Светлана Пенькова
Цикл консультаций «Курс на остров Знаний» для родителей детей, посещающих подготовительную к школе группу.
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл консультаций «Курс на остров Знаний»
разработали
учитель-логопед
высшей категории
Дубровская Светлана Григорьевна,
учитель-логопед
высшей категории
Пенькова Светлана Николаевна
Цикл консультаций «Курс на остров Знаний» предназначен для подготовительной группы и посвящен вопросам, касающимся подготовки к школе. Для привлечения внимания родителей мы представили группу маленьким корабликом на пути к острову Знаний – школе. Стиль консультаций, как нам кажется, легкий, доступный и где-то даже с элементами юмора.
Публикация «Цикл консультаций „Курс на остров Знаний“ для родителей детей, посещающих подготовительную к школе группу,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
На первом родительском собрании родители получили информацию, что в течение года мы плывем на остров Знаний. И что они, как настоящие капитаны, могут очень сильно поддержать своих юнг.
В данной публикации мы представляем блок, посвященный развитию высших психических функций. Если вас заинтересует предложенный материал, можем опубликовать и другие консультации этого цикла.
Курс на остров Знаний
Как быстро летит время! Кажется, только вчера привели кроху в детский сад., а уже на горизонте появилась школа.
Всего год отделяет наших ребят от поступления в первый класс – чрезвычайно ответственного момента, как для самих детей, так и для их родителей.
Как помочь ребенку, что сделать для того, чтобы вхождение в учебную деятельность было безболезненным и успешным?
Прокладываем курс на Остров Знаний!
Помогут нам в пути Добрые советы!
Нас ждут страна Умников и умниц, бухта Выдумляндия, порты Внимайкино и Запоминайка. Юнга дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ему развить и реализовать свои возможности. Счастливого плавания!
Добрые советы
Капитаны, чтобы ваши усилия были эффективными, а юнги подошли к Острову Знаний подготовленными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. Не падайте духом, если что-то не получается, не позволяйте себе раздражаться. Очень многое зависит от вашей выдержки.
2. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий, интерес – лучшая из мотиваций. Если ребенку весело учиться, он учится лучше.
3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позже.
4. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и продвижения вперед или даже некоторого регресса.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка выполнять задание, если он устал, расстроен.
6. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите дружить с другими детьми, все это пригодится ему в атмосфере школы.
7. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с детьми как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.
Успехов Вам в пути и – больше веры в себя и в возможности Вашего юнги!
Внимание – Внимание!
Приветствуем вас в порту Внимайкино!
Наверное, каждый может вспомнить хотя бы одного из своих знакомых, которому подойдет описание знаменитого маршаковского Рассеянного.
«Вместо шапки на ходу он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки!»
Забытые очки и не выключенные утюги, постоянные опоздания и потерянные документы – все это начинается в детстве и доставляет немало хлопот и ребенку, и родителям. А как огорчают в школьные годы «глупые» ошибки из-за невнимательности! Поэтому важно уже сейчас определить, нет ли у вашего ребенка, так называемого, синдрома дефицита внимания.
Предлагаем воспользоваться несложным тестом.
Итак, ваш ребенок:
Часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
Обычно с трудом сохраняет внимательность на протяжении всей игры или при выполнении длительного задания.
Часто кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
Не может придерживаться предлагаемых для выполнения задания инструкций, хотя понимает их.
Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
Обычно избегает выполнения заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
Часто теряет вещи.
Легко отвлекается на посторонние объекты.
Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (несколько месяцев).
Если вы обнаружили, что ваш ребенок относится к разряду «непосед» и отличается повышенной рассеянностью, не отчаивайтесь. При помощи несложных упражнений, игр внимание можно развить точно так же, как память или силу.
Игры, особенно эффективные при направленном развитии внимания.
«Будь внимателен!»
Ребенок выполняет различные движения по словесной команде, например: по команде «Зайчики!» - прыжки на месте; «Птицы» -взмахи руками и так далее. Команды должны быть разнообразными и подаваться с различными интервалами.
«Волшебное слово»
Ребенок повторяет упражнения за взрослым, но только в том случае, если тот говорит:«Пожалуйста!»
«Где что было»
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. Ребенок должен указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
Много игр предлагают различные детские журналы:
«Найди отличия», «Что перепутал художник», «Найди пару», «Занимательные лабиринты», «Загадочное животное».
Игры можно придумать самим или вспомнить из собственного детства. Например, «Съедобное – несъедобное», «Вы поедете на бал?».
Капитаны! Помните, что развитое внимание пригодится юнгам не только на острове Знаний, но и во всем плавании по океану жизни.
Узелок на память
Наш корабль пришвартовался в порту Запоминайка.
Часто родители и учителя жалуются на плохую память первоклашек. Ребенок не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей, и в то же время великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной сериал. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором – действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. Так что же такое память? Это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.
И самое главное для нас – это то, что память ребенка можно развивать. Для ребенка память – это основной способ познания и привыкания к миру. У разных детей главенствуют либо зрительная, либо слуховая, либо моторная (запоминание движений) память.
Будем рады, если, тренируя память ребенка,
вы воспользуетесь следующими играми.
«Отгадай-ка»
Ребенок по памяти описывает любой предмет,
а вы догадываетесь, о чем идет речь.
«Спрячем слово»
Вы называете слово, а ребенок рисует картинку, которая помогла бы ему это слово запомнить. Важно, чтобы рисунок не содержал записей или цифр. Обратите внимание на то, что слов много, а листочек один. Слова и выражения могут быть разными. Например, «вкусный ужин», «болезнь», «звездное небо», «мороз» и т. д. Спустя 20, 30 минут предложите ребенку вспомнить с помощью картинок эти слова. Обратите внимание на расположение рисунков на листе (последовательное либо хаотичное). Это поможет вам понять умеет ли ребенок правильно организовать свою деятельность.
«Веселые картинки»
Взрослый показывает поочередно 8-10 картинок
по 1-2 секунды каждую и предлагает ребенку назвать запомнившиеся. Порядок значения не имеет. Покажите те картинки, которые ребенок забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут, через час.
Чаще учите с детьми стихи – это прекрасная тренировка памяти. Если ребенок затрудняется, предложите ему изобразить картинки – помощники или нарисуйте их сами.
Читайте небольшие рассказы с последующим пересказом прочитанного. Если ребенку сложно это сделать, то, задавая вопросы, обратите его внимание на отдельные детали.
Развивая память вашего юнги, имейте ввиду:
1. Независимо от того, хорошо или плохо он запоминает, перегружать ребенка занятиями вредно.
2. Подбирайте материал (стихи, рассказы, картинки) понятный и интересный ребенку.
3. Занимайтесь развитием памяти систематически, но не превращайте это в скучное и неприятное дело. Проявите творчество и изобретательность, придумывайте свои игры, играйте везде – в транспорте, на отдыхе, по дороге в детский сад и обратно.
4. Если к ребенку приходят друзья, предложите ему научить их этим играм. Это будет способствовать не только развитию памяти, но и коммуникативным и организаторским способностям.
Успехов Вам и будущему школьнику!
Юные мыслители
Каждый капитан мечтает о том, чтобы юнги на его корабле были умными, внимательными, с хорошей памятью и фантазией.
В стране «Умников и умниц» вы узнаете, как развить ум, сделать его более гибким, быстрым, точным.
Игры для тренировки ума:
«Чемодан»
В эту игру лучше играть всей семьей или с друзьями вашего ребенка. Первый играющий говорит: «Я положил в чемодан…» - и называет любой предмет, например, книгу. Следующий участник должен повторить сказанное и добавить свое слово, например: «Я положил в чемодан книгу и ручку». Условия игры можно менять: а/ называть слова, относящиеся только к предметам, которые могут поместиться в чемодане; б/ подбирать слова по определенным темам (например, овощи, посуда) или на определенную букву.
«Подумай и сделай вывод»
Предложите ребенку ответить на вопросы различного характера, например:
- Почему тает масло на раскаленной сковороде?
- Почему зимой включают отопление?
-Собака бежит за кошкой. Кто бежит первым, а кто последним?
«Кто наблюдательнее?»
Предложите ребенку за 1 минуту назвать пять предметов определенного цвета (синего, красного и т. д.) или определенной формы (круглой, квадратной и т. д.). Повторять предметы не разрешается.
«Я знаю…»
В этой игре можно использовать мяч. Предложите ребенку назвать пять имен мальчиков. При этом, называя имена, ребенок бьет мячом об землю. Слова ребенка: Я знаю пять имен мальчиков:
Саша – один, Миша – два, Сережа – три,
Алеша – четыре, Денис – пять.
Для игры можно использовать следующие общие понятия: имена девочек, названия деревьев, животных, рек, фруктов, овощей, мебели и др.
«Придумай сам»
Взрослый произносит утверждение, а ребенок завершает его одним словом. Например:
платье – ткань, гвоздь -. (металл);
орел – птица, щука - … (рыба);
игла – ткань, фломастер - (бумага);
дом – кирпич, стакан - … (стекло) и т. д.
«Головоломка с палочками»
Сложите схематическое изображение какого-нибудь предмета из палочек или спичек. После этого предложите ребенку переложить одну или несколько палочек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то изменить его.
В детских журналах и книгах вы найдете много загадок, различных заданий и игр, которые будут способствовать развитию мышления вашего ребенка: «Что лишнее?», «Сравни предметы», «Найди пару», «Рассмотри рисунок, придумай рассказ» и так далее.
Будьте доброжелательны и терпимы к ответам ребенка, умейте принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты ответа, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.
Помогите юнге стать капитаном, умеющим творчески мыслить и принимать нестандартные решения!
Список использованной литературы
1. Кравцова Е. Е. Разбудите в ребенке волшебника – М. : «Просвещение»: «Учебная литература», 1996.
2. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? – СПб. : «Дельта», 1997.
3. Журнал "Игра и дети", 2004, 2005.
4. Журнал «Обруч», 2004, 2005.