МААМ-картинки

«Что мы сажаем, сажая леса…» Конспект открытого занятия по развитию речи

Валентина Литвинова
«Что мы сажаем, сажая леса…» Конспект открытого занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Пр. содержания Формировать у детей осознанное правильное отношение к природе.

Расширить и обобщить знания детей о дереве, об истории происхождения дерева, о его строении. Учить детей сравнивать деревья по форме ствола, веткам, плодам, листьям. Дать представление о жизни дерева по годичным кольцам. Познакомить с разными видами семян деревьев: березы, дуба, липы, ели, рябины и т. д. Закрепить пословицы о лесе, дереве. Умение отгадывать загадки.

Публикация «„Что мы сажаем, сажая леса…“ Конспект открытого занятия по развитию речи» размещена в разделах

Закрепить правила поведения в лесу со знаками. Учить действовать по схеме, согласно маршруту. Познакомить детей со значением древесины в народном хозяйстве, искусстве, медицине.

Дать представление о пользе дерева.

Активизация словаря Пирога, старичок-лесовичок, зеленый друг, мощь, живые организмы, кислород, углекислый газ, хвойный лес, смешанный лес, поверье, липа, рябиновые ночи, мутовка, крона, ствол, лекарственные деревья, бетулин, туесок, лукошко, сок, конные экологи, экология, саженец, семена, крылатки, сережки и т. д.

Внушить интерес к окружающей природе. Привить желание беречь деревья, ухаживать за ними. Доставить детям радость, эстетическое наслаждение от общения с природой. Внушить интерес к выставке, ее значение в народном хозяйстве, творчестве.

Материал: костюм сороки, письмо, схема, загадки, знаки поведения, укзатель, песни, стихи, пословицы о лесе, д\и "Липа", костюм белки, корзина, шишки, листья деревьев, картинки, плоды, семена деревьев, коробочки с лекарственными растениями, игра "Сбей шишку", нитки, репродукции "Хоровод", "Ай да береза", костюмы кикиморы и лешего, веночки, желуди, тетради, журнал, доски, бумага туалетная, поделки из дерева, карандаши, репродукции картин "Березовая роща", "Дуб", "Сосновый бор", саженец, вода, ведро, лопаты, значки.

Предшествующая работа: чтение рассказов познавательного характера, о природе, деревьях, заучивание пословиц, отгадывание загадок, экскурсии, посещение выставок, чтение стихов, пение песен, игры-соревнования, знакомство с правилами поведения, ознакомление с красной книгой, поделки из природного материала, рассматривание семян, листьев, плодов деревьев, наблюдение, опыты, сравнения, целевые прогулки в парк.

План: 1. Приход сороки.

2. Письмо.

3. Схема маршрута.

4. Закрепление правил поведения в лесу.

5. Указатель.

6. Песня, встреча с лесовичком.

7. Рассматривание рябины (стихи, загадки).

8. Липа-сравнение.

9. Переход к ели (рассматривание).

10. Встреча с белкой.

11. Игра с белкой.

12. Встреча с кикиморой.

13. Применение плодов в медицине (закрепление).

14. Переход к березе. Хоровод "Ай да береза", стихи.

15. "Дуб" следы.

16. Лесная мастерская.

17. Вручение эмблемы "Посвящение в юные экологи".

18. Посадка дерева.

Используемая литература: "Планета наш дом"

Методика проведения занятий по основам экологии "Игры и развлечения детей на воздухе", Д/в № 11/97 г., "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве", "Натуралистические игры мл. дошкольников", "Программа воспитания в детском саду", "Наша Родина", "Хрестоматия".

Ход занятия : Прилетает сорока с письмом.

Воспитатель: -Здравствуй сорока-белобока!

-Ой сорока-чудо птица,

-Расскажи-ка небылицу

-Что ты видела вокруг.

-К нам скорей иди-ка в круг!

Сорока: -Да вот спешу вам вручить письмо.

-Я его на тропинке нашла.

Воспитатель: Спасибо, сорока.

Сорока: А я спешу лесные новости всем разнести, до свидания. (Сорока улетает)

Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо вам хочется узнать? Тогда надо постараться загадку разгадать. "Весною веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).

Правильно дети - лес.

Вы знаете, дети, здесь какая то схема, рисунки (рассматриваем с детями).

"Дорогие ребята, приглашаем вас в гости в лес". (Деревья, старичок-лесовичок).

Для того, чтобы отправиться в путь, в гости к деревьям, узнать о жизни, истории дерева, необходимо знать правила поведения в лесу.

Ответы детей: Нельзя кричать в лесу, ломать ветки, разводить костры, разорять муравейники, топтать траву, разрушать гнезда и т. д.

Воспитатель: Да, ребята, мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца, поэтому нужно бережно относится к природе. "Охранять природу - охранять Родину".

Тогда в путь!

Посмотрите дети, здесь кто-то уже оставил свои следы, пойдемте по следам, куда же они нас приведут.

(Подходим к указателю, рассматриваем).

Да это же старичок-лесовичок оставил свои следы и куда-то пропал.

Нам надо его разыскать.

Все ли в сборе,

Все ли тут?

Оглянитесь, посчитайтесь,

Помолчите, догадайтесь,

А потом скажите в слух,

Кто такой Зеленый друг, (Лес).

Дети идут с песней по следам.

Переход: Песня.

Переходим к дереву, встреча с Лесовичком.

-Кто это идет в мой лес, полон сказок и чудес? Кто вы?

Дети, а знаете ли вы пословицы о деревьях?

Ответы детей: Дерево немо, а вежеству учит;

Лес да вода поле красят;

И лес шумит дружней, когда деревьев много;

Лес видит, а поле слышит;

Дерево держится корнями, а человек - друзьями;

Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.

Лесовичок: Хорошо, а загадки умеете разгадывать?

Вот вам загадка:

Рук много, а нога одна (дерево).

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что такое дерево?

Откуда появилось, произошло слово "Дерево" - сила, мощь, здоровый, крепкий?

А произошло и выросло дерево в таких семях (Рассматривание семян-березы, дуба, липы, рябины).

А разносит семена, как вы думаете кто (Ветер)

Деревья-это живые организмы, они живут дольше всех.

Рассматриваем дерево с детьми, что есть (корень, ствол, ветви, крона, кора, почки).

Воспитатель: С помощью чего крепится дерево (Корнями)

Что выдыхает дерево (Ответы детей)

А чем дышит дерево?

А как вы думаете, ребята, чем питается дерево? (Солнце, воздух, вода).

Так что нельзя срывать листья с деревьев, так как они могут голодать.

В коре деревьев скрывается много жучком, паучков, так же жучков-вредителей, поэтому в лесу есть свой санитар. Как вы думаете, кто это?

Есть такое поверье, если постоять под чудом деревом и загадать какое-нибудь желание, то оно обязательно сбудется. Вы даже можете загадать желание.

Лесовичок: Вы, дети много знаете о лесе, поэтому дорога вам открыта, я дарю вам клубочек, который приведет вас к песенному дереву.

Воспитатель: Леса бывают разные и деревья бывают разные.

А вот и заветное дерево (срываю листик).

Не простой листочек, а с загадкой:

Весною зеленело, летом загорело, осенью одело красные кораллы. (Рябина)

С древних времен рябину любили и почитали, и слагали о ней песни.

Песня-хоровод: "Что стоишь качаясь, тонкая рябина. "

Есть такое поверье, рябина посаженная перед домом, оберегает его от недобрых людей. А светлые ночи во время цветения показывают рябиновые ночи.

Осенью с морозами созревают ягоды рябины. Как вы думаете, где применют ягоды рябины?

Ответы детей: Делают варенье, варят сироп, делают украшения - рябиновые бусы, используют для лечения, птицы питаются зимой.

Воспитатель: Осенью мы с вами тоже пойдем сюда. Но рвать рябину просто так нельзя, только если человек болен или если попросить у рябины один листочек.

Посмотрите-ка ребята, от рябины идет красная ниточка к другому дереву!

Находим липу, рассматриваем, сравниваем с рябиной.

Воспитатель: Липа ценное дерево, во время цветения, липа очень душистое медоносное дерево, весною прилетает много пчел к нектарам. А кто из вас пил липовый чай?

Липа лечебное дерево - липовый чай лечит простуду.

П/и. "Пчелы"(Липа угощай липовым медом).

Пос ледам идем в хвойный лес. Встреча с белкой, белка протягивает хвойную шишку и загадывает загадку: " Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?"(Ель)

Воспитатель: Какой праздник вспоминаем при встрече с елью (Новый год)

Ель - дерево новогоднее, его любят и дети и животные. С ним связывают и жизнь и здоровье людей. Ель очищает воздух от бактерий. Помутовкам можно определить возраст ели (счет). Зимой поэтому снежные шапки надо осторожно снимать. Весною на ветках ели появляются цветы, как свечки.

Какие животные любят семена (Дятел, белка, клест)

Изображение картинок.

Воспитатель: Отгадайте какой зверек был около елки?

Но и люди пользуются щедростью этого дерева. Что люди делают из древесины ели?

Ответы детей: Музыкальные инструменты, бумагу, спирт, дрожжи, лекарства, доски и т. д.

Игра "Сбей шишку".

Белка прощается и показывает тропинку на полянку, дарит шишку детям.

На полянке кикимора и леший шумят:

Вот так смех, так уж смех

Кто ха-ха, другой хи-хи-хи,

Тот хо-хо, а так хе-хе.

А кому же отдать орех?

Начинают все сначало

И смеется громче всех.

Дети останавливаются, кругом разбросаны фантики, банки, следы от костра.

Нечисть балуется, баночки с лекарственными растениями перепутаны.

Кикимора: Поработали на славу, царствовать будем целый год.

Не пропустим детей.

(Лешему) Глянь как стоят дети, как колоды.

Леший: Где? Где воеводы?

Кикимора: Потолкуй тут с глухими, тебя леший лечить надо.

Леший: А чего меня мочить? Я сухой!

Кикимора: Тебе говорят не мочить, а лечить!

Леший: Что, что по городу водить?

Кикимора: Тьфу! На тебя.

Кикимора и леший хватаются за животы: Ой я кажется поганок объелась, а у меня голова разболелась.

Ищут лекарственные растения, но не могут найти.

Просят детей: Простите нас ребята, помогите нам найти лекарство от расстройства желудка (кора дуба, плоды черемухи, ягоды рябины).

Шишки сосны помогают от кашля, орехи - витамины, липа - при простуде, рябина - витамины, листья и почки березы для полоскания горла.

Игра "С какого дерева лист".

Кикимора: Спасибо ребята, вы нас спасли.

Леший: Мы не будем больше так поступать. мы сейчас все уберем. (Дети помогают)

Кикимора: А можно нам с вами пойти, мы тоже хотим больше ухнать о деревьях.

Переход к березе.

Воспитатель: Много песен, стихов сложено о березе (стихи 2-3 человека).

Береза - единственное дерево с белой кроной. Свое название она получила от цвета коры. У славян существовало слово "Бер" - светлый, ясный, белый, блестящий. В коре березы есть вещество, которое окрашивает кору (бетулин). Если потрогать березу, то почувствуешь, что ствол холодный даже в жаркий день.

Предлогаю прикоснуться до ствола березы.

Воспитатель: Почему на стволе черные полоски? (Ответы детей)

Березу называют русской красавицей, всего ее 120 видов. В России 40 видов. Береза растет очень быстро, за 25 лет она вырастает с пятиэтажный дом.

Еще раньше мир освещали лучиной, ее делали из березы.

Хоровод "Мы вокруг березы встали в хоровод".

Воспитатель: А соком березы лечили больных. Колеса смазывали дертем. Делали туески, кокошники, лукошки, деревянные игрушки, ложки, даже уксус. Все это нам дарит береза.

Переход к дубу.

Дети разгадывают следы зверей под дубом. (Любят желуди дикие кабаны и белки).

Рассматриваем желуди.

Воспитатель: Вы знаете, дети, если постоять под дубом, станешь здоровым. Обнимите дуб, попросите у него здоровье.

Почувствовали силу?

Дуб самое красивое и могучее дерево. В первые годы он растет медленно, а потом вырастает в пятнадцатиэтажный дом. И затем растет в толщину. Венком из листьев дуба награждали самых смелых. Дуб любит свет, солнце. Дуб может прожить до тысячи лет. (Дубовые леса называют дубравы). Недалеко от Санкт-Петербурга растет дуб, про который писал А. С. Пушкин: "У лукоморья дуб зеленый. ".

Распускается дуб - начинаются майские холода.

Опасно находиться под дубом в грозу.

Где используют дуб люди?

Ответы детей: В строительстве судов, вагонов, домов, мостов.

Воспитатель: Есть дуб-космос - 14 апреля 1961 года посаженный в Кремле.

(Дарит желудь).

Вот мы и познакомились с историей дерева, а теперь можно посмотреть где используют дерево люди.

Выставка: в промышленности и народном хозяйстве (Туески, ложки, бумага, книги, карандаши, тетради, доски, эскизы).

Есть конфетное дерево в Индии, молочное в Бразилии, колбасное, хлебное.

В апреле люди отмечают День Земли.

Когда вы станете взрослыми, вы будете беречь планету и не дадите ее в обиду.

Сегодня вы посвящаетесь в юные экологи. (Вручается эмблема).

В народе говорят, если человек хочет оставить хорошую память на земле, он должен посадить дерево.

Земля тарелка, что положишь, то и возьмешь.

мы с вами тоже посадим дерево, сделаем доброе дело.

Посадка дерева.

Воспитатель: Что мы скажем, сажая леса.

Лист на который ложится роса,

Воздух для легких,

И влагу и тень-

Вот что сажаем в сегодняшний день!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Волшебный лес»Интегрированное занятие «Волшебный лес» Образовательная область: познание раздел программы: ознакомление с окружающим миром форма организации: путешествие в лес технология: интеграция.

Презентация. Тема: «Цветы. Какие они?» Цветы — это кусочек природы, окружающего нас мира, цветы — это радость, цветы — это повод улыбнуться, повод задуматься о прекрасном и конечно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Что мы сажаем, сажая леса…» Конспект открытого занятия по развитию речи
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 21:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Что мы сажаем, сажая леса…» Конспект открытого занятия по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Литвинова (УИ 99185) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД