Приложение МААМ

Консультация для родителей и воспитателей «Что смотрят наши дети?»

Анна Овада
Консультация для родителей и воспитателей «Что смотрят наши дети?»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей и воспитателей : «Что смотрят наши дети

Огромное влияние на формирование личности дошкольников оказывают мультфильмы, это происходит потому, что значительную часть времени, составляющего будни дошкольника, дети проводят за телевизором, монитором или экраном планшета. Современные технические средства просмотра мультимедиа постоянно совершенствуются, они уже давно доступны для широких масс населения, практически в каждой семье есть устройство для открытия DVD дисков или для доступа к он-лайн просмотру.

Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Что смотрят наши дети?“» размещена в разделах

Это позволяет детям ежедневно, иногда бесконтрольно, смотреть часами мультфильмы. Исследователи констатируют, что среднестатистический городской ребенок каждый день смотрит мультфильмы различного формата, различных возрастных категорий, и это занятие для дошкольников является любимым. Несмотря на очевидную актуальность проблемы анализа психологического влияния мультфильмов на детскую психику, этот вопрос до сих пор не стал серьезным предметом научного исследования. М. С. Аромштам отмечает, что мультфильмы заслуживают серьезного психолого-педагогического анализа так как, они оказывают большое влияние на детские жизни [1, с. 3].

Как правило, мультипликацией называют «рисованный фильм», множественное наложение», при просмотре пленки рисунки складываются в естественные движения персонажей мультфильмов. Ю. Норштейн – известный мультипликатор, считает что мультипликационный фильм – это «прежде всего игра, тайна. Детей очень привлекает то, что неизвестно, с одной стороны – пугает, а с другой – притягивает». Так же он отмечает что, «игра персонажа - это психологическое наполнение фильма» [2]. Именно в характере и поведении персонажа находят отклик переживания ребенка. Так же, ребенок стремится отслеживать действия героя, чтобы суметь дать им оценку, рассматривая детали мультфильма, ребенок черпает для себя новую информацию, усваивает демонстрируемые модели поведения.

Исследователи отмечают, что при просмотре мультфильмов, дети идентифицируют себя с героем. Следует это расценивать как ценный этап в развитии самосознания ребенка – дошкольника, через сравнение себя с другими, пусть и с героями мультфильмов, ребенок приходит к познанию себя и своих чувств. Т. Д. Марцинковская отмечает: «… новая идентичность, если она формируется в процессе эстетического восприятия, во многом становится основой тех новых смыслов, новых образов, которые входят в самосознание человека и вызывают эмоции и к героям, и к самому себе» [3. с. 58].

При сравнении себя с героем мультфильма у детей формируется цель – тот эталон, к которому нужно стремиться. Через идентификацию себя с любимым героем мультфильма ребенок может научиться позитивно воспринимать себя, может справиться со своими страхами или трудностями. Так же отмечается, что мультфильмы способствуют развитию увлечений ребенка. Демонстрируемые на экране события могут стать новой, ценной информацией для ребенка, таким образом расширить круг осведомленности. Мультфильмы формируют взгляды ребенка на окружающий мир, развивают воображение и мышление, совершенствуют навыки общения и социализации.

Однако, не все мультфильмы несут положительные посыл в развитие ребенка. В последнее время все чаще возникают проблемы следующего характера:

- мультипликационная аддикция – ребенка невозможно отвлечь от мультфильма, он может смотреть мультфильмы целыми днями. Подобное явление сильно трансформирует волю ребенка, отрывает его от полезных видов деятельности - рисования, игры, конструирования;

- мультипликационная агрессия – отмечается резкое увеличение эпизодов агрессивного поведения ребенка, сразу после просмотра мультфильма. В таких случаях, мультфильм становится источником жестоких и агрессивных моделей поведения, которые определяют объективное отношение ребенка к окружению;

- мультипликационное опустошение – после длительного просмотра мультфильмов ребенка постигает чувство апатии, снижение общего тонуса, прослеживаются признаки депрессивного состояния [4. с. 92];

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что просмотр мультфильмов несет в себе не только позитивное влияние на формирование и развитие детской психики, но и может содержать в себе «подводные камни», оказывающие отрицательное влияние на юного зрителя, и представляющие опасность для психического здоровья детей.

Для того, чтобы выяснить предпочтения детей и родителей в выборе мультфильмов, в исследовании я использовала лист наблюдения. В нем родители указывали названия мультфильмов, которые их дети смотрят чаще всего, учитывались возрастные и половые особенности дошкольников.

В исследовании приняли участие 227 родителей, каждый из них имеет по одному или по два ребенка дошкольника, общее количество детей в исследовании – 233. базой исследования выступили два детских сада г. Волгодонска: МБДОУ ЦРР д/с «Мишутка» и МБДОУ д/с «Весна».

Результаты исследования показали, что самым популярным мультфильмов среди детей дошкольного возраста является «Маша и медведь» (48,7%, этот же мультфильм является лидирующим по предпочтениям у девочек (65,2%). Второе место в общем рейтинге занимает мультфильм «Фиксики» (28,4%, на третьем месте «Смешарики» (22%). Следует отметить, что данная категория мультфильмов по своему содержанию и художественным характеристикам соответствуют возможностям понимания детей раннего возраста.

Полученные результаты показывают, что после «Маши и медведь» девочки отдают предпочтение мультфильму «Фиксики» (22,1%, следом «Лунтик» (11,4%).

В телеменю у мальчиков дошкольного возраста на первом месте «Фиксики» (50,5 %, на втором «Маша и медведь» (28,7%, на третьем «Смешарики» (21%).

У мальчиков возрастной категории 6-7 лет, на первом месте мультфильм «Щенячий патруль» (42,2%, на втором фильм «Человек паук» (33,7%, на третьем «Тачки» (25,5%).

Девочки 6-7 лет, отдают предпочтения мультфильмам: «Винкс» (39,5%, «Холодное сердце» (33 %, «Моя милая пони» (27,5%). Здесь следует отметить, что такие фильмы как «Человек паук» и «Винкс» соответствуют показу возрастной категории (10+, однако, исследование показало, что данные фильмы входят в число предпочитаемых дошкольниками 6-7 лет.

М. В. Мазурова и М. В. Соколова в исследовании, посвященном, влиянию мультфильмов на игру детей, давали психологический анализ мультфильмам «Винкс» и «Человек паук». Вот о чем они говорили: «в мультфильме «Винкс» шесть основных персонажей (феи, 13 злодеев и 24 монстра; всего около 158 персонажей в 104 сериях. В мультфильме «Человек паук» около 10 героев, 23 злодея, всего около 75 персонажей в 75 сериях». При анализе сюжета мультфильмов исследователи констатировали : «Главные героини мультфильма «Винкс» - девушки 15-17 лет с яркой, модельной внешностью, у них есть молодые люди, так же у них большое количество врагов и не очень много помощников. Человек паук – Питер Паркер студент, ему 21 год, его тайное Альтер эго (паук) – главный герой. У него романтические и партнерские отношения с Мери Уотсон и Фелицией Харди (Альтер – эго Черная кошка). Сюжет строится на противостоянии злу» [4. с. 103]. Здесь отмечаем, что возраст главных героев, их внешность и род занятия, часто остаются не понятными для детей дошкольного возраста. Так же необходимо сказать, о том, что в данных фильмах часто герои демонстрируют агрессивное поведение. О том, к каким последствиям может привести просмотр сцен демонстрации агрессивного поведения, говорилось выше.

Подводя итог исследованию, можно утверждать, что большинство доступных для просмотра дошкольниками мультфильмов подлежат тщательному психологическому анализу, а родителям при выборе телеменю для детей рекомендуется быть очень внимательными и серьезно подходить к этому вопросу, особо обращая внимание на возрастной ценз мультфильма.

Литература:

1. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы : психолого-педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в детском саду. Серия дошкольное образование». Вып. 2 (8). М. : Чистые пруды, 2006.

2. Норштейн Ю. Есть еще полутона… [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusbatya.ru/prekracnoe-i-poleznoe/item/644-yurij-norshtein

3. Марцинковская Т. Д. Исскуство в современном мире – новые формы и новые механизмы восприятия// Культурно-историчекая психология. 2007. №2 С. 56

4. Психолог в детском саду// 2011 №1., Москва - Обнинск.

Публикации по теме:

План работы с родителями на учебный год Работа с родителями воспитанников или лицами, их заменяющих на 2013- 2014 учебный год. Месяцы Название мероприятия Сентябрь 1. Организационное.

Презентация проекта «Сказки Пушкина» Проблема: Современные дети очень много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Следствием этого стало заметное снижение интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Что смотрят наши дети?»
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 15:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и воспитателей «Что смотрят наши дети?»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Овада (УИ 293690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД