Папки-передвижки

Чистоговорки: что это и как с ними работать

Волобуева Елена
Чистоговорки: что это и как с ними работать

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Публикация «Чистоговорки: что это и как с ними работать» размещена в разделах

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии.

Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом

Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.

Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.

После нескольких повторений малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.

Усвоив чистоговорку, можно переходить к следующей.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга.

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

«ОГОРОД. ОВОЩИ»

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай

РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород

УК – УК – УК - собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка

АН – АН – АН - спелый баклажан

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

АТ – АТ – АТ - из овощей салат

«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ»

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу

АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес нам надо охранять

ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у берёзы

ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол

НА-НА-НА- высокая сосна

НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны

БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы

ХА – ХА – ХА - тонкая ольха

ИН – ИН – ИН – маленький жасмин

ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина

ШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушу

ВЫ – ВЫ – ВЫ - все деревья без листвы

РА – РА – РА – на стволе кора

ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ.

ИКА – ИКА – ИКА - поспевает голубика

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат малины

ИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костянику

ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику

ИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем землянику

ИКА – ИКА – ИКА – вкусная черника

ГРИБЫ

ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА - на пеньке опята

ВИК – ВИК – ВИК - вырос боровик

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - мокрые маслята

БЫ – БЫ – БЫ - белые грибы

ОЙ – ОЙ – ОЙ - грибочек под сосной

ОР – ОР – ОР - конопатый мухомор

АНКА – АНКА – АНКА - бледная поганка

ОР – ОР – ОР - ядовитый мухомор

НОЙ – НОЙ – НОЙ – отдыхаем под сосной

АТЬ – АТЬ – АТЬ – лес нам надо охранять

ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные волчата

ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки

РА – РА – РА - для волчат нора

СА – СА – СА - рыжая лиса

ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у лисы

СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису

СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи

ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет медведь

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата

АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ - трусоватый заяц

СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу

ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло

ЖИ – ЖИ – ЖИ - в траве бегают ежи

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - засыпают все ежата

ЖИ – ЖИ - ЖИ - колючие ежи

ЖУ – ЖУ – ЖУ - молока дадим ежу

ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось

ОЛЬ – ОЛЬ - ОЛЬ - лоси любят соль

СЯТА – СЯТА - СЯТА - длинноногие лосята

ЛЕНИ – ЛЕНИ - ЛЕНИ - гордые олени

НЯТА – НЯТА – НЯТА - убегают оленята

СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята

РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры

РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята

УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули

ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы

НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны

ДО – ДО – ДО - опустевшее гнездо

УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки

ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - поют соловьи

АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим цаплю

ЛИ – ЛИ – ЛИ – улетают журавли

ЖИ – ЖИ – ЖИ - очень шустрые чижи

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - в гнездышке стрижата

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей

ШАТА – ШАТА – ШАТА - запищали кукушата

РА – РА – РА - птицы ловят комара

ДЫ – ДЫ – ДЫ – черные дрозды

ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - птицы прилетели

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - голосистые скворцы

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА – голодные скворчата

ЧИ – ЧИ – ЧИ - черные грачи

ВЯ - ВЯ – ВЯ – грач нашел червя

ДО – ДО – ДО - птицы вьют гнездо

ДЕ – ДЕ – ДЕ - птенчики в гнезде

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы

КА – КА – КА – птенчик держит червяка

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты

АКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки

АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют

НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята

ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котята

ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы

ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – много беленьких козлят

ЗУ – ЗУ – ЗУ - накормили мы козу

СЯТА – СЯТА – СЯТА – в грязь залезли поросята

ОВА – ОВА – ОВА - рогатая корова

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА – траву жуют телята

МУ – МУ – МУ - говорит корова «МУ»

АН – АН – АН - на горе стоит баран

ЦА – ЦА – ЦА - упрямая овца

«ЗИМА»

МА - МА – МА - наступила вновь зима

МА – МА – МА - снежная зима

РА – РА – РА – снежная гора

ДА – ДА – ДА - зимою холода

ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу

ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи

МЕ – МЕ – МЕ - много песен о зиме

МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме

ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму

МОЙ – МОЙ – МОЙ - покатаемся зимой

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ - зимние морозы

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы

ОЙ – ОЙ – ОЙ – очень холодно зимой

ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой

ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – снежная метель

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока

ОНА – ОНА - ОНА – любопытная ворона

ОНЫ – ОНЫ – ОНЫ – прилетели три вороны

ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы

БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей

ОКА – ОКА – ОКА - корм нашла сорока

БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи

БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – стая серых голубей

РИ – РИ – РИ - прилетели снегири

РЕЙ – РЕЙ – РЕЙ - очень много снегирей

ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - прилетели свиристели

ВА – ВА – ВА – глазастая сова

НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне

УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки

АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать

ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

КА – КА – КА - куры нашли червяка

ОВ – ОВ – ОВ - много кур и петухов

УХ – УХ – УХ - кукарекает петух

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - желтые цыплята

ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду

ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - забавные утята

КИ – КИ – КИ - важно ходят индюки

ШАТА – ШАТА - ШАТА - смешные индюшата

СЫНЯ – СЫНЯ – СЫНЯ - вот сидит гусыня

СЯТА – СЯТА – СЯТА - бегают гусята

СЕЙ – СЕЙ – СЕЙ - целое стадо гусей

«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - огромные тюлени

ЛЕНЬ-ЛЕНЬ-ЛЕНЬ- маленький тюлень

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени

АРС – АРС – АРС - пятнистый снежный барс

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые медведи

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы

ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи

АНЕ – АНЕ – АНЕ - айсберг в океане

КОЛ – КОЛ – КОЛ - проплывает ледокол

«МОРСКОЕ ДНО. РЫБЫ»

АН – АН – АН - глубокий океан

РЯ – РЯ – РЯ – синие моря

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА - под водою красота

ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги

АК – АК – АК - проползает рак

ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты

ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины

УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула

УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы

ДУЗЫ – ДУЗЫ – ДУЗЫ – прозрачные медузы

АБА – АБА – АБА – я увидел краба

НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня

ВЕТКИ – ВЕТКИ – ВЕТКИ – мелкие креветки

АЛЛЫ – АЛЛЫ – АЛЛЫ – красивые кораллы

«ВЕСНА»

НА – НА – НА - наступила вновь весна

НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне

НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне

ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи

ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло

НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну

КО – КО – КО - солнце светит высоко

ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи

ГА – ГА – ГА - растаяли снега

УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки

ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи

КА – КА – КА - в небе облака

ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди

«ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ»

ВА – ВА – ВА - зеленая трава

ТЫ – ТЫ – ТЫ - появятся цветы

УТ – УТ – УТ - цветочки зацветут

АШКИ – АШКИ – АШКИ - белые ромашки

АНЧИК – АНЧИК – АНЧИК - пушистый одуванчик

ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - тонкий стебелек

ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК - синий колокольчик

ИЦА – ИЦА – ИЦА - появилась медуница

АЛКИ – АЛКИ – АЛКИ - нежные фиалки

АЛКА – АЛКА – АЛКА - ароматная фиалка

ИЦА – ИЦА – ИЦА - нежная кислица

ИЦА – ИЦА – ИЦА - расцветает медуница

ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - синий василек

АТ – АТ – АТ - незабудки аромат

СУ – СУ – СУ - ландыши в лесу

АТ – АТ- АТ –цветочный аромат

ТЫ – ТЫ – ТЫ – весенние цветы

«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие носороги

ОГА – ОГА – ОГА - накормим носорога

ОТ – ОТ – ОТ - в болоте бегемот

АФЫ – АФЫ – АФЫ - вот идут жирафы

ГА – ГА – ГА – у жирафа есть рога

АЛА – АЛА – АЛА - пушистая коала

АНДА – АНДА – АНДА - маленькая панда

АНКИ – АНКИ – АНКИ - смешные обезьянки

НЯТА – НЯТА – НЯТА – забавные слонята

НЫ – НЫ – НЫ - огромные слоны

ТЕРА – ТЕРА – ТЕРА - грациозная пантера

АРДЫ – АРДЫ – АРДЫ - быстрые гепарды

РИЛЛА – РИЛЛА – РИЛЛА - громадная горилла

ЕНА – ЕНА – ЕНА - шустрая гиена

ЛОПА – ЛОПА – ЛОПА - испугалась антилопа

ПЫТА – ПЫТА – ПЫТА – у зебры есть копыта

ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ – у зебры есть полоски

СЯТА – СЯТА – СЯТА – побежали страусята

ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – горбатые верблюды

УТ – УТ – УТ – звери в Африке живут

«НАСЕКОМЫЕ»

РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары

РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем комаров

ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы

КИ – КИ – КИ - рогатые жуки

КИ – КИ – КИ - ползают жуки

ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк

ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела

СА – СА – СА - полосатая оса

СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу

ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей

ОЛ – ОЛ – ОЛ – зеленый богомол

АНЫ – АНЫ – АНЫ - большие тараканы

ЧИ – ЧИ – ЧИ – тараканы усачи

ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ - бабочка на цветке

УХ – УХ – УХ - очень много мух

УХА – УХА – УХА – прилетела муха

УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух

ПЫ – ПЫ – ПЫ – забавные клопы

НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК – зелененький кузнечик

«ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО»

АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять

АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать

РА – РА – РА - на улице жара

РА – РА – РА – гуляет детвора

ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды

КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке

ОК – ОК – ОК - мы польем песок

ТА – ТА – ТА - летом красота

ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы

АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы

АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать

АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу

ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди

ОК – ОК – ОК - в песочнице песок

АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю

АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате

НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки

Публикации по теме:

Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами»Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами» Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все.

Фотоотчет «Нам работать не лень, трудимся мы целый день!»Фотоотчет «Нам работать не лень, трудимся мы целый день!» Фотоотчет "Нам работать не лень, трудимся мы целый день!"Труд – фундаментальная часть воспитания маленького человека. Он организуется в.

Фотоотчет «Учимся работать с ножницами»Фотоотчет «Учимся работать с ножницами» Фотоотчет «Учимся работать с ножницами» Умение резать бумагу – это один из показателей хорошо развитой мелкой моторики у ребенка. Освоить.

Фотоотчёт «Как мы учились работать с трафаретом в средней группе»Фотоотчёт «Как мы учились работать с трафаретом в средней группе» В детском саду рисуем практически каждый день: то рисуем акварельными красками, гуашью, то на помощь к нам приходят цветные карандаши, иногда.

Фотоотчёт «Учимся работать с ножницами»Фотоотчёт «Учимся работать с ножницами» Уважаемые коллеги и гости моей странички. Представляю Вашему вниманию фотоотчёт с занятия по труду в младшей разновозрастной группе..

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Методическая разработка «Чистоговорки-фантазёрки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Памятка для воспитателей ДОУ «Как работать с дошкольниками с ОВЗ» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию памятку "Как работать с дошкольниками с ОВЗ". 1. Следует выстроить с ребёнком и его родителями.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Консультация «Учимся работать с ножницами» для детей 5 летКонсультация «Учимся работать с ножницами» для детей 5 лет Работа ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Чистоговорки: что это и как с ними работать
Опубликовано: 17 мая 2022 в 23:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД