Елена Антонова
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе. Что там видно за окошком
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 присмотра и оздоровления
«Что там видно за окошком»
Воспитатель Антонова Елена Евгеньевна, высшая квалификационная категория, г. Мончегорск, 2012г.
Задачи:
1. Формировать представление о многообразии растений и животных; о влиянии среды обитания на внешнее строение и особенности поведения животных.
2. Расширить представление о растительном и животном мире тундры.
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе, Что там видно за окошком» размещена в разделах
3. Закреплять знание основных правил поведения в природе. Совершенствовать диалогическую речь, побуждать использовать объяснительную речь, учить отстаивать свою точку зрения; учить выделять характерные и существенные признаки.
4. Обогащать активный словарь.
Материал. Кукла Домовенок; четыре картины в виде окон, прикрытые шторами из цветной бумаги: «Полярная ночь в городе», «Тундра зимой», «Тундра летом», «Мир вокруг нас»; модели «Времена года»; картонные изображения животных - обитателей тундры (на липучках); голоса животных (лай собаки, ржание лошади, мычание коровы) в аудиозаписи; яблоко, апельсин, лук, лимон; нарисованные на отдельных листах следы животных; полоски бумаги и цветные карандаши на каждого ребенка; карточки «Пищевые цепочки»; звукозапись песни «Лесной олень»; картинки с изображением северных лесных растений; плакаты на природоохранную тему, изготовленные детьми и родителями; кроссворд «Тундра».
Ход занятия
Педагог вносит в группу игрушку Домовенка.
Педагог: Здравствуйте, дети. Я расскажу вам историю, которая приключилась со мной вчера. Шла я через парк и вдруг услышала плач. Огляделась вокруг. Смотрю: под кустом кто-то сидит. «Ты кто?» - «Домовенок Кузя. Я жил в теплом светлом доме, но мои хозяева, переехали на другую квартиру. Они так торопились, что забыли обо мне». Я пожалела Кузю и взяла его с собой, а сегодня пригласила к нам в гости.
Домовенок: Здравствуйте, ребята! В вашем большом доме светло и уютно. Наверное, к вам часто приходят гости. В мой дом тоже часто приходили гости. Там были большие окна. Я любил вечерком посидеть возле окна и о чем-нибудь подумать, помечтать. А в вашем доме есть окна?
Педагог: Дети, давайте вместе с Домовенком заглянем в наше первое окошко. (Открывает «окно» - за ним картина «Полярная ночь в городе».)
Домовенок: Почему же так темно за «окном»?
Дети. Это полярная ночь.
Домовенок: А где же солнце?
Дети: (пользуясь глобусом) : Мы живем за Полярным кругом, в Заполярье, на Кольском полуострове. Земля вращается вокруг Солнца, и с наступлением зимы она закрывает от нас солнечные лучи.
Домовенок: А как же наступает полярная ночь? Проснулись - и сразу темно?
Дети приглашают Домовенка к уголку природы и с помощью модели «Времена года» объясняют последовательность убывания светового дня.
Домовенок: Понятно, теперь я знаю, как наступает полярная ночь. Вам, наверное, грустно, тоскливо в это время года? (Ответы)
Педагог: А ты знаешь, Домовенок, и в полярной ночи есть особая прелесть. В эту пору Мончегорск становится особенно приветливым: мягкий свет фонарей согревает улицы, затейливо кружатся и искрятся снежинки, уютом светятся окна домов. Все наполняется ожиданием чуда, которым очень скоро, всего лишь через месяц, станет первый солнечный лучик, а потом с каждым днем их будет все больше и больше. Давайте посмотрим в другое «окно». (Открывает «окно», за которым макет «Тундра зимой») Что это? (Ответы). Верно, это наши широкие заполярные просторы - тундра. Домовенок: Ой, как красиво. Где еще можно увидеть такой чистый, белый снег! Какие же деревья растут в тундре?
Дети. Ива, осина, рябина, ель, сосна, карликовая береза, лиственница.
Домовенок: А где же животные? Наверное, в таком холоде им не выжить?
Педагог. Сейчас мы тебе всех животных покажем. (Дети прикрепляют изображения животных к макету)
Домовенок: Как же все эти животные могут жить в таком холоде?
Дети: Они приспособились к жизни в холодных условиях. (Рассказывают о зайце-беляке, северном олене, лемминге, полярной сове, куропатке.)
Домовенок: А почему вы не поселили в тундру обезьяну, слона?
Дети: Эти животные живут в жарких странах. Они не приспособлены к холодам: нет еды, которой они привыкли питаться; у них короткая, тонкая шерсть - могут замерзнуть.
Домовенок: Но у вас же не все время зима, и лето тоже бывает. Вот за другим окошком - летняя тундра. (Открывает «окно», за которым макет «Тундра летом».)Вон сколько зелени! Ешь - не хочу. Почему бы и не жить здесь обезьяне и слону?
Дети: Даже летом у нас прохладно, поэтому в тундре нет той растительной пищи, к которой эти животные приспособлены.
Домовенок: Вы рассказали мне много нового и интересного об обитателях тундры, но я все же не понял: кто чем питается?
Педагог: Давайте поможем Домовенку разобраться в этом с помощью пищевых цепочек. (Дети выкладывают пищевые цепочки)
Домовенок: Вы сказали, что у оленя хорошо развито обоняние — по запаху он определяет, где растет ягель. А у вас хорошо развито это чувство? Давайте проверим. (Дети с завязанными глазами определяют по запаху лимон, яблоко, лук, апельсин).
Домовенок: Вы говорили, что у полярной совы хорошо развиты ночное зрение и слух. А вы сможете на слух определить, кто издает звук? (Определяют голоса животных, звучащие в записи). Да, у вас тоже хорошие слух, зрение и обоняние. Я слышал, что звери и птицы умеют писать на снегу. Интересно, чем же они пишут? Ведь у них нет рук. ( Лапами: кто всей пятерней, кто четырьмя пальцами. А еще копытами, хвостом, носом, брюхом.)
Я в лесу сфотографировал следы, но не знаю, чьи они. Может, вы мне поможете? (Дети «отгадывают» следы животных)
Педагог: Домовенок, дети тоже умеют писать знаками-символами. Посмотри, как они запишут вот это стихотворение.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
(Дети зарисовывают стихотворение и рассматривают рисунки друг друга).
Домовенок: В моем доме часто звучала музыка, мы танцевали и веселились. Давайте тоже немного потанцуем.
(Музыкальная пауза «Лесной олень»).
Домовенок: Я очень люблю лето. Люблю собирать ягоды и грибы, фотографировать красивые лесные растения. Вот посмотрите. (Показывает карточки с изображением растений тундры)
Педагог: Кузя, а ведь эти растения не только красивые, но и полезные.
Дети: (поочередно).
Подорожник лечит раны и ссадины; помогает при кашле. *
Багульник - настой из этого растения помогает при ожогах и при кашле.
Крапива останавливает кровь.
Брусника богата витаминами, снижает температуру.
Черника богата витаминами, улучшает зрение.
Шиповник богат витаминами, повышает иммунитет
Пижма отвар из нее помогает при ушибах
Иван-чай - из его листьев заваривают чай; из высушенных и размолотых
стеблей пекут оладьи.
Педагог: Вот сколько полезных растений в тундре! У зверей нет докторов. Они
лечатся тем, что растет вокруг. Люди, наблюдая за животными, научились человек у природы. Послушайте такое стихотворение.
(Ребенок читает стихотворение В. Орлова «Чему учит нас природа»).
Педагог: А всегда ли бережно человек относится к тому, что его окружает? Давайте заглянем в последнее «окошко». (Открывает «окно», за которым диаграмма «Мир вокруг нас» - круг из четырех частей, в центре которого человек с грустным лицом)
Посмотрите на грустного человечка в середине круга. Как вы думаете, почему он грустит? (Ответы) Как же нам поточнее узнать, почему он грустный?
Домовенок: А вы отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Дети: Это воздух.
Педагог: Правильно, речь пойдет о воздухе. Голубая часть круга - воздух. Все живое дышит воздухом, поэтому он должен быть чистым. Но так бывает не всегда. Знаете ли вы, что в воздухе есть микробы - маленькие живые существа? Среди них такие, которые вызывают болезни, например грипп. Особенно много микробов в пыльном помещении с закрытыми окнами, в котором большое скопление людей. Что нужно сделать, чтобы микробов стало меньше? (Проветрить комнату, протереть пыль, посадить комнатные растения. А в больших городах, где много машин, заводов, нужно сажать деревья)
Педагог убирает с голубой части круга микробы.
Педагог: Посмотрите на белую часть круга. На ней окружающие нас звуки: стрелки - резкие, громкие; волны - тихие, спокойные. Кто из вас любит слушать песни, музыку? Как должна звучать музыка? (Негромко.) От громких звуков люди могут за-
болеть, получить акустическую травму. Нельзя громко включать магнитофон и в лесу - животные могут испугаться. Приятная музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт. Что нужно сделать для его создания? (Ответы) Правильно, уберем с белого поля стрелки, оставим лишь красивые волны. Синяя часть круга - вода.
Не напиться, не умыться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде
Нужна вода!
Какая вода пригодна для питья? {Ответы) Чистой, пресной воды мало, поэтому ее нужно беречь. Как беречь воду? (Экономно расходовать, закрывать кран, не выбрасывать мусор в реки и озера, не мыть в них машины) Заводы и фабрики сливают в реки грязную воду - отходы. Чтобы этого избежать, нужно строить очистные сооружения. Уберем с синего поля все, что загрязняет воду, - оно тоже стало чистым. И последняя, зеленая часть крута - поле жизни. Как вы думаете, почему оно зеленое? (Ответы) Правильно, это цвет растений, именно они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна - жизнь вокруг.
Человек - природе друг!
Всегда ли человек относится к природе, как к другу? (Ответы)
Посмотрите, на этом поле черные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которые занесены в Красную книгу. Я открою их, если вы перечислите все правила поведения в природе. (Ответы) Запомните эти правила! (Убирает круги и квадраты) Какое красивое зеленое поле! Конечно, это не все растения и животные, которые нуждаются в нашей защите, но, соблюдая правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас посмотрите (убирает грустного человечка - под ним веселый) : человечек улыбается, ему хорошо в чистом мире, он здоров.
Домовенок:Как интересно! Я уверен, что дети будут беречь и любить природу! Но ведь не все люди знают, как это нужно делать.
Педагог: Для этого ребята вместе с родителями нарисовали плакаты об охране природы. (Дети показывают плакаты и рассказывают о том, что изображено на них.)
Домовенок Здорово! Мне очень понравилось у вас в гостях, я узнал много нового и интересного. Я для вас тоже приготовил сюрприз - загадку. (Показывает кроссворд «Тундра».) Здесь спрятались названия животных и растений тундры. Сможете ли вы их найти? (Дети отгадывают кроссворд).