Получи документы

Конспект занятия «Бытовые предметы (Казачество)» (28 фото)

Светлана Агафонова
Конспект занятия «Бытовые предметы (Казачество)»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Бытовые предметы (Казачество)»

Программное содержание:

Закрепить представления детей о многообразии донской культуры, о бытие казачества. Закреплять знания особенности разговорной речи казаков, умение использовать в речи пословицы и поговорки, пение частушек, песни. Контролировать правильное произношение звуков, поставленных логопедом. Упражнять детей - логопатов пользоваться в ответах простыми и сложными предложениями. Развивать речь, как средство общения. Воспитывать интерес к истории донской культуры. Способствовать развитию у детей ответственного, бережного, эмоционального - положительного отношения ко всему окружающему. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к историческому прошлому родного края, его культуре. Продолжать работу по обогащению бытового словаря.

Публикация «Конспект занятия „Бытовые предметы (Казачество)“» размещена в разделах

Словарная работа: Ввести в пассивный словарь детей: станица, курень, порожки, балясы, глечик, ухват, сени, постав, рушник, скрытня, веретено.

Предварительная работа : Знакомство с историей донского края, с казачьими обычаями, песнями, поговорками, с бытом, с обстановкой донского куреня. Посещение музея, рассматривание иллюстраций по данной теме.

Материал и оборудование: Казачьи курень, казачьи костюмы, предметы быта.

Ход занятия : Воспитатель и дети одеты в казачьи костюмы (звучит казачья песня, входят гости)

Воспитатель с детьми встречают гостей.

Воспитатель: Здравствуйте, пожалуйте, гости дорогие, будьте как дома!

Веселья вам да радости!

Проходите в нашу светлицу!

Посмотреть да повеселится!

Фото «Бытовые предметы (Казачество)»

Воспитатель: Давным-давно поселились на берегах Тихого Дона вольные люди – казаки. Стали они собираться в станицы да жить - поживать. И весь этот край с тех пор называется знакомыми и родными нам словами – Донская земля. И на этой земле казаки строили свои дома.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете называли свой дом казаки?

Дети: Курень.

Воспитатель: А что означает слово курень?

Дети: Комнаты по кругу. Можно было легко перейти из одной комнаты в другую.

Воспитатель: Правильно, казаки строили свой курень так, что можно было перейти из одной комнаты в другую.

Воспитатель: А из чего строили курень?

Дети: Из глины, соломы, дерева.

Воспитатель: Молодцы, т. е. то, что давала природа, а сколько этажей имел курень?

Дети: 2 этажа. 1 этаж – низы (холодная, 2 этаж – сам дом.

Воспитатель: Правильно, как вы думаете, почему низы и что там находилось?

Дети: Эта комната низы, холодная, там хранили овощи, фрукты, оружие.

Воспитатель: 1 этаж куреня традиционно называется низы. В центре низов находилась комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату - «холодной». В ней всегда был сквозняк, и там хранили овощи, фрукты.

Ребята, вы говорили, что в этой комнате хранилось оружие, а для чего?

Дети: Казаки защищали свой дом от врагов, которые часто нападали.

Воспитатель: Какую поговорку при этом говорили?

Дети: «Мой дом-моя крепость»

Воспитатель: Молодцы. Гости, обычно приходя в дом казака, поднимались по широким ступеням, казаки их называли?

Дети: Порожки.

Воспитатель: На 2 этаж и проходили по балкону, который назывался?

Дети: Балясы.

Воспитатель: Заходили в маленький коридор, его название вспомните?

Дети: Сени.

Воспитатель: А вот ребята вам загадка, которая поможет отгадать, что находилось в сенях.

Три братца пошли купаться

Два купаются, третий на берегу валяется,

Искупавшись, вышли, на третьем повисли

(Ведро и коромысло)

Воспитатель: Правильно, в сенях стояли коромысло и ведра, так казачки ходили за водой, а может из вас кто покажет, как носили воду?

Конспект занятия - фото
Фото №1 Программное содержание Закрепить представления детей о многообразии донской культуры о бытие казачества Фото №2 Закреплять знания особенности разговорной речи казаков умение использовать в речи пословицы и поговорки пение частушек песни Фото №3 Контролировать правильное произношение звуков поставленных логопедом

Молодцы!

Воспитатель: Из сеней попадаем на кухню. Здесь стоит печь. А как вы думаете, для чего нужна печь?

Дети: Здесь готовили еду, пекли хлеб.

Воспитатель: А возле печи?

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает

Что схватит, отдает

Сам в угол идет.

(Ухват)

Воспитатель: А что хватал ухват, как вы думаете? Что это за посуда?

Упражнять детей логопатов пользоваться в ответах простыми и сложными предложениями Развивать речь как средство общения Воспитывать интерес к истории донской культуры Способствовать развитию у детей ответственного бережного эмоционального положительного отношения ко всему окружающему Воспитывать эмоционально положительное отношение к историческому прошлому родного края его культуре Продолжать работу по обогащению бытового словаря

Дети: Чугунок, казан, глечик, кувшин.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего делали посуду?

Дети: Глина, металл, дерево.

Воспитатель показывает кувшин глечик. Знают, ли дети как называется эта посуда и что в ней хранили, из чего делали, чем отличается кувшин и глечик.

Воспитатель: Посуду хранили в шкафу, может, кто из вас знает, как он называется?

Дети: Постав.

Воспитатель: Ребята, а что еще делали на кухне, нам поможет игра.

Пальчиковая разминка.

Фото №4 Публикация Конспект занятия Бытовые предметы Казачество размещена в разделах Казаки Фото №5 Культура и традиции кубанских и донских казаков Конспекты занятий

Воспитатель: Молодцы, а теперь проходим в залу, которая всегда готова к приему гостей. В переднем углу комнаты располагался красный угол, как вы думаете, почему так называли?

Дети: Красный – значит красивый.

Воспитатель: А что здесь находится?

Дети: Божница, покрытая рушником, рядом висят пучки травы, украшения из цветной бумаги и ярких ленточек.

Фото №6 Все конспекты Темочки Словарная работа Ввести в пассивный словарь детей станица курень порожки балясы глечик ухват сени постав рушник скрытня веретено

Воспитатель: Ребята, чем украшали стены казаки и почему?

Дети: Стены украшены оружием, саблями, рисунками, фотографиями казаков. Добывали оружие в сражениях.

Фото №7 Предварительная работа Знакомство с историей донского края с казачьими обычаями песнями поговорками с бытом с обстановкой донского куреня Фото №8 Посещение музея рассматривание иллюстраций по данной теме Фото №9 Материал и оборудование Казачьи курень казачьи костюмы предметы быта

Воспитатель: Молодцы, а какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей храбростью?

Дети: Гриб белый, а казак умелый.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казак - донец, в бою молодец, и в хоре певец.

Казачьи песни слушать, что мед кушать.

Воспитатель: Предлагаю вам ребята и наших гостей повеселить казачьими частушками.

Дети:

Ой, ты, чубик мой смолистый,

Голосок ты мой басистый,

Собирайся, казаки,

Грянем песню у реки.

Дон – великая река,

Дон - отец для казака,

Дон-кормилец и буян,

Славься, Дон - наш атаман.

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона,

Здесь повсюду нас встречает,

Эх, донская старина.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем,

О старинном донском крае

Песни звонкие поем.

Ход занятия Воспитатель и дети одеты в казачьи костюмы звучит казачья песня входят гости Воспитатель с детьми встречают гостей Воспитатель Здравствуйте пожалуйте гости дорогие будьте как дома Веселья вам да радости Проходите в нашу светлицу Посмотреть да повеселится Воспитатель Давным давно поселились на берегах Тихого Дона вольные люди казаки Стали они собираться в станицы да жить поживать

Воспитатель: Молодцы!

Дети: А мы не только петь умеем, и плясать умеем. (Танец детей)

Воспитатель: Молодцы ребята! А что еще находилось в курене?

Дети: На стене весело большое зеркало, покрытое рушником, стоял постав, где находилась посуда для гостей, лавки вдоль стен, сундук - скрытня.

Фото №10 И весь этот край с тех пор называется знакомыми и родными нам словами Донская земля

Воспитатель: А для чего нужен сундук и что там хранилось?

Дети: В сундуке хранили одежду.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в углу дома располагалась кровать, чем она покрыта?

Дети: Лоскутным одеялом.

Воспитатель: Рядом стояло, что это такое как вы думаете и для чего нужна?

Дети: Прялка, на ней пряли пряжу.

Фото №11 И на этой земле

Воспитатель: Долгими зимними вечерами казачка пряла пряжу.

Ребята, как вы думаете, что же в центре нашего куреня?

Дети: В центре всегда стоял стол покрытый скатертью и готов к приходу гостей.

Фото №12 Культура и традиции кубанских и донских казаков казаки строили свои дома

(Звучит музыка)

Воспитатель: Молодцы ребята, все рассказали гостям, где жили казаки, что находилось в их доме, как встречали гостей.

Воспитатель: Берет пирог и обращается к гостям.

Фото №13 Воспитатель Ребята а как вы думаете называли свой дом казаки Дети Курень

Мир вам, гости дорогие

Вы явились в добрый час

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас

Хлебосольством да радушьем

Знаменит родной наш край

Здесь для вас и сказки русские

И медовый каравай

И места гостям приметные

За обеденным столом

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

(Воспитатель дарит каравай)

Фото №14 Воспитатель А что означает слово курень Дети Комнаты по кругу

Умел народ трудиться – умел и веселиться

А ну, народ, становись в хоровод!

(Дети и гости танцуют)

Фото №15 Можно было легко перейти из одной комнаты в другую

Воспитатель: Вот настал момент прощанья. Будет краткой наша речь.

Говорим мы «До свиданья, до счастливых новых встреч».

Публикации по теме:

«Казачьи посиделки» в любимом «Солнечном»«Казачьи посиделки» в любимом «Солнечном» 25 апреля в нашем детском саду состоялся казачий фестиваль под названием "Казачьи посиделки".». Праздник начался в 10. 00 утра, гостей.

Перспективное планирование занятий по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада Сентябрь *Хлеб - всему голова! - познавательное развитие; *С чего начинается Родина? - развитие речи; *Что растёт в лесу? - экология; *Осенний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Бытовые предметы (Казачество)»
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 15:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Бытовые предметы (Казачество)»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Агафонова (УИ 293981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД