Надежда Валуева
Час общения в 4 классе «Конфликт и пути их решения»
▼ Скачать + Заказать документы
4 класс Учитель : Валуева Н. А.
Тема "Конфликт и пути его решения"
Дата проведения: январь 2018 г.
Цель:
1. Способствовать формированию у учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций, находить способы их разрешений.
Публикация «Час общения в 4 классе „Конфликт и пути их решения“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
2. Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в коллективе.
3. Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.
Задачи:
1. Образовательные: - познакомить учащихся с основами общения без конфликтов,
–формировать представление о разных вариантах человеческого общения.
2. Развивающие: - развивать познавательный интерес
3. Воспитательные: - воспитывать уважительное отношение к окружающим
Оборудование:
- Презентация, памятки, анкета, звездочки.
I. Организационный момент.
Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия».
Учитель: Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням. По 2 по 3 по 4 (сядьте группами)
Учитель: Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.
- А всегда получается понимать друг друга?
У: Я зачитаю отрывки из изученных нами стихотворений. О чем пойдет речь сегодня на часе общения?
-Кто кого обидел первый
- Он меня!
- Нет, он меня!
(В. Орлов «Кто первый?»)
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два баран…
(С. Михалков «Бараны»)
- К чему может привести непонимание друг друга?
Ученики: непонимание ведёт к ссорам, спорам.
Учитель: Подберите синоним к слову спор, ссора:
КОНФЛИКТ Слайд 1
Да, ссора может перерасти в конфликт.
- Ребята, назовите тему нашего занятия. (Конфликт)
- Чему мы сегодня научимся?
Какие поставим цели? Слайд 2.
1. Узнать, что такое конфликт?
2. Последствия конфликта.
3. Пути его разрешения.
- Где нам понадобятся знания этой темы?
Учащиеся высказывают свои мысли – в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вы ещё маленькие, и вся жизнь у вас впереди, поэтому очень важно уметь ладить с окружающими вас людьми, не конфликтовать.
1 задание
- Что такое конфликт?
От латинского слова - столкновение. Дж. Фон Нейман и Моргенштерн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. Слайд. 3
Работаем в группах, при работе в группе необходимо соблюдать определённые правила. Давайте сейчас их озвучим. Два Д
1Д-Доверие
2Д-Доброжелательность
Работа по группам:
1. Нарисовать человека в ссоре.
2. Нарисовать человека, у которого всё хорошо.
3. Нарисовать человека в драке.
Посмотрим, что у вас получилось.
- А теперь посмотрите, какие люди вам нравятся больше? Почему? (Оценивают, высказывают свое мнение)
- Тема, о которой мы с вами беседуем, актуальна во всём мире. Люди хотят избежать конфликтов в государстве, стране, семье.
Задание 2
Работа в группах.
В течение 3-4 минут проанализировать несколько вариантов конфликтов и определить причину их возникновения. Каждая группа получает свою карточку с описанием конфликта.
1 карточка
«Саша, я сломал твою ракетку», - робко сказал Дима.
«Негодяй! Что ты наделал! Ты мне больше не друг!» - выкрикнул Саша и убежал. Диме уже некому было сказать, что он купил новую и хочет отдать ее другу.
2 карточка
Кате родители не хотели покупать современные вещи, считая это излишеством. Девочка говорила, что они её не любят, и плакала. А в школе некоторые дети её дразнили «беднотой». Катя им в ответ грубила.
3 карточка
На соревнованиях по футболу мальчишки проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова, выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
После выполнения задания представители групп зачитывают свою карточку и представляют результаты своей работы.
Причины возникновения конфликтов : несдержанность,
непонимание,
неумение слушать.
Задание 3
Способы поведения в конфликтных ситуациях.
Сейчас были определены не все, а лишь некоторые причины возникновения конфликтов.
-Обращается внимание на плакат с изображением конфликта в виде тучи.
- Это что-то неопределё нное: туча может разразиться громом и молнией, а может из-за тучи выглянуть солнышко. Так и конфликт может разрешиться положительно или отрицательно. Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины возникновения конфликта, то, наверное, сможете назвать способы их разрешения.
На доске карточки с вариантами способов поведения в конфликтных ситуациях :
УСТУПИТЬ УДАРИТЬ ПОНЯТЬ
ПРОМОЛЧАТЬ РАЗГНЕВАТЬСЯ УПРЯМИТЬСЯ.
- Записать эти слова в два столбика:
1- способы, которые приводят к положительному разрешению конфликта,
2 – способы поведения, которые приводят к отрицательному разрешению конфликта. (Один из учащихся выполняет задание, аргументируя свой выбор).
1- способы, которые приводят к положительному разрешению конфликта,
2 – способы поведения, которые приводят к отрицательному разрешению конфликта. (Один из учащихся выполняет задание, аргументируя свой выбор).
- Как вы думаете, что надо делать, что бы таких людей и конфликтных ситуаций не было?
- Сейчас посмотрим, как можно выходить из конфликтных ситуаций.
Каковы последствия конфликта, если человек всегда ссорится, никому не уступает, спорит? (Учащиеся высказывают свои мысли)
Физминутка: Австралийский дождик.
Задание 4
«Я – задание».
- На предыдущих занятиях мы с вами учились познавать себя и сегодня продолжим эту работу. Вам предлагается подумать и заполнить карточку «Я в конфликте» перечнем привычных для себя способов поведения в условиях конфликта.
Я
В
КОНФЛИКТЕ
(Результаты этого задания не проверяются. Учащимся предлагается самостоятельно сравнить свои карточки с записанными на доске словами первого столбика и подумать, хотели бы они изменить что-либо в своем поведении)
6. Заключительное слово. - Можно ли прожить жизнь без конфликтов? НЕТ!
Конфликты существовали, и будут существовать. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни, но то, как разрешится конфликт, зависит от нашего поведения. Слайд 10. Конфликты имеют свои плюсы.
Желаю всем вам, чтобы в вашей жизни конфликты всегда заканчивались положительно.
Каждый обучающийся получает пожелание памятку для учащихся.