкальное сопровождение для выхода нечисти (соловей- разбойник, баба Яга, змей Горыныч, басурмане) – представлено в электронном виде на CD диске

Приложение 2

Музыкальное сопровождение - перезвон колоколов. Представлено в электронном виде на CD диске

Приложение 3

Музыкальное сопровождение для выхода богатырей - представлено в электронном виде на CD диске

Приложение 4

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь – дорогу…»

Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества.

Задачи: Формировать патриотическую память. Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России. Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины. Закреплять знания детей о элементах одежды и снаряжения богатырей.

Ход работы:

Воспитатель раздает детям карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат и т. д. И детям предлагается выбрать правильный вариант.

Публикации по теме:

Былинные герои.Былинные герои. Былинные сюжеты и герои в искусстве и литературе. Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят.

Патриотическое воспитаниеПатриотическое воспитание В воспитании дошкольников огромную роль играет нравственно-патриотическое воспитание. Это сложный пед. процесс. Мы воспитываем уважение к.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Богатыри — защитники земли русской
Опубликовано: 23 января 2012 в 10:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Богатыри — защитники земли русской» (включая файлы) размещена пользователем *** (УИ 3771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД