МААМ-картинки

Цикл тематических занятий на тему «Масленица»

Елена Михайлова
Цикл тематических занятий на тему «Масленица»

Цикл тематических занятий на тему «Масленица

Цель:

дать детям представление о народном зимнем празднике – Проводы зимы (Масленица) .

Программное содержание:

познакомить детей с последним зимним праздником «Масленица», приобщение детей к русским народным праздникам и традициям через искусство, формировать восприятие музыки во взаимосвязи с живописью.

Реквизит:

Публикация «Цикл тематических занятий на тему „Масленица“» размещена в разделах

репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», аудиозапись муз. произведения П. И. Чайковского «Февраль», солома, материи, палки, нитки, тонкая проволока, ножницы.

Педагог.

С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник. Его отмечают в конце зимы, и празднуют целую неделю.

Посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.

(ответы детей). Правильно, мы видим, что народ на картине веселиться, кругом лежит снег. Эта картина называется «Масленица», а нарисовал её художник Б. Кустодиев. А сейчас, мы с вами послушаем музыкальное произведение великого русского композитора П. И. Чайковского «Февраль. Масленица».

Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «ФЕВРАЛЬ, МАСЛЕНИЦА»

Беседа о характере произведения.

Каждый день Масленицы имел своё название. Первый день – встреча Масленицы. Малые ребятишки, такие же, как вы, бегали по деревне с лаптями в руках, встретив возвращавшихся с базара, спрашивали их: «Везёте ли Масленицу. Если, те отвечали «нет», то их били лаптями. В этот день устраивали катание с гор. Девушки делали соломенное чучело – Масленицу и ходили с ним по деревне с песнями, катали чучело на санях.

Песня «Здравствуй Масленица»

Здравствуй масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи, к нам в окошко их мечи!

Разучивание песни.

Потрудились мы на славу, можно и поиграть.

Русская народная игра «Золотые ворота»

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «МАСЛЕННИЦА – БЛИНОЕДКА»

Цель:

формирование культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Программное содержание:

продолжить знакомство с русским праздником «Масленица», закрепить пройденный материал, разъяснение непонятных слов, их значение.

Реквизит:

аудиокассета с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Февраль», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», блины, самовар с чаем.

Педагог.

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

На прошлом занятии мы с вами только приоткрыли занавес большого весёлого народного праздника «Масленица». Познакомились с первым днём этого праздника. Как он называется?

Правильно, первый день называется «встреча». Мы с вами встречаем Масленицу, славим её, поем песни, катаемся с горы. Не только народ славил Масленицу, но и люди искусства прославляли Масленицу в своём творчестве. Давайте вспомним с вами этих людей.

С помощью хозяйки вспоминаем картину Б. Кустодиева «Масленица», рассматриваем повнимательнее репродукцию картины, изучаем её и слушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».

Хозяйка берёт Чучело, ходит по избе и поёт песню «Здравствуй, Масленица», предлагает спеть эту песню вместе. Дети подпевают ей и ходят по избе с чучелом.

Дети, а кто мне скажет, почему Масленицу называют «блиноедкой»? (ответы детей)

Правильно. Блины были обязательным лакомством в Масленицу.

Почему? Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением. Дети ходили из избы к избе, поздравляли с праздником хозяев и просили блины.

Тинка – тинка!

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка.

Тётушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Дети запоминают слова, идёт разучивание текста

Второй день праздника называется «Заигрыш». В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Сегодня мы с вами. Познакомимся с новой русской народной игрой «Горшки».

Проводится разучивание правил игры со словами, затем дети играют в эту игру.

Русская народная игра «Горшки»

Третий день Масленицы – среда – называлась «лакомка» или «сладкоежка». В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. На Масленицу ели сытно, жирно, вволю.

Когда наступит праздник Масленица, мы с вами пойдем вместе с чучелом по группам. Будем петь масленичные песни и просить угощение. А сейчас посмотрим, как у вас это получится! Надо петь красиво, выразительно и весело. А я буду хозяйкой избы. Если мне понравится, как вы будете петь, посмотрю на ваше старание, то возможно будет угощение!

Дети поют песню «Здравствуй, Масленица» и просят блины.

В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу.

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!

Самовар в руках несу,

Песню русскую пою.

Песня «Ой, блины, блины, блины»

Хозяйка накрывает стол и угощает блинами с чаем.

А поблагодарить надо хозяйку низким поклоном и словом добрым.

Дети благодарят хозяйку избы и прощаются с ней.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Цель:

приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Программное содержание:

развивать интерес к традициям русской народной культуры и активного участия в праздновании Масленицы, воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за неё.

Реквизит:

аудиозапись, музыкальные инструменты, аккордеон, платочек.

Педагог.

Проходите детки малые, да рассаживайтесь поудобнее. А я вам приготовила загадку, а вы дадите мне отгадку. Посмотрим, кто у нас самый смышленый, да быстрый.

Они на солнышко похожи,

Круглые, румяные.

Достают их из печи,

С маслицем - румяные!

Правильно! Это блины. Мне хочется спеть весёлую песню. А у нас есть мастера игры на ложках? Берите ложки и играйте под гармошку! Сегодня у нас четверг, четвёртый день Масленицы. А называется он – «Разгуляй четверг» или «широкая Масленица». Желающие подпевают мне, скучающих - нам не надо!

Песня «Ой, блины, блины, блины»

Четвёртый день Масленицы называется «широкая Масленица».

В этот день веселились больше всего, устраивали ярмарки, общее катание с горок, пели, плясали до вечера. Поэтому сегодня мы будем с вами много петь и играть в русские народные игры. Но сначала нам надо выучить народную песню «Широкая Масленица».

Хозяйка поёт песню «Широкая Масленица», затем дети разучивают слова и мелодию песни.

Широкая Масленица,

Мы тобою славимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Масленица – блиноедка!

Накормила всех людей,

Заиграла, заплясала,

Сразу стало веселей!

Русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

1. Бояре, а мы к вам пришли,

Дорогие, а мы к вам пришли.

2. Бояре, а зачем пришли,

Дорогие, а зачем пришли?

1. Бояре, нам невеста нужна,

Дорогие, нам невеста нужна.

2. Бояре, а какая вам нужна,

Дорогие, а какая нам нужна?

1. Бояре, нам вот эта нужна,

Дорогие, нам вот эта нужна.

2. Бояре, у ней зубки болят,

Дорогие, у ней зубки болят.

1. Бояре, а мы пряничка дадим,

Дорогие, а мы пряничка дадим.

2. Бояре, она прянички не ест,

Дорогие, она прянички не ест.

1. Бояре, а мы плеточкой ее,

Дорогие, а мы плеточкой ее.

2. Бояре, она плеточки боится,

Дорогие, она плеточки боится. .

Первая команда завершает:

- Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Продаются свистульки, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко!

Оркестр русских народных инструментов в исполнении детей под музыкальное произведение П. И. Чайковского «Февраль»

Нравится вам праздник Масленица?

А теперь давайте прославлять нашу широкую Масленицу.

Песня «Ой, да, разгулялася зима»

А теперь пора прощаться. Время делу – потехе час!

Все прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Цикл занятий по экспериментальной деятельностиЦикл занятий по экспериментальной деятельности Цикл занятий по экспериментальной деятельности «Лаборатория Чудес» Цель: Формирование и развитие познавательных интересов детей через.

Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра Примеры конспектов логопедических занятий, содействующих развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра.

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет Цикл занятий «Зима»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет Цикл занятий «Зима» .

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Птицы»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Птицы» .

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Весна»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Весна» .

Фотоотчёт о работе кружка «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет» Цикл занятий «Декоративное рисование»Фотоотчёт о работе кружка «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет» Цикл занятий «Декоративное рисование» .

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Животный мир леса»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Животный мир леса» «Акварелька». Часть 3. https://www.maam.ru/detskijsad/fototchyot-o-rabote-kruzhka-po-netradicionym-tehnikam-risovanija-s-detmi-2-3-let.html.

Конспект занятий в старшей группе на тему Зимушка красавица Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Зима» Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию.

Конспект занятия на тему «Масленица» Задачи: -Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре. -Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица» Познакомить.

Цикл занятий в рамках проекта «Неделя русской культуры. Масленица» в средней группеЦикл занятий в рамках проекта «Неделя русской культуры. Масленица» в средней группе Проект на тему: «Неделя русской культуры» 2019 год Цель: повышение интереса к традициям русского народа. Задачи: - обогащать духовный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл тематических занятий на тему «Масленица»
Опубликовано: 5 июня 2019 в 10:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД