Получи документы

Цикл занятий по изодеятельности с включением НРК «Я живу на Ямале»

Рима Сафина
Цикл занятий по изодеятельности с включением НРК «Я живу на Ямале»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 3.

Тема: "Узоры Ямала" (2 занятия).

Цель:

- познакомить детей с элементами ненецкого орнамента, историей возникновения народных ремёсел Севера;

- дать детям общее представление об истории возникновения народных промыслов Ямало-ненецкого автономного округа;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых;

- закреплять навыки рисования орнамента.

Словарная работа: ханты, манси, ненцы, селькупы, сах, ягушка, чум, малица, кисы, орнамент, шило, оселок.

Материал:

1. П. Г. Турутина "По тропам моих предков и моего детства".

2. Журнал "Ямальский меридиан".

Публикация «Цикл занятий по изодеятельности с включением НРК „Я живу на Ямале“» размещена в разделах

3. Приложение к журналу "Северные просторы" № 3-4 1996.

4. Схемы орнаментов ("берёзовая ветвь", "шея утки").

5. Предварительная работа: экскурсии в музей, в этнографический зал; беседа об увиденном; чтение хантейских сказок и рассказов.

Ход занятия

- Как называется земля, на которой мы с вами проживаем? (Ямальская)

- Какие коренные народности проживают на этой земле? (ханты, ненцы, манси, селькупы)

- Какими промыслами занимаются ханты? (оленеводством, рыболовством)

Седая, унылая и бескрайняя равнина. Небо над ней серое и скучное. Всюду мхи, кочки, лужи. Это тундра. Сначала кажется, что никто в тундре не живёт, так она уныла и скучна. Да только это неправда, потому что на далёком Севере живут, трудятся, растят детей разные народы - чукчи, эвенки, ненцы и другие. Их жизнь отличается от нашей жизни. И одежда, и жильё, и работа, и язык - всё другое.

- Знаете ли вы, какая зимняя хантейская одежда?

Много лет назад изобрели эту одежду деды и прадеды хантов: штаны мехом внутрь, штаны мехом наружу, рубашка мехом внутрь, чулки мехом внутрь, обувь - кисы тоже на меху, шапка меховая, а ещё малица шуба с капюшоном. Она надевается через го-лову. Мужской пояс - тяжёлый с левой (правой) стороны висят ножны, черенок ножа направлен назад (вперед) - так удобно вытаскивать нож. Слева - оселок и шило. В мороз и дождь шилом можно развязать узел. Здесь имеются разные металлические пуговицы, украшения, цепочки. Пояс делается из кожи. На поясе есть застёжки. Женский пояс плетут из разноцветных нитей и бисера. Никакой мороз и ветер не страшны в такой одежде.

А чтобы одежда была не только тёплая, но и красивая, её украшают орнаментом. Орнамент переводиться с латинского языка как узор, украшение. Украсить, значит усилить эмоционально-художественное воздействие предмета на человека.

Создание, составление орнамента всегда зависит от материала, из которого сделан предмет, от способа его обработки, формы и назначения. Являясь специфической формой отражения действительности (созданием рук человека, орнамент развивался вместе с историей человеческого общества.

Представьте себе, что узоров нет. Какими станут все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся?

Рассмотрите наиболее типичные, часто встречающиеся орнаменты (иллюстрации в книге Турутиной П. Г. "По тропам моих предков и моего детства", журналы "Ямальский меридиан" №2 2003; образцы орнаментов).

Самостоятельная работа: дети пробуют нарисовать элементы хантейского орнамента. Помочь тем, кто будет затрудняться выполнять задание.

Занятие 4.

Материал: Заготовки сумок вырезанных из бумаги; гуашь, кисти; Книга П. Г. Турутиной; иллюстрации.

Словарная работа: сукно, бисер, шкуры, орнамент.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.

- Чем украшают хантейские женщины одежду?

(орнаментом из бисера, меха).

Мы с вами сегодня познакомимся с одним из главных элементов северных узоров - "оленьи рога"

- Где вы видели такой орнамент? (правильно на флаге и гербе нашего города)

Рассмотрите ненецкую сумку (фото в книге Турутиной с. 52, с. 56.)

- Какие элементы используют в украшении сумок?

Композиции из сочетаний простых фигур используют ненцы в аппликациях, украшающих сумки и кошельки, прикрепляемые к сумке кожаными ремешками. Сочетания вырезанных треугольников, полос, квадратов, расположенных то по горизонтали, то по косой линии или полукругу, определяют особенности убранства этих изделий. Их декоративное решение усиливается использованием контрастных тонов с небольшими вкраплениями ярких цветных полосок на границах орнаментальных лент. В народных образцах такие вставки делаются из комбинаций красного, зелёного и жёлтого сукна.

Самостоятельная работа: украсьте ненецкую сумку для хранения меховой одежды.

Занятие 7

Тема " Природа Севера" (рисование + лепка "Северное сияние", "Олень").

Цель:

- познакомить с природным явлением "Северное сияние";

- закрепить навыки смешивания красок;

- учить передавать в лепке образ северного оленя;

- закреплять умение лепить, соблюдая пропорции;

- воспитывать любовь к родному краю.

Занятие 1. Рисование - монотипия

Материал: для фона нужно использовать тонированную бумагу (размер альбомного лис-та, лучше глянцевый цветной картон; гуашь семи цветов, кисти толстые, кафельная плитка или оргстекло.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением северного сияния, рассказ воспитателя об этом природном явлении.

Ход занятия

Ямал - край суровый. Зима здесь продолжается почти 8 месяцев. "Июнь - ещё не лето, - говорят на Севере, - а август - уже не лето". И поэтому, наверное, так чувствуется радость от голубого неба, зелёной травы, от солнца, которое щедро расточает теплый свет. Зимой всё иное, северное сияние часто объемлет небо. Ненецкие мифы связывают его всполохи с пламенем, исходящим от дыхания гигантского быка, что живет далеко во льдах и насылает на землю стужу. Северное сияние исполнено торжественности, наполнено цветовыми переливами - это праздник ночи.

За полярной кромкой заискрилось

Вспыхнуло, и танцевать пошло

Может, это только нам приснилось?

Это чудо, может быть восьмое,

Остаётся в сердце на всегда,

Дарит нам полярная звезда!

Северный цветок слегка склонился

С неба лепестками нас маня

И узором в темноте пролился,

Заколдуя, радуя тебя.

Улыбайся, тундра, улыбайся

Заливай огнями, чудный край.

Счастье к людям чаще возвращайся

Как волшебный, хоть и зимний май.

-О чём говорится в стихотворении?

- С чем сравнивается северное сияние?

- А вы видели северное сияние?

Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением этого явления.

- Какие краски присутствуют в северном сиянии? (Они нежные, не яркие, бледные, имеют лишь оттенки.)

Самостоятельная работа предполагает выполнение задания.

На столе разложены гуашь, кисти, вода, кафельная плитка или оргстекло. Нужно:

1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.

2. Накрыть листом бумаги изображение на плитке и произнести волшебные слова: "Абра - катабра, шишел - мышел. Что тут вышло?"

3. Движение руки "на себя" открыть листок, на котором будет монотипия.

По желанию дети дополняют работу сюжетом.

Занятие 8.

Тема: "Природа Севера".

Занятие 2. Лепка - "Олень".

Цель:

- закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, при-давать линиям плавность, изящность в соответствии с характером керамической фигуры;

- дополнять изображение характерными деталями;

- воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.

Материал: глина, стеки, вода или смоченная в воде губка для сглаживания поверхности изделия. Керамическая фигурка "Северного оленя". Иллюстрации с изображением северного оленя.

Предварительная работа: знакомить с животными севера на занятии по валеологии, читать сказки, рассматривать иллюстрации и картины с изображением оленя.

Словарная работа: ягель, упряжка, олений лишайник, копытные животные, пастбище.

Ход занятия

Кто по тундре лихо мчится

И морозов не боится?

Угадайте, что за зверь я!

У меня на лбу - деревья! (олень)

В тундре без оленя нельзя. Нет оленя - нет транспорта, нет меховой одежды, нет еды. Оленьи шкуры согревают чум - дом хантов. Сверху и внутри чум покрыт оленьими шкурами. В самые морозные дни топится железная печка, и тогда в чуме очень тепло.

Оленей запрягают в упряжку. И там, где машина не пройдёт по глубокому снегу, оленья упряжка быстро домчит куда нужно.

- А знаете ли вы, чем питаются олени? Расскажите об этом, выбрав правильные ответы:

* олени едят мясо, суп, картошку;

*олени едят всё, что попадётся;

* олени едят ягель - олений лишайник, который растёт в тундре, а также летом траву и грибы.

Рассмотрите репродукции рогатых животных (олень, лось, козёл.). Обратите внимание на необычную конструкцию их рогов. Используя наглядное пособие "Движение копытных животных", сфокусировать внимание детей на изображении передних и зад-них ног, на сгиб суставов ног во время движения.

Обследовать фигурку керамического животного - северного оленя. Спрашивая детей, уточнить приёмы лепки. Направлять внимание на передачу характера оленя (гордый, не-зависимый.).

В конце занятия выставить все работы на приготовленное "пастбище".

Оленье стадо - это сама тундра, пришедшая в движение. С оленем связана вся жизнь ханта. Олень - надёжный и верный друг, помогающий кочевьях. Олень - это и источник жизни, дающий мясо и шкуры, которыми утепляется чум, из шкур шьют одежды, а мужчины делают арканы, даже нитки для шитья выделываются из оленьих сухожилий. Олень олицетворяет силу и выносливость - качества, которые ненцы особенно ценят в людях. Оленёнком называет ребёнка мать, Олень - любимый персонаж северных сказок. Так, тундра, чум, олень сливаются в единый образ Родины.

Занятие 9 - 10.

Тема: «Я вижу Ямал". (Итоговое занятие. Рисование сюжетной картины о быте оленеводов.)

На выполнение этой темы отводится два занятия.

Цель:

- обобщить знания, полученные ранее на занятиях "Моя Родина - Север";

- закрепить знания о быте коренных жителей;

- расширить знания об окружающем мире;

- прививать любовь к природе Севера.

Программное содержание: закреплять умение рисовать по собственному замыслу. Самостоятельно продумывать содержание, композиции рисунка, материал для рисования. До-водить задуманное до конца, Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к краю, где живут.

Материал: бумага разного формата и цвета, акварель, гуашь разного цвета, белила, цветные карандаши, цветные восковые мелки (на выбор).

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: формирование общественных представлений; знакомство с окружающим, беседы и разговоры с детьми о нашей Ямальской земле, чтение книг, просмотр диафильмов, иллюстраций, репродукций.

Ямал в переводе с ненецкого означает "край земли". Ямал - это полуостров, омываемый холодными водами Красного моря. Ямал - это и название Ямало - Ненецкого автономного округа, территория которого простирается на сотни тысяч километров, охватывая полуостров Ямал, большую часть Гыдынского полуострова, приполярную тундру и лесотундру Зауралья. Столица Ямала - Салехард, единственный в мире город, через который проходит Северный полярный круг.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем (национальный компонент) Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. Цель:Приобщить к культуре народов Севера. Культивировать эмоциональное,.

Статья о коллеге Трофимчук Вере Алексеевне Не нужны роскошные палаты, если сердце добротой богато. «Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл.

Автор публикации:
Цикл занятий по изодеятельности с включением НРК «Я живу на Ямале»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 18:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл занятий по изодеятельности с включением НРК «Я живу на Ямале»» (включая файлы) размещена пользователем Рима Сафина (УИ 142587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД